ФИНАНСОВЫЙ СПРАВОЧНИК
БЮДЖЕТНОЙ
организации
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
В.Н. ЛАПУШКИНА – председатель редакционного совета, заместитель генерального директора
по связям с государственными органами ЗАО «МЦФЭР»
С.С. БЫЧКОВ – заместитель директора Департамента бюджетной методологии Минфина
России
Ю.В. КАМАРДИНА – советник руководителя Федерального казначейства
Е.А. ЛЕОНТЬЕВА – заместитель начальника отдела финансово-учетной политики Административного
департамента Минфина России
А.Г. ЛОВИДОВА – заместитель начальника отдела методологии эффективности
общественных финансов Департамента бюджетной методологии
Минфина России
Е.В. МУХТИЯРОВА – заместитель Министра финансов Московской области
Н.В. ПЕТРОВА – заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда РФ
П.А. ПУПАСОВ – заместитель директора Департамента энергоэффективности и модернизации
ТЭК Минэнерго России
К.В. СЕРГЕЕВА – руководитель отдела разработки программ бюджетного учета фирмы
«1С», лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Учредитель и издатель:
ЗАО «МЦФЭР»
Издательский дом МЦФЭР
МЦФЭР Госфинансы
Редакция
Генеральный директор
Директор
Главный редактор
Руководитель
Руководитель объединенной редакции
Заместитель руководителя
Редактор-эксперт
Группа маркетинга
Размещение рекламы
Адрес редакции:
Для писем:
Выпускающий редактор
Верстка
Руководитель
Ведущий бренд-менеджер
Руководитель
129164, г. Москва, а/я 9. E-mail: mp@mcfr.ru
http://www.gosfi nansy.ru, www.profl it.ru
Служба клиентской поддержки Тел.: 8 (495) 933-63-22, 8 (495) 937-90-82
Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62
E-mail: pressa@mcfr.ru
Подписные индексы
ISSN 1992-6316
04
«Роспечать» – 36426 (полугодие), 36427 (год); «Почта России» – 99337 (полугодие),
99338 (год); «Пресса России» – 88040 (полугодие), 88041 (год)
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале «Финансовый справочник бюджетной организации»,
допускается только с письменного согласия редакции.
Свидетельство: ПИ № ФС77-24615 от 16.06.2006.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых
коммуникаций.
9 771992 631152
© ЗАО «МЦФЭР», 2015
Цена свободная.
Подписано в печать 19.02.2015. Формат 70 Ч 108 1/16. Тираж 10 000 экз.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 4,0. Изд. № 6853. Заказ № К-2770.
Дата выхода в свет 12.03.2015
ЗАО «МЦФЭР».
Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20.
Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия». 428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, 13
Максим Межанский
Валентин Гирихиди
Екатерина Богданова
Наталья Зимина
nbzimina@mcfr.ru
Марина Уткина
mutkina@mcfr.ru
Юлия Кошелева
ykosheleva@mcfr.ru
Татьяна Железняк
tzheleznyak@mcfr.ru
Наталья Котова
Юлия Петрушина
Наталья Молчановская
nmolchanovskaja@mcfr.ru
Наталья Синицина
nsinitsina@mcfr.ru
тел. 8 (495) 937-90-80, доб. 27-45
г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17. Тел.: 8 (495) 937-90-80
Алексей Смирнов
aesmirnov@mcfr.ru
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
4
6
Самое важное
В деталях
УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
Разъясняем и рекомендуем
8
15
Счет 209 00: расчеты по ущербу и не только
Ю.А. Кошелева, МЦФЭР Госфинансы
Рабочая ситуация
Взыскиваем задолженность с виновника ДТП
Н.В. Никишина, ГОУ СОШ № 213
БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
17
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
22
ОПЛАТА ТРУДА
29
Обеспечиваем безопасность лифтов
А.А. Семенюк, государственный советник Российской
Федерации 3-го класса
И в налоговых спорах есть место юмору
Ю.В. Юрьева, МЦФЭР Госфинансы
Оплачиваем выходные по уходу за ребенком-инвалидом
В.В. Комарова, МЦФЭР Госфинансы
КОНСУЛЬТИРУЕТ ЮРИСТ
36
Нужна ли экспертиза для списания основных средств?
