Фарит
Кадыров
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
Т.В. Абанкина – канд. экон.
наук, директор Института
развития образования
Государственного
университета – Высшей
школы экономики
А.С. Бараховский –
генеральный директор
Центра исследования
бюджетных отношений,
г. Москва
И.Н. Колчина – начальник
отдела методологии
финансового обеспечения
и оказания государственных
услуг Департамента бюджетной
методологии Минфина
России
А.Н. Кривенец – заместитель
начальника Управления
бюджетного учета
и отчетности Федерального
казначейства
Т.А. Мороз – руководитель
отдела учета и отчетности,
главный бухгалтер
администрации г. Ставрополя
Е.В. Мухтиярова –
заместитель директора
Департамента бюджетной
политики в отраслях
социальной сферы и науки
Минфина России
С.В. Романов – директор
Департамента бюджетной
методологии Минфина России
Т.В. Саакян – заместитель
директора Департамента
бюджетной методологии
Минфина России
В.В. Сидоренко – директор
Департамента экономики
и финансов Правительства
Российской Федерации
д-р экон. наук, проф.,
заместитель директора
ЦНИИОИЗ
Эксперт номера
Каждый пациент
имеет право
на платную услугу
В Законе № 326-ФЗ говорится об учете в структуре тарифа
ОМС затрат, необходимых для обеспечения деятельности
медицинской организации в целом, но не потребляемых
непосредственно в процессе оказания медицинской помощи.
Это затраты на коммунальные услуги, на содержание
имущества, на услуги связи, транспортные услуги, на оплату
труда работников административно-управленческого, административно-хозяйственного,
вспомогательного и иного
персонала, на амортизацию оборудования, непосредственно
не используемого при оказании медицинской помощи
и прочие затраты на общехозяйственные нужды.
Однако если учреждение оказывает не только медицинскую
помощь по программе госгарантий, но и платные услуги,
то определенная доля общеучрежденческих расходов
должна покрываться за счет средств от приносящей доход
деятельности.
Читайте
продолжение
на с. 6
Стр.3
Учредитель
и издатель – ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный директор
Максим Межанский
Издательский дом МЦФЭР
Директор
Валентин Гирихиди
Главный редактор
Екатерина Богданова
«МЦФЭР Госфинансы»
Руководитель
Наталья Зимина
nbzimina@mcfr.ru
Объединенная редакция
Руководитель
Алексей Смирнов
Заместитель руководителя
Марина Уткина
mutkina@mcfr.ru
Выпускающий редактор
Анастасия Сафонова
Верстка
Галина Радимова
Группа маркетинга
Руководитель
Татьяна Железняк
tzheleznyak@mcfr.ru
Бренд-менеджер
Наталья Молчановская
nmolchanovskaja@mcfr.ru
Размещение рекламы
Руководитель
Синицина Наталья
Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 27-45
nsinitsina@mcfr.ru
Менеджер
Ростова Надежда
Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 23-12
nrostova@mcfr.ru
Адрес редакции:
г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17.
Тел.: 8 (495) 937-90-80
Для писем:
129164, г. Москва, а / я 9. E-mail: mp@mcfr.ru
http://www.gosfi nansy.ru, www.profl it.ru
Отдел по работе с клиентами
Тел.: 8 (495) 937-90–82, 8 (495) 933-63-17;
факс: 8 (495) 933-52-62
Претензии по доставке направляйте
по факсу: 8 (495) 933-52-62;
e-mail: pressa@mcfr.ru
Подписные индексы
«Роспечать»:
83545 (полугодовой), 83550 (годовой)
«Почта России»:
99077 (полугодовой), 99083 (годовой)
«Пресса России»:
44836 (полугодовой), 44838 (годовой)
Редакция не несет ответственности за содержание
рекламных материалов.
Мнение редакции может не совпадать с мнением
авторов.
Перепечатка материалов, опубликованных
в журнале «Госуслуги: планирование, учет, налоги»,
допускается только с письменного согласия
редакции.
Свидетельство: ПИ № ФС77-45688 от 07.07.2011.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере
связи, информационных технологий и массовых
коммуникаций
Цена свободная
Подписано в печать 04.08.2014. Формат 70 Ч 108 1/16.
