И. И. Андрюшина, Е. Л. Лебедева ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ Учебное пособие Москва 2012 УДК 372.8:811.611 ББК 74.268.19=411.2,5 А665 Рецензенты: О. С. Ушакова, зав. лабораторией изучения детской речи Института развития дошкольного образования РАО, доктор педагогических наук, профессор В. И. Яшина, зав. кафедрой теории и методики дошкольного образования МПГУ, кандидат педагогических наук, профессор А665 Андрюшина И. И., Лебедева Е. Л. <...> Учебное пособие содержит программу практикума по выразительному чтению, теоретический материал, тексты художественных произведений для аудиторных, самостоятельных занятий и практические задания для формирования выразительности речи студентов. <...> Пособие также содержит краткие терминологический и орфоэпический словари, список литературы, рекомендованной для педагогических колледжей и вузов, сценарии кукольных спектаклей, примерные речевые партитуры текстов. <...> Практические занятия заканчиваются обобщением полученных результатов и составлением перспективного плана формирования средств интонационной выразительности у детей. <...> 6 Основными задачами курса являются: знакомство с искусством художественного чтения, историей его возникновения, основными принципами выразительного чтения и рассказывания литературных произведений; формирование навыков анализа произведения и его исполнения; формирование представлений о театрализованной деятельности дошкольников и развитие у студентов навыков дидактического общения. <...> Однако основные методические рекомендации к формированию выразительности чтения остаются актуальными и теперь. <...> Задачей одного из них 7 является изучение особенностей использования средств интонационной выразительности в разных возрастных группах детского сада. <...> Театрализованная деятельность дошкольников, несомненно, представляет собой творческий процесс, а как показали исследования Е. А. Флериной, любая творческая деятельность детей нуждается в руководстве взрослого <...>
Выразительное_чтение.pdf
УДК 372.8:811.611
ББК 74.268.19=411.2,5
А665
Рецензенты:
О. С. Ушакова, зав. лабораторией изучения детской речи
Института развития дошкольного образования РАО, доктор
педагогических наук, профессор
В. И. Яшина, зав. кафедрой теории и методики дошкольного
образования МПГУ, кандидат педагогических наук, профессор
А665
Андрюшина И. И., Лебедева Е. Л. Выразительное
чтение: Учебное пособие. — М.: Прометей, 2012. — 160 с.
Учебное пособие содержит программу практикума по выразительному
чтению, теоретический материал, тексты художественных произведений для
аудиторных, самостоятельных занятий и практические задания для
формирования выразительности речи студентов. Данное издание призвано
помочь студентам факультета дошкольной педагогики и психологии
овладеть
основами
выразительного
чтения
и рассказывания,
необходимыми для будущей профессиональной деятельности.
Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям
031100 «Педагогика и методика дошкольного образования» и 030900
«Педагогика и психология дошкольная».
ISBN 978-5-7042-2372-6
© И. И. Андрюшина,Е. Л. Лебедева, 2012
© Издательство «Прометей», 2012
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
ГЛАВА I. Практикум по выразительному чтению
как учебная дисциплина в ВУЗе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Программа спецкурса «практикум по выразительному
чтению» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
ГЛАВА II. Из истории искусства выразительного чтения . . . . .22
Работа над техникой речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Дыхание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Дикция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
Артикуляционная гимнастика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
Орфоэпия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45
Средства интонационной выразительности . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Вопросы к теме «техника речи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
ГЛАВА III. Особенности исполнения произведений
разных жанров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51
Особенности исполнения малых форм фольклора . . . . . . . . . . .51
Чтение и рассказывание сказок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
Особенности исполнения стихов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64
Исполнение басен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .104
Особенности исполнения прозаических произведений . . . . . .106
ГЛАВА IV. Инсценирование литературных произведений . . . .123
Театр в работе с дошкольниками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .123
Упражнения на ширме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .124
Рекомендации к написанию сценариев и инсценировок . . . . . .127
ГЛАВА V. Психолого-педагогический практикум
по выразительному чтению на базе дошкольного
учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .136
Занятие 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .136
Занятие 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .139
3
Стр.3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .141
ПРИЛОЖЕНИЯ
Словарь терминов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .145
Орфоэпический словарик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .148
Стр.4