Т.Ю. Бахтина, методолог учебного центра
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
40
Личная карточка – персональный подход к учету
спецодежды
О.В. Монако, ООО «Аудит Бизнес Трейд»
2
АПРЕЛЬ 2015
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ЧИТАТЕЛИ СПРАШИВАЮТ
46
АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА
49
ВОПРОС – ОТВЕТ
Двойной штраф за неуплату налога: есть ли основания?
А.Е. Даньшин, МЦФЭР Госфинансы
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ
52
Я ‒ НАЧИНАЮЩИЙ БУХГАЛТЕР
58
ЭТО ПРИГОДИТСЯ
62
Без анализа ФХД план не составить
М.И. Проказина, референт государственной гражданской
службы Российской Федерации 1-го класса
Кто в ответе за поддельный документ?
А.Н. Суховерхова, ФГБУ «ФКП Росреестра»
Не нужен нам берег турецкий
Читайте в следующем номере
№ 5 • 2015
Восстановление НДС: когда это необходимо
Оплата труда дистанционных работников
Учет расходных материалов в здравоохранении
ФИНАНСОВЫЙ СПРАВОЧНИК БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
3
Стр.5
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Экспертные разъяснения
всех изменений законодательства
Внесены изменения в правила обеспечения работников
средствами индивидуальной защиты
Документ. Приказ Минтруда России от 12.01.2015 № 2н
Подробности. Приказом установлено, в частности, следующее:
работодатель вправе вести карточки учета выдачи работникам
средств индивидуальной защиты (СИЗ) в электронной форме
с обязательной персонификацией работника;
работодатель вправе организовать выдачу СИЗ и их сменных
элементов простой конструкции, не требующих проведения
дополнительного инструктажа, посредством автоматизированных
систем выдачи (вендингового оборудования). При этом
требуется персонификация работника и автоматическое заполнение
данных о выданных СИЗ в электронную форму карточки
учета выдачи СИЗ;
работники сторонних
организаций при выполнении работ
в участках, где имеются вредные или опасные производственные
факторы, которые могут на них воздействовать, должны быть
обеспечены своим работодателем СИЗ в соответствии с типовыми
нормами, предусмотренными для работников соответствующих
профессий организации, в которую их направляют.
При выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми
нормами, соответствующими его виду деятельности. При
отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых
нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные
типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей
всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий
и должностей в этих типовых нормах – типовыми нормами для работников,
профессии которых характерны для выполняемых работ.
В книге продаж могут быть зарегистрированы первичные
учетные документы
Документ. Письмо ФНС России от 29.01.2015 № ЕД-4-15/1066
Подробности. Согласно подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ при совершении
операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных
прав лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС, и налогоплательщикам,
освобожденным от исполнения обязанностей, связанных
с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию
сторон сделки счета-фактуры не составляются.
4
АПРЕЛЬ 2015
Стр.6
Региональные нормативные
документы
Самое важное
В случае несоставления счетов-фактур на основании
подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ в книге продаж могут быть зарегистрированы
первичные учетные документы, подтверждающие
совершение фактов хозяйственной жизни, или иные документы
(например бухгалтерская справка-расчет), содержащие суммарные
(сводные) данные по указанным операциям, совершенным
в течение календарного месяца (квартала).
Работающие мамы вправе получать и пособие по уходу
за ребенком, и пособие по временной нетрудоспособности
Документ. Письмо ФСС РФ от 26.12.2014 № 17-03-14/06-18404
Подробности. В письме рассмотрен вопрос о выплате пособия по
уходу за больным членом семьи – ребенком в возрасте до полутора
лет женщине, пребывающей в отпуске по уходу за этим ребенком
и получающей пособие по уходу за ребенком, в случае если она
работает на условиях неполного рабочего времени (на дому).
Отмечается, что законодательство не устанавливает такого понятия
как «отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком
возраста полутора лет». В соответствии со ст. 256 ТК РФ по заявлению
женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком
до достижения им возраста трех лет.
Во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком женщина
(или лица, указанные в ч. 2 данной статьи) может работать на условиях
неполного рабочего времени или на дому с сохранением права
на получение пособия по государственному соцстрахованию.
