МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» И. М. Першин, В. А. Криштал, В. В. Григорьев УПРАВЛЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ. <...> ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 220400 (27.03.04) –Управление в технических системах Профиль подготовки «Управление в технических системах» Бакалавриат Рекомендовано учебно-методическим объединением вузов РФ по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 220400 – Управление в технических системах Ставрополь 2014 УДК 681.3: 378.4 (075.8) ББК 31.277: 74.58 я73 П 27 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: д-р техн. наук, проф. <...> Предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 220400 (27.03.04) – Управление в технических системах. <...> УДК 681.3: 378.4 (075.8) ББК 31.277: 74.58 я73 ISBN 978-5-905989-49-0 © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2014 ПРИДЕСЛОВИЕ Качество учебно-воспитательного процесса в университете во многом зависит от увлечённости студентов, понимания важности и необходимости самостоятельной работы. <...> Дисциплина «Введение в специальность» является предшествующей для ряда учебных дисциплин по направлению подготовки 220400 – Управление в технических системах, профилю подготовки «Автоматизация и управление» и на основе знаний, умений и компетенций, приобретенных студентом в процессе ее освоения формируются соответствующие знания, умения и компетенции для последующих учебных дисциплин, предусмотренных основной образовательной программой (ООП) профессиональной подготовки квалифицированного бакалавра по направлению <...>
Управление_в_технических_системах._Введение_в_специальность.pdf
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
И. М. Першин, В. А. Криштал, В. В. Григорьев
УПРАВЛЕНИЕ
В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ.
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки 220400 (27.03.04) –Управление
в технических системах
Профиль подготовки «Управление в технических системах»
Бакалавриат
Рекомендовано учебно-методическим объединением вузов РФ
по образованию в области радиотехники, электроники,
биомедицинской техники и автоматизации в качестве
учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению подготовки бакалавров
220400 – Управление в технических системах
Ставрополь
2014
Стр.1
УДК 681.3: 378.4 (075.8)
ББК 31.277: 74.58 я73
П 27
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
д-р техн. наук, проф. Г. Е. Веселов (ТТИ ЮФУ),
д-р техн. наук, проф. А. Б. Чернышев
Першин И. М., Криштал В. А., Григорьев В. В.
П 27 Управление в технических системах. Введение в специальность:
учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 146 с.
ISBN 978-5-905989-49-0
Пособие разработано в соответствии с ГОС ВПО и включают
теоретический материал по анализу и синтезу распределенных
систем.
Предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по направлению подготовки бакалавров 220400 (27.03.04) –
Управление в технических системах.
УДК 681.3: 378.4 (075.8)
ББК 31.277: 74.58 я73
ISBN 978-5-905989-49-0
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2014
Стр.2
ПРИДЕСЛОВИЕ
Качество учебно-воспитательного процесса в университете во
многом зависит от увлечённости студентов, понимания важности и
необходимости самостоятельной работы.
Этой цели служит дисциплина «Введение в специальность».
Она способствует адаптации первокурсников к особенностям и
условиям обучения в вузе. Дисциплина является интегрирующей
и показывает студенту, каким образом изучение дисциплин естественнонаучного
и профессионального циклов объединяются
в стройную систему знаний.
Изучение истории науки и техники, диалектики развития автоматики
и автоматизации и бурно развивающихся их разделов – теории
автоматического управления, моделирования и компьютерных
технологий – способствует формированию научного мировоззрения
студентов – специалистов по автоматизации технологических
процессов и производств. Исторические примеры создания, развития
и совершенствования механических, электротехнических,
электронных и автоматических устройств, их соответствия требованиям
различных отраслей материального производства позволит
рассмотреть особенности научно-технического прогресса.
Студентам в начальный период обучения сложно оценить содержание
избранной ими специальности и современный уровень
развития соответствующей отрасли науки и техники.
Данное пособие должно помочь будущему специалисту увидеть
и понять взаимосвязь различных разделов автоматизации технологических
процессов и производств, диалектику развития и становления
избранной специальности.
Цель дисциплины:
– освоение основ истории создания, развития систем контроля
и управления;
– освоение теории управления техническими системами;
– получение представления о будущей специальности и особенностях
ее получения.
Задачи дисциплины – объяснение студенту содержания профессии
и ее социальной значимости, ознакомление студентов
с программой подготовки инженеров в области автоматизации
производственных процессов, сроками и технологиями освоения
3
Стр.3
программы, с основными требованиями к профессиональной подготовке
выпускника вуза.
Дисциплина «Введение в специальность» является предшествующей
для ряда учебных дисциплин по направлению подготовки
220400 – Управление в технических системах, профилю подготовки
«Автоматизация и управление» и на основе знаний, умений и
компетенций, приобретенных студентом в процессе ее освоения
формируются соответствующие знания, умения и компетенции
для последующих учебных дисциплин, предусмотренных основной
образовательной программой (ООП) профессиональной подготовки
квалифицированного бакалавра по направлению «Управление
в технических системах».
Профессия требует кропотливого труда, выпускнику предстоит
заниматься производственно-технологической деятельностью
во всех смыслах этого понятия: например, производить компьютеризированные
устройства, отлаживать их работу и внедрять на
предприятии. Некоторые выпускники решают посвятить себя научно-исследовательской
деятельности и занимаются экспертизой
оборудования и исследованиями. Специалист с таким дипломом
может занимать и управленческую должность, ведь в программу
обучения входят экономические и финансовые дисциплины.
Будущие профессии:
– Инженер по автоматизации и механизации производственных
процессов.
– Инженер по наладке и испытаниям.
– Инженер по управлению и информатике в технических системах.
– Инженер технической поддержки.
– Инженер-программист.
– Инженер-системотехник.
– Инженер-электроник.
– Специалист в области автоматизации и управления на производстве.
–
Специалист по системам и средствам управления техническими
объектами.
Основные изучаемые направления для формирования профессионала
этого профиля:
– Системы автоматизации, управления, контроля.
4
Стр.4
– Системы технического диагностирования.
–Системы информационного обеспечения
– Методы моделирования систем,
– Методы проектирования автоматизированных технических
систем.
Сложные технические задания на моделирование и программирование
занимают большую часть времени обучения.
Обычная практика для студента этой специальности – работа
программистом-практикантом в летние каникулы.
5
Стр.5