Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 507247)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Методика и методология научного исследования (90,00 руб.)

0   0
Авторы Кузьминых Елена Олеговна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц27
ID673202
АннотацияУчебно-методическое пособие подготовлено на кафедре гуманитарных наук и искусств Воронежского государственного университета филологического факультета.
Кому рекомендованоРекомендовано для студентов 1–4-го курсов филологического факультета Воронежского государственного университета.
Методика и методология научного исследования [Электронный ресурс] / Е.О. Кузьминых .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2017 .— 27 с. — 27 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/673202

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Методика_и_методология_научного_исследования.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Методика_и_методология_научного_исследования.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕТОДИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Учебно-методическое пособие Составитель Е.О. Кузьминых Воронеж Издательский дом ВГУ 2017
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Цель и значение курсовой работы ............................................................... ..... 4 Этапы подготовки курсовой работы ........................................................... ..... 5 Структура и содержание курсовой работы ................................................ ..... 7 Стилистическое оформление курсовой работы ......................................... ... 10 Техническое оформление курсовой работы ............................................... ... 12 Защита и критерии оценки курсовой работы ............................................. ... 19 Приложение А Образец титульного листа курсовой работы .................. ... 22 Приложение Б Образец оформления содержания курсовой работы ....... ... 23 Приложение В Примеры оформления библиографического описания .. ... 24 Приложение Г Образец оформления приложений .................................... ... 26 3
Стр.3
Существуют формальные правила, предъявляемые к теме и названию работы: тема работы не должна выходить за рамки программы обучения бакалавра; должна быть достаточно узкой, конкретной и практически значимой; соответствовать научным интересам студента; название работы должно давать точную информацию о сущности работы, но быть достаточно кратким. Из заглавия следует убрать лишние слова, чтобы их общее количество довести по возможности до 6-7. Если тему невозможно сформулировать кратко, часть её формулировки лучше представить в подзаголовке и дать его в круглых скобках. В заглавии не должно быть придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов. Определившись с темой, студент приступает к подбору необходимой литературы по теме исследования. Основным местом поиска необходимых источников информации являются каталоги библиотек. Прежде всего, следует воспользоваться услугами научной зональной библиотеки ВГУ (Проспект Революции 24) и Воронежской областной универсальной научной библиотеки им. И.С. Никитина (Пл. Ленина 2), где, помимо карточных каталогов, можно осуществлять поиск в имеющихся электронных каталогах. Интерес для студентов представляют следующие ресурсы, на которых можно осуществлять поиск научной информации: электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" (https://biblioclub.ru/), научная электронная библиотека elibrary. ru (http://elibrary.ru/defaultx.asp), научная электронная библиотека «КиберЛенинка» (http://cyberleninka.ru/) и др. После подбора литературы необходимо приступить к планированию работы. Первоначальный вариант плана исследования составляется в ходе предварительного ознакомления с возможными источниками информации. Он помогает установить общий круг вопросов, определить основные направления в освещении ключевых аспектов темы. После согласования пунктов плана его утверждает преподаватель, и студент приступает к де6
Стр.6
тальному изучению отобранных литературных источников. Основными формами фиксирования информации на данном этапе являются выписки цитат, аннотирование, тезирование, конспектирование с точным указанием источника, автора, издательства, года издания, страниц для последующего использования при составлении списка литературы. По итогам этого этапа работы возможно изменение и уточнение первоначального плана и корректировка названия темы. Все изменения в плане должны быть согласованы с научным руководителем, который утверждает окончательный вариант плана. Окончательный план исследования вносится в текст работы и называется содержание. Далее с учетом темы и утвержденной структуры работы студент собирает, анализирует, обрабатывает, систематизирует, обобщает научные данные, делает выводы и предоставляет научному руководителю черновой вариант работы. После исправлений и рекомендаций, сделанных преподавателем, пишется окончательный текст работы, оформляется в соответствии с установленными правилами и предоставляется для окончательной проверки не позднее, чем за 2 недели до защиты. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Студенческая письменная работа оценивается не только по содержанию, актуальности и глубине ее научной разработки, но и по методической культуре выполнения, одним из показателей которой является правильная структура текста. Типовой состав письменной работы предполагает наличие в ней следующих обязательных компонентов:  введения  основной части (состоит из глав, при необходимости подразделенных на параграфы)  заключения 7
