Б. П. Пузанов МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА» (для специальности 03170 «Олигофренопедагогика») Москва — 2014 УД 378(075.4):376К ББК 74.35я П882 73 П882 Пузанов Б. П. <...> Дисциплина «Олигофренопедагогика» является одной из основных в модуле Дисциплины по выбору студентов — «Олигофренопедагогика», формирующей компетенции бакалавра-дефектолога в обучении и воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития. <...> Дисциплина «Олигофренопедагогика» закладывает теоретическую базу для изучения ряда специальных дисциплин: методов психолого-педагогической диагностики умственной отсталости, методики воспитательной работы в школе, специальных методик преподавания русского языка, математики, географии, естествознания, истории, изобразительного искусства, пения и музыки. <...> Содержание и структура дисциплины отражают модель подготовки бакалавра-олигофренопедагога и реализуют связи с дисциплинами общего и специального психолого-педагогического цикла и цикла дисциплин, раскрывающих анатомо-физиологические основы специального (дефектологического) образования. <...> Предмет, задачи и методы изучения, обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта . <...> Умственно отсталые дети как объект изучения, обучения, воспитания, реабилитации и социальной адаптации . <...> Психолого-педагогическая характеристика учащихся специальной (коррекционной) школы 8-го вида . <...> Система помощи детям с нарушением интеллекта в РФ . <...> Изучение, обучение, воспитание, развитие и коррекция как единый педагогический процесс . <...> Сущность процесса обучения в специальной (коррекционной) школе 8-го вида . <...> Сущность, цели, задачи и принципы воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы 8-го вида . <...> 576 час.), формирующей компетенции бакалавра-дефектолога в обучении и воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития, и относится к основным научным дисциплинам, формирующим будущего <...>
Методические_рекомендации_для_самостоятельной_работы_студентов_по_дисциплине_«Олигофренопедагогика»..pdf
УД 378(075.4):376К
ББК 74.35я
П882
73
П882 Пузанов Б. П. Методические рекомендации для самостоятельной
работы студентов по дисциплине «Олигофренопедагогика» (для
специальности 03170 «Олигофренопедагогика»). — М.: Прометей,
2014. — 44 с.
Дисциплина «Олигофренопедагогика» является одной из основных
в модуле Дисциплины по выбору студентов — «Олигофренопедагогика»,
формирующей компетенции бакалавра-дефектолога
в обучении и воспитании детей с нарушениями интеллектуального
развития.
Дисциплина «Олигофренопедагогика» закладывает теоретическую
базу для изучения ряда специальных дисциплин: методов
психолого-педагогической диагностики умственной отсталости, методики
воспитательной работы в школе, специальных методик преподавания
русского языка, математики, географии, естествознания,
истории, изобразительного искусства, пения и музыки.
Содержание и структура дисциплины отражают модель подготовки
бакалавра-олигофренопедагога и реализуют связи с дисциплинами
общего и специального психолого-педагогического цикла и цикла
дисциплин, раскрывающих анатомо-физиологические основы специального
(дефектологического) образования.
ISBN 978-5-7042-2524-9
© Б. П. Пузанов, 2014
© Издательство «Прометей», 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ . . . . . . . . 6
1.1. Предмет, задачи и методы изучения, обучения и воспитания детей
с нарушением интеллекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Умственно отсталые дети как объект изучения, обучения, воспитания,
реабилитации и социальной адаптации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3. Классификация умственной отсталости(по М. С. Певзнер и ВОЗ) . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.4. Психолого-педагогическая характеристика учащихся специальной
(коррекционной) школы 8-го вида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.5. Система помощи детям с нарушением интеллекта в РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.6. Изучение, обучение, воспитание, развитие и коррекция как единый
педагогический процесс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.1. Сущность процесса обучения в специальной (коррекционной) школе 8-го вида . . . . . 14
2.2. Содержание образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.3. Основные принципы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.4. Основные методы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.5. Формы организации процесса обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.6. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
РАЗДЕЛ 3. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.1. Сущность, цели, задачи и принципы воспитания учащихся специальной
(коррекционной) школы 8-го вида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.2. Содержание и методы воспитательной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3.3. Трудовое воспитание, обучение и профориентационная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3.4. Нравственное воспитание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
3.5. Эстетическое воспитание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
3.6. Физическое воспитание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
3.7. Ученический коллектив и особенности его формирования в специальной
(коррекционной) школе 8-го вида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
3.8. Внеклассная и внешкольная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
3.9. Совместная работа школы и семьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.10. Роль учителя, классного руководителя и воспитателя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3.11. Руководство воспитательной работой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
РАЗДЕЛ 4. РУКОВОДСТВО И УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ . . . . . . . . . . . . . . 32
4.1. Внутришкольный контроль за учебно-воспитательным процессом . . . . . . . . . . . . . . . 32
Примерный перечень вопросов к зачету . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Примерная тематика рефератов и курсовых работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Примерный перечень вопросов к зачету, экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Стр.3