Усл. печ. л. 7,0. Тираж 7100 экз.
Изд. № 6338. Зак. № К-1353.
Дата выхода в свет 19.08.2014
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва,
ул. Щепкина, д. 25 / 20
Отпечатано в ГУП ЧР «ИПК «Чувашия»
428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары,
пр-т И. Яковлева, д. 13.
© ЗАО «МЦФЭР», 2014
ISSN 2226-1788
09
УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
Илья Водянов
Имущество по частям
Особенности сдачи в аренду основных средств
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Елена Кириченко
На какие услуги начислять НДС
не нужно
Налоговики подредактировали ряд
законодательных норм
2
9 772226 178146
№ 9 сентябрь 2014
23
18
ЭКСПЕРТ НОМЕРА
Фарит Кадыров, ЦНИИОИЗ
Каждый пациент имеет право
на платную услугу
Нюансы ведения приносящей доход
деятельности в медучреждениях
ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ
Татьяна Бахтина
Как повысить качество непрестижной
работы
Индивидуальный план для социального
работника
12
6
СОДЕРЖАНИЕ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Изменения законодательства, вступившие в силу,
и актуальные комментарии к ним
4
Стр.4
КАДРЫ И ОПЛАТА ТРУДА
Елена Абидуева
Новации и противоречия
Постановления № 583
26
Организация новой системы оплаты труда
КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Юлия Пилюгина
Наводим внутренний
порядок
Примеры оформления документов
для внутреннего контроля
ДОКУМЕНТООБОРОТ
Мария Миллиард
Культурный расчет
Чем подтвердить наличные расчеты
с потребителем услуг
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Инна Колчина
Сводный перечень упростит
составление госзадания
Порядок формирования перечней
государственных услуг и работ
ГОСЗАКУПКИ
Инна Авдеева
Спасет ли заказчика
банковская гарантия
Обеспечение исполнения госконтракта
ГОСУСЛУГИ: планирование учет налоги
50
46
40
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
Инструкция № 157н – приказ Минфина России от 01.12.2010
№ 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского
учета для органов государственной власти (государственных
органов), органов местного самоуправления, органов
управления государственными внебюджетными фондами, государственных
академий наук, государственных (муниципальных)
учреждений и Инструкции по его применению»
Инструкция № 174н – приказ Минфина России от 16.12.2010
№ 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета
бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»
Инструкция № 183н – приказ Минфина России от 23.12.2010
№ 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета
автономных учреждений и Инструкции по его применению»
Указания № 65н – приказ Минфина России от 01.07.2013
№ 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной
классификации Российской Федерации»
33
ДАЙДЖЕСТ-NEWS
Это интересно
64
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Юлия Юрьева
Учреждения признали
«советским реликтом»
Новации Гражданского кодекса РФ
СПРАШИВАЛИ – ОТВЕЧАЕМ
Актуальные вопросы наших
читателей
58
62
ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ
Государственная поддержка
учреждений культуры
Признание расходов на подписку
в налоговом учете
Изменения в законе о социальном
страховании
3
Стр.5
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Экспертные разъяснения
всех изменений законодательства
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ГЛАВУ 21 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ
Документ
Федеральный закон от 21.07.2014 № 238-ФЗ «О внесении
изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации и статью 12 Федерального закона
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части противодействия незаконным
финансовым операциям”»
Согласно абз. 3 подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ принятый покупателем
к вычету НДС с сумм предоплаты подлежит восстановлению
в размере налога, принятого к вычету по приобретенным
товарам (работам, услугам), переданным имущественным правам,
в оплату которых подлежат зачету суммы ранее перечисленной
покупателем оплаты, частичной оплаты согласно условиям
договора. Таким образом, если продавец отгрузил товар,
стоимость которого меньше полученной ранее предоплаты,
покупатель восстанавливает НДС только в размере той суммы,
которая указана в счете-фактуре на отгрузку товара. В пункте 6
ст. 172 НК РФ установлено право продавца принять НДС к вычету
только в той сумме, которая указана в счете-фактуре. Следовательно,
если стоимость отгруженного товара меньше суммы
полученной предоплаты, продавец может принять к вычету
НДС только в отношении отгруженных товаров.
Об освобождении от НДС некоторых видов услуг читайте на с. 23.
МИНФИН РОССИИ УТВЕРДИЛ ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Документ
Приказ Минфина России от 16.06.2014 № 49н «Об утверждении
Перечня видов деятельности, по которым федеральными
органами исполнительной власти, осуществляющими функции
по выработке государственной политики и нормативноправовому
регулированию в установленных сферах
деятельности, формируются базовые (отраслевые) перечни
государственных и муниципальных услуг и работ»
В соответствии с перечнем видов деятельности, в частности,
базовый перечень госуслуг в сфере общественного питания
будет формироваться Минпромторгом России, в сфере молодежной
политики – Минздравом России, защиты прав потребителей
– Роспотребнадзором и т. д.
О формировании сводного перечня госуслуг читайте на с. 46.
4
№ 9 сентябрь 2014
Стр.6
Региональные
нормативные документы
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ОПРЕДЕЛЕН ПОРЯДОК НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСЛУГ
Документ
Федеральный закон от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам
проведения независимой оценки качества оказания услуг
организациями в сфере культуры, социального обслуживания,
охраны здоровья и образования»
Уполномоченные федеральные, региональные и местные органы
власти с участием общественных организаций, объединений
и профессиональных сообществ формируют общественные
советы по проведению независимой оценки качества оказания
услуг в соответствующей сфере, либо возлагают такие функции
на существующие при этих органах общественные советы. Указанными
органами на конкурсной основе будет производиться
отбор оператора, задачей которого станет сбор, обобщение
и анализ информации о качестве оказания услуг организациями.
Показатели, характеризующие общие критерии оценки
качества оказания услуг, устанавливаются уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти с предварительным
обсуждением на общественном совете.
В число полномочий советов включены, в частности, определение
перечня организаций, в отношении которых будет проводиться
независимая оценка, и установление дополнительных
критериев оценки качества оказания услуг.
РАЗЪЯСНЕНЫ ПРАВИЛА РАСЧЕТА МРОТ ДЛЯ СВЕРХУРОЧНИКОВ
Документ
Письмо Минздрава России от 02.07.2014 № 16-4/2059436
<Об оплате труда за сверхурочную работу>
При оплате сверхурочной работы можно воспользоваться правилами
ст. 153 ТК РФ, согласно которой минимальный размер
двойной оплаты – двойной тариф без учета компенсационных
и стимулирующих выплат. Конкретные размеры оплаты за
сверхурочную работу могут определяться коллективным договором,
локальным нормативным актом или трудовым договором
и включать в полуторную и двойную оплату все установленные
в организации надбавки и доплаты либо часть из них.
Часовую тарифную ставку целесообразно рассчитывать путем
деления установленного работнику оклада на среднемесячное
количество рабочих часов в зависимости от установленной
продолжительности рабочей недели в часах.
Порядок исчисления часовой тарифной ставки из установленной
месячной также необходимо закрепить в коллективном договоре,
соглашении или локальным нормативным актом.
ГОСУСЛУГИ: планирование учет налоги
5
Стр.7
ЭКСПЕРТ НОМЕРА
Каждый пациент
имеет право
на платную услугу
Фарит Кадыров,
д-р экон. наук, проф.,
заместитель директора
ЦНИИОИЗ
На первый взгляд организация платных услуг в медицинской
организации кажется делом несложным:
установил цены, назначил ответственных
– и работай. Рассуждать так может только
дилетант. Ведь помимо элементарного расчета себестоимости
услуг, создания условий для их осуществления
необходимо знать и четко соблюдать множество
норм бюджетного и гражданского законодательства. Иначе –
санкции и закрытие дела. О важных нюансах ведения приносящей
доход деятельности рассказывает наш эксперт.
– Большинство граждан считают
платными услугами только
те, за которые платят сами, тогда
как Закон № 323-ФЗ1 относит к
ним и услуги, оплачиваемые работодателями
или страховыми компаниями
в рамках ДМС. Есть ли
разница, кто именно платит за
возмездные услуги, для медицинской
организации?