Стр.7
 списка использованной литературы. В качестве необязательных компонентов в состав письменной работы могут быть включены приложения. Введение – это визитная карточка исследования. Если содержание основной части может быть любым, поскольку оно индивидуально и диктуется конкретной спецификой темы, то содержание введения обязательно должно включать ряд общепринятых формулировок. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, описывается степень разработанности проблемы в научной литературе, формулируются цель и задачи исследования, указываются объект и предмет, методы, использованные в работе. Как правило, введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Актуальность – это степень важности темы в данный момент, для решения данной проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным (диплом – 1 стр., курсовая – 0,5 стр.). Раскрыть актуальность можно следующим образом:  дать обзор работам и указать на малую изученность темы;  указать на возможность решения определенной практической задачи на основе полученных и исследованных данных;  там, где это уместно, можно подтвердить актуальность своего выбора аргументами социального плана, обосновать с точки зрения накопившихся социальных проблем. Цель – это конечный результат, который необходимо получить при проведении исследования. Для достижения результата, необходимо сформулировать конкретные задачи в рамках поставленной цели. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., установить..., выявить..., выяснить..., сформулировать..., обосновать..., проверить..., создать..., определить..., описать.. разработать..., испытать... и т. д.). Задач должно быть несколько. В совокупности они должны представлять собой план, в соответ8
Стр.8
ствии с которым разворачивается текст основной части работы. Основная часть работы – это постепенное решение задач (наиболее распространенная ситуация, когда формулировки задач совпадают с названиями глав и параграфов основной части). После определения цели и задач необходимо перейти к формулировке объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования. Предметом исследования становится сторона объекта, например те или иные его свойства или особенности, конкретные функции, т.е объект в одном из возможных ракурсов рассмотрения. Пример:  тема: «Печатная графика в России первой четверти XVIII века»;  цель: рассмотреть место, роль, и особенности печатной графики в изобразительном искусстве России первой четверти XVIII века;  объект: изобразительное искусство России первой четверти XVIII века;  предмет: печатная графика первой четверти XVIII века Обязательным требованием к тексту введения является указание методов, которыми пользовался автор. Они служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели. Введение, как и заключение, рекомендуется писать после полного завершения основной части. Объем заключения должен быть равен объему введения и составлять 3-4 страницы. Следующая часть работы – это список использованной литературы. Каждый литературный источник, включенный в список, должен иметь отражение в рукописи исследования. Если студент делает ссылку на заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то в ссылке указыва9
Стр.9
ется, откуда взяты материалы. Приложение содержит вспомогательные материалы, которые загромождают текст основной работы или косвенно связаны с темой исследования. Обычно в приложение выносятся тесты, таблицы, иллюстрации, графики, диаграммы, аналитические, статистические, итоговые материалы. СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Тема исследования должна быть раскрыта полно и обстоятельно. Следует изучить как можно больше источников по теме, изложить взгляды разных исследователей на проблему, не допуская прямого списывания, необходимо пересказать суть научной концепции, подкрепляя ее достоверность документированными ссылками. Работа должна быть композиционно стройной и логичной. Нужно следить за четкостью, корректностью, связностью изложения, избегать повторов и нарушения исследовательской логики. Необходимо соблюдать единый стиль научной работы, который характеризуется смысловой законченностью, целостность, связностью, терминологической точностью, объективностью и доказательностью изложения. Нужно избегать эмоционально окрашенной разговорной лексики, некорректных и бездоказательных оценок, расплывчатых формулировок, общих фраз, слишком длинных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Длина абзаца не должна превышать одной страницы, в абзаце должно быть больше одного предложения. В научной работе не принято вести изложение от первого лица единственного числа, чаще используются безличные и неопределенно-личные предложения. Например: Представляется, что…; Представляется целесообразным отметить…; Как уже указывалось…; Нетрудно убедиться в том, что…; Представляет интерес рассмотрение…; Есть все основания полагать, что…; Возвращаясь к во10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически