Е. Г. Уманская РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДЕПРИВАЦИИ Монография Москва 2013 УДК 15 ББК 88.484 У521 Р е ц е н з е н т ы: О. С. Орлова, доктор педагогических наук, профессор Н. В. Уфимцева, доктор филологических наук, профессор У521 Уманская Е. Г. Развитие личности в условиях депривации: Монография. <...> В настоящее время в контекстах разных исследований концепция психической депривации рассматривается с различных точек зрения; существует множество трактовок понятия «депривация», так же как и подходов к построению психокоррекционных программ. <...> Особый интерес представляет анализ результатов исследований по проблеме депривации, который показывает, что последствия депривации осложняют социализацию и социальную адаптацию ребенка в обществе, при этом ребенок теряет присущую его возрасту физическую и психическую активность. <...> Исследование психического госпитализма в послевоенный период . <...> Идеогенез проблемы депривации заключается в изменении понятийного аппарата — от специального понятия «госпитализм» до более широкого понятия «депривация». <...> В настоящее время в контекстах разных исследований концепция психической депривации рассматривается с различных точек зрения; существует множество трактовок понятия «депривация», так же как и подходов к построению психокоррекционных программ. <...> Именно поэтому анализ основных подходов к проблеме депривации актуален сегод4 ня. <...> ФЕНОМЕН ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ Значения и смыслы понятия «депривация» В современном мире отчетливо проявляются тревожные тенденции: резкое увеличение безнадзорных и беспризорных детей, социальных сирот, оставшихся без попечения родителей и проявляющих асоциальное поведение (алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция и т. д.) <...> . В связи с этим возникла необходимость понимания природы детских проблем, поэтому значение проблемы депривации едва ли нуждается в обосновании. <...> В связи с этим особую значимость приобретает изучение эмоциональной <...>
Развитие_личности_в_условиях_депривации._Монография.pdf
УДК 15
ББК 88.484
У521
Р е ц е н з е н т ы:
О. С. Орлова, доктор педагогических наук, профессор
Н. В. Уфимцева, доктор филологических наук, профессор
У521 Уманская Е. Г. Развитие личности в условиях
депривации: Монография. — М.: Прометей, 2013. — 148 с.
В настоящее время в контекстах разных исследований концепция
психической депривации рассматривается с различных точек зрения;
существует множество трактовок понятия «депривация», так же как и
подходов к построению психокоррекционных программ. Безусловно,
анализ содержания современных интерпретаций понятия «депривация»
является актуальной задачей исследования.
Особый интерес представляет анализ результатов исследований
по проблеме депривации, который показывает, что последствия
депривации осложняют социализацию и социальную адаптацию ребенка
в обществе, при этом ребенок теряет присущую его возрасту физическую и
психическую активность.
ISBN 978-5-7042-2421-1
© Е. Г. Уманская, 2013
© Издательство «Прометей», 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Феномен психической депривации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Значения и смыслы понятия «депривация» . . . . . . . . . . . . 6
Научные и социально-экономические предпосылки
исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Понятие депривации и ее основные виды . . . . . . . . . . . . .24
Подходы к проблеме лишения жизненно важных потребностей
ребенка в зарубежных исследованиях . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Исследование детского госпитализма в 20-е гг. ХХ в. . . . . .36
Психоаналитические теории депривации . . . . . . . . . . . . .39
Р. Шпиц. Исследование психического госпитализма
в послевоенный период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
А. Фрейд. Компенсация неблагоприятных эффектов
депривации. Концепция линии развития . . . . . . . . . . . . . .48
Теория объектных отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53
М. Малер. Теория отделения — индивидуации . . . . . . . . . .55
Ранние работы Дж. Боулби по сепарации . . . . . . . . . . . . .58
Теория привязанности и депривация . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67
Этологические исследования депривации . . . . . . . . . . . . .67
Основные положения теории привязанности Дж. Боулби. . .88
Экспериментальные исследования поведения
привязанности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97
Специфика развития личности в условиях депривации . . . . . . 103
Тенденции современных исследований феномена
депривации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Возрастные особенности развития личности в условиях
депривации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Возможности коррекции нарушений депривационного
развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
3
Стр.3