– На мой взгляд, в том, что услуги по
ДМС стали трактоваться как частный
случай оказания платных медицинских
услуг, есть определенная логика.
По сути, закон разграничивает помощь
по программе госгарантий,
оплачиваемую за счет средств ОМС,
и услуги вне программы госгарантий,
за которые может заплатить любое физическое
или юридическое лицо.
Другое дело, что теперь, чтобы не
нарушить законодательство, нужно
очень внимательно читать нормативные
правовые акты – где-то говорится
о личных средствах граждан, а где-то –
о платных услугах вообще, где-то про
государственные медицинские организации,
а где-то – про любые организации,
участвующие в реализации программы
госгарантий.
Например, ряд ограничений на оказание
платных услуг установлен в ст. 80
Закона № 323-ФЗ. Они касаются:
медицинских услуг, назначения препаратов
из перечня ЖНВЛП2, медицинских
изделий, компонентов
1 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
2 Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. На 2014 г. утвержден распоряжением
Правительства РФ от 19.12.2013 № 2427-р.
6
№ 9 сентябрь 2014
Стр.8
ЭКСПЕРТ НОМЕРА
крови, лечебного питания по медицинским
показаниям в соответствии
со стандартами медицинской
помощи;
замены лекарств по жизненным показаниям
и из-за индивидуальной
непереносимости;
размещения в маломестных палатах
по медицинским и эпидемиологическим
показаниям, установленным
уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти;
предоставления в стационаре
спального места и питания члену
семьи госпитализированного ребенка
до 4-летнего возраста (при
наличии медицинских показаний
– без ограничений по возрасту
ребенка);
транспортировки в сопровождении
медицинского работника пациента
стационара;
транспортировки и хранения в морге
биологического материала и трупов
умерших в медицинских и иных
организациях.
Однако все эти ограничения относятся
только к запрету на взимание
личных средств граждан. Если
платит страховая компания или работодатель,
то все перечисленное может
быть сделано на возмездной основе.
Другой
пример – платные услуги
при родах. Согласно ст. 51 Закона
№ 323-ФЗ любому члену семьи предоставляется
право присутствовать
при рождении ребенка – если на это
согласна сама женщина, у члена семьи
нет инфекционного заболевания, в учреждении
есть индивидуальный родовый
зал и родоразрешение происходит
не оперативным путем. В этом
случае тоже нельзя взимать плату –
но только с самого члена семьи. С иных
физических или юридических лиц
можно.
ГОСУСЛУГИ: планирование учет налоги
Еще пример. Согласно ст. 35 Закона
№ 323-ФЗ скорая медицинская помощь
оказывается гражданам бесплатно только
медицинскими организациями государственной
и муниципальной систем
здравоохранения. То есть это правило
не распространяется на частные организации,
и они все чаще оказывают услуги
«коммерческой скорой помощи»,
в т. ч. в рамках программ ДМС.
При этом, как мы знаем из отчетов
Федерального фонда ОМС, все больше
частных медицинских организаций
осуществляют деятельность в сфере
ОМС.
Разумеется, это не делает их ни государственными,
ни муниципальными.
Но ограничения для организаций, участвующих
в реализации программы
госгарантий, на них распространяются
так же, как и на бюджетные (автономные)
учреждения.
Значит, если условия оказания медицинской
услуги иные, чем предусмотрено
программой госгарантий или
целевыми программами, и есть желание
потребителя, то вроде бы она может
быть оказана за плату любой медицинской
организацией.
Но в ст. 83 Закона № 323-ФЗ приведен
перечень источников финансирования
скорой медицинской помощи:
это средства ОМС, бюджетные ассигнования
бюджетов субъектов РФ
и бюджетные ассигнования федерального
бюджета. «Иные средства», в отличие
от первичной медико-санитарной
или специализированной помощи,
не упоминаются.
В результате государственные и муниципальные
учреждения вообще не
оказывают скорую медицинскую помощь
за плату (раз об этом прямо написано
в законе), а частные или оказывают
ее на свой страх и риск, или
обозначают такие услуги как «медицинскую
транспортировку».
7
Стр.9