Время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения
им возраста трех лет не отнесено к периодам, за которые
пособие по временной нетрудоспособности не назначается. Нахождение
в указанном отпуске также не является основанием для
отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности.
Следовательно, во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком
до достижения им возраста трех лет застрахованное лицо
может работать на условиях неполного рабочего времени или на
дому с сохранением права на получение ежемесячного пособия по
уходу за ребенком.
А в случае наступления временной нетрудоспособности в этом
периоде оно также имеет право на получение пособия по временной
нетрудоспособности. Данное пособие рассчитывается в соответствии
со ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.
ФИНАНСОВЫЙ СПРАВОЧНИК БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
5
Стр.7
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
СОКРАЩЕНИЕ ЛИМИТОВ ВЛЕЧЕТ
ИЗМЕНЕНИЕ ГОСЗАДАНИЯ
Документ. Письмо Минфина России от 29.01.2015 № 02-01-09/3427
Что учесть в работе. В условиях сложившейся экономической
ситуации по отдельным направлениям расходов федерального
бюджета лимиты бюджетных обязательств доведены до главных
распорядителей бюджетных средств (ГРБС) на 2015 г. в размере
90% от объема бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным
законом от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете
на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
Комментарий. Согласно ст. 69.2 БК РФ государственное задание
формируется на срок до одного года в случае утверждения бюджета
на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения
бюджета на очередной финансовый год и плановый период
(с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).
При этом предоставление из федерального бюджета субсидий
федеральным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое
обеспечение
выполнения
государственных
заданий
осуществляется
в пределах лимитов бюджетных обязательств,
утвержденных ГРБС, осуществляющим функции и полномочия
учредителей учреждений, в соответствии с соглашениями о предоставлении
субсидий.
Главные распорядители бюджетных средств, которым лимиты
бюджетных обязательств доведены в сокращенном размере,
вправе уточнить показатели государственных заданий и объемов
субсидий, предоставляемых на их выполнение на 2015 г., заключив
соглашения о предоставлении субсидий на 2015 г. либо
дополнительные соглашения к ранее заключенным на три года
соглашениям.
В соответствии с п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996
№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 2.2 ст. 4 Федерального
закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»
уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение
государственного задания, в течение срока его выполнения
осуществляется только при соответствующем изменении задания.
Аналогичные нормы предусмотрены Положением о формировании
государственного задания в отношении федеральных государственных
учреждений и финансовом обеспечении выпол6
АПРЕЛЬ
2015
Стр.8
В деталях
нения государственного задания, утвержденным постановлением
Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 (далее – Положение № 671).
Пунктом 10 Положения № 671 определено, что объем субсидии
на выполнение задания рассчитывается на основании нормативных
затрат на оказание госуслуг в рамках задания и нормативных
затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого
имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного
им за счет средств, выделенных учредителем на эти цели (за исключением
имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов,
в качестве объекта налогообложения по которым признается
указанное имущество.
При этом по решению ГРБС, осуществляющего функции
и полномочия учредителя учреждения, при определении объема
субсидии могут использоваться нормативные затраты на выполнение
работ.
Пунктом 5 Положения № 671 предусмотрена возможность изменения
государственного задания путем формирования нового
задания в случае внесения изменений в показатели задания,
в нормативные правовые акты, на основании которых было сформировано
задание, а также изменения размера бюджетных ассигнований,
предусмотренных в федеральном бюджете для финансового
обеспечения выполнения задания.
На основании приведенных норм Минфин России полагает,
что ГРБС вправе принимать решения об изменении в текущем
финансовом году государственного задания и, соответственно,
субсидии на его выполнение, в т. ч. путем корректировки нормативных
затрат, применяемых при расчете субсидии.
Что важно запомнить
Внесение изменений в государственное задание в части показателей
2016 и 2017 гг. и оформление дополнительного соглашения о предоставлении
субсидии в части объемов, предоставляемых на его выполнение
в 2016 и 2017 гг., возможно осуществить в том случае, если
соответствующие лимиты бюджетных обязательств не будут доведены
до 31 декабря 2015 г.
Комментировала эксперт «МЦФЭР Госфинансы»
Ю.А. Кошелева
ФИНАНСОВЫЙ СПРАВОЧНИК БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
7
Стр.9