Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Содержание и процесс интеграции филологических дисциплин в школьном образовании (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторБелова Н. А.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц223
ID316264
АннотацияМонография отражает исследование содержания и процесса интеграции филологических дисциплин в школьном образовании. Автор книги считает, что эффективность современного филологического образования, а именно успешное решение учителями задач развития целостных, системных знаний школьников, зависит от того, насколько качественно сформирована профессиональная компетенция студентов, будущих учителей-словесников, в рамках осуществления интегративного подхода. Основываясь на анализе путей и возможностей интеграции традиционных в отечественном школьном образовании учебных предметов «Русский язык» и «Литература», автор предлагает оригинальную методику обучения студентов-филологов, нацеленную на углубление их профессиональной подготовки в вузе.
Кому рекомендованоМонография предназначена для научных работников, аспирантов, студентов-филологов, а также может оказаться полезной учителям-словесникам.
ISBN978-5-9765-1987-9
УДК37.016:811.161.1’06
ББК74.58
Белова, Н.А. Содержание и процесс интеграции филологических дисциплин в школьном образовании : монография / Н.А. Белова .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2014 .— 223 с. — Библиогр.: с. 173-191 .— ISBN 978-5-9765-1987-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/316264 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Автор книги считает, что эффективность современного филологического образования, а именно успешное решение учителями задач развития целостных, системных знаний школьников, зависит от того, насколько качественно сформирована профессиональная компетенция студентов, будущих учителей-словесников, в рамках осуществления интегративного подхода. <...> Опираясь на опыт лучших методистов прошлого, внесли существенный вклад в разработку общих вопросов методики преподавания русского языка Л. П. Федоренко, А. В. Текучев, 3 М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, А. И. Власенков и др. <...> Целью автора является разработка методики обучения студентовфилологов использованию содержательных и процессуальных связей русского языка и литературы в рамках реализации принципа интеграции в процессе профессиональной подготовки учителя словесности. <...> Необходимо отметить, что интегративный подход – не столько утвердившееся, сколько развивающееся направление как науки, так и практики (в том числе методики преподавания филологических дисциплин). <...> Интеграция как особая тенденция в развитии науки означает в широком смысле слова стремление к целостному охвату знания и его объединение в самых разнообразных формах, начиная от простого обобщения фактов и кончая междисциплинарными теориями [Лукашевич, 1985; Блауберг, 1997; Кохановский, 1999; Кузнецова, 1999; Меркулов, 1999]. <...> Интеграцию знаний В. К. Лукашевич рассматривает как процесс концептуального взаимодействия наук, результат которого – наиболее общие концептуальные схемы исследуемой реальности [Лукашевич, 1985: 93]. <...> В соответствии с понятием концепции как основной точки зрения на предмет, главной мысли, общего замысла, под концептуальностью В. К. Лукашевич понимает свойство определенной совокупности знаний, наличие которого придает этой совокупности целостный системный характер, а под концептуализацией – осуществляемый субъектом познания процесс системного оформления наличного <...>
Содержание_и_процесс_интеграции_филологических_дисциплин_в_школьном_образовании_(1).pdf
УДК 37.016:811.161.1’06 ББК Ч48 Б435 Р е ц е н з е н т ы: кафедра русского языка Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева; доктор педагогических наук профессор Н.Д .Десяева; кандидат педагогических наук доцент Т.П. Малявина Белова Н.А. Б435 Содержание и процесс интеграции филологических дисциплин в школьном образовании [Электронный ресурс] : монография / Н.А. Белова. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 222 с. ISBN 978-5-9765-1987-9 Монография отражает исследование содержания и процесса интеграции филологических дисциплин в школьном образовании. Автор книги считает, что эффективность современного филологического образования, а именно успешное решение учителями задач развития целостных, системных знаний школьников, зависит от того, насколько качественно сформирована профессиональная компетенция студентов, будущих учителей-словесников, в рамках осуществления интегративного подхода. Основываясь на анализе путей и возможностей интеграции традиционных в отечественном школьном образовании учебных предметов «Русский язык» и «Литература», автор предлагает оригинальную методику обучения студентовфилологов, нацеленную на углубление их профессиональной подготовки в вузе. Монография предназначена для научных работников, аспирантов, студентов-филологов, а также может оказаться полезной учителям-словесникам. УДК 37.016:811.161.1’06 ББК Ч48 ISBN 978-5-9765-1987-9 © Н.А. Белова, 2005 © Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Философские и методологические основы исследования процесса интеграции филологических дисциплин 1.1. Изучение процесса интеграции – перспективное направление современной науки 1.2. Специфика филологии как одного из аспектов гуманитарного знания. Текст – интегрирующая основа филологических дисциплин 1.3. Дидактико-методические предпосылки обучения школьников в условиях интеграции филологических дисциплин 1.3.1. Развитие теории интеграции в обучении 1.3.2. Место интегративного принципа среди дидактических принципов обучения и его отражение в целях, содержании, методах и формах организации обучения 1.4. Психологические особенности восприятия интегрированного материала 1.4.1. Развитие способности к обобщению как условие успешного восприятия интегрированного материала 1.4.2. Влияние интегративного подхода на развитие креативности личности Глава 2. Пути реализации интеграции дисциплин филологического цикла в современном школьном образовании 2.1. Исторические и теоретические основы интегрированного обучения 2.1.1. История и современность школьных интегрированных курсов по русскому языку и литературе 2.1.2. Анализ содержания школьного филологического образования последней четверти XX – начала XXI вв. с точки зрения реализации идеи интеграции русского языка и литературы 2.1.3. Степень подготовленности учителей-словесников к использованию интегративного подхода в школьном образовании 2.2. Содержательные и процессуальные уровни интегрированного обучения филологическим дисциплинам 2.2.1. Уровни интеграции учебных дисциплин в обучении 2.2.2. Интеграция содержания филологических предметов на уровне межпредметных связей 2.2.3. Осуществление интеграции в школьном филологическом образовании на уровне дидактического синтеза 2.2.4. Интеграция русского языка и литературы на уровне целостности в курсе «Русская словесность» 220
Стр.220
Глава 3. Методические основы спецкурса «Интегративный подход к изучению филологических дисциплин в школе» в системе профессиональной подготовки студентов-филологов в педагогических вузах 3.1. Ознакомление студентов с интегративным подходом как одно из условий формирования профессиональной компетенции будущих учителейсловесников 3.2. Этапы формирования методических умений студентов как будущих учителей-словесников применительно к интегрированному обучению в школе 3.2.1.Теоретические основы и практика обучения бакалавров-филологов профессиональным методическим умениям в рамках спецкурса «Интегративный подход к изучению филологических дисциплин в школе» 3.2.2. Обучение студентов методике проведения урока словесности как интегрированной форме организации образовательного процесса в школе 3.2.3. Обучение студентов-филологов реализации интеграции на уровне дидактического синтеза и межпредметных связей при изучении русского языка на текстовом материале Заключение Литература Приложение 1. Примерная рабочая программа, отражающая межпредметные понятийные связи русского языка и литературы в школьном курсе русского языка Приложение 2. Примерная программа для создания уроков развития связной речи Приложение 3. Примерная программа для создания уроков словесности Приложение 4. Программа спецкурса «Интегративный подход к изучению филологических дисциплин в школе»
Стр.221

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