ГОСЗАКАЗ
Учредитель и издатель –
ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный
директор
Директор
Главный редактор
Максим Межанский
Валентин Гирихиди
Екатерина Богданова
МЦФЭР Госзаказ
Руководитель
Редакция
Главный редактор
Ведущий редактор
Редакторы-эксперты
Выпускающий редактор
Дизайн
Верстка
Евгений Красавин
ekrasavin@mcfr.ru
Ирина Склярова
isklyarova@mcfr.ru
Александр Кузнецов
akuznecov@mcfr.ru
Сергей Кичанов,
Валерия Красных
Надежда Ткачева
Ирина Дороднова
Светлана Титова
Адрес редакции
127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17
Тел.: 8 (495) 937-90-80, www.pro-goszakaz.ru
www.proflit.ru
Для писем
129164, г. Москва, а/я 9
E-mail: goszakaz@mcfr.ru
Подписные индексы
«Роспечать» – 35681; «Почта России» – 99747;
«Пресса России» – 88321
Группа маркетинга
Руководитель
Ведущий бренд-менеджер
Бренд-менеджер
Размещение рекламы
Руководитель
Менеджер по работе
с клиентами
Наталья Черняева
nchernyaeva@mcfr.ru
Татьяна Рогава
trogava@mcfr.ru
Павел Кушнарев
pkushnarev@mcfr.ru
Наталья Синицина
nsinitsina@mcfr.ru
Надежда Ростова
nrostova@mcfr.ru
Отдел по работе с клиентами
Тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17;
факс: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru
Претензии по доставке направляйте
по факсу: 8 (495) 933-52-62
Редакция не несет ответственности за содержание
рекламных материалов.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
«Госзаказ в вопросах и ответах», допускается
только с письменного согласия редакции.
Свидетельство: ПИ № ФС77-34952.
Выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций.
Цена свободная.
Подписано в печать 05.11.2014.
Дата выхода в свет 21.11.2014.
Формат 70 Ч 108 1/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная.
Усл. печ. л. 8,4. Тираж 10 000 экз.
Изд. № 6669. Зак. № К-2159.
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва,
ул. Щепкина, д. 25/20.
Отпечатано в ГУП ЧР «ИПК «Чувашия».
428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары,
пр-т И. Яковлева, д. 13.
© ЗАО «МЦФЭР», 2014
Первый год был самым трудным
Конкурс с ограниченным участием – достаточно
новая процедура закупки, появившаяся уже только
в Законе о контрактной системе. Перечень случаев,
когда заказчик вправе провести закупку в виде такого
конкурса, строго ограничен законом. Одним из
них является заключение договоров на выполнение
работ по сохранению объектов культурного наследия.
Но, поскольку процедура появилась недавно,
существует ряд проблем и неурегулированных вопросов
при ее проведении. Данному вопросу посвящена
первая статья этого номера.
Одной из очень сложных тем является заключение
контрактов с субъектами естественных монополий.
О тонкостях таких закупок читайте в материале
формата «Рабочая ситуация».
С трудностями в своей работе по Закону о контрактной
системе сталкиваются не только заказчики,
но и поставщики. Обязанность предоставлять
обеспечение заявки у участников была еще и при Законе
№ 94-ФЗ. Как и раньше, при этом допускается
множество ошибок. Предлагаем в рубрике «Поставщику»
ознакомиться со свежей практикой ФАС России
по этому вопросу, чтобы в дальнейшем избежать
досадных промахов.
Закон № 223-ФЗ в сравнении с Законом о контрактной
системе предоставляет заказчикам огромную
свободу в их закупочной деятельности. Однако
закон есть закон, и нацелен он все же на соблюдение
принципов эффективного использования денежных
средств и развитие добросовестной конкуренции.
О пределах допустимого в рамках данного закона
при осуществлении неконкурентных закупок можно
узнать из материала, подготовленного экспертами
электронной системы «Госзаказ» и опубликованного
в рубрике «Эффективные закупки».
Евгений Красавин,
руководитель «МЦФЭР Госзаказ»
в вопросах и ответах
№ 12
2014
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАКАЗЧИКУ
Комментарии специалистов
• Конкурс с ограниченным участием: применение в сфере культуры
Правовые аспекты
Сфера применения Закона о КС
• Заключение договора мены
• Заключение договора между организацией и ее филиалом
Планирование закупки
23
Планы-графики 23
• Внесение изменений в план-график на 2015 г.
НМЦК 26
• Закупка жизненно важных лекарственных препаратов
Проведение закупки
Способы закупки
• Рабочая ситуация. Закупка на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о КС
• Получение кредита
• Заключение нескольких договоров до 100 тыс. руб.
• Извещение о закупке у единственного поставщика
• Приобретение авиа- и железнодорожных билетов
Допуск и оценка заявок
• Порядок предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям
уголовно-исполнительной системы
Контракт 47
• Расторжение контракта в связи с отсутствием денежных средств
• Результаты экспертизы
• Предоставление обеспечения исполнения контракта,
уменьшенного на размер выполненных обязательств
• Контракт на поставку ГСМ со сроком исполнения один год
• Отчет об исполнении контрактов, заключенных на основании пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93
Закона о КС
• Повторная процедура закупки при отказе единственного участника заключить контракт
• Срок исполнения контракта в реестре контрактов
• Заключение нового договора с аналогичным предметом
Проверь себя: тест
Задавайте вопросы:
61
45
28
28
12
12
17
17
goszakaz@mcfr.ru
Стр.4
Содержание 3
ПОСТАВЩИКУ
Комментарии специалистов
• Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе: ошибки
при внесении денежных средств
Подготовка заявок
• Информация, указываемая в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о КС
Подача заявок
• Указание номера извещения о проведении запроса котировок в заявке
Заключение и исполнение контракта
• Санкции за нарушение срока поставки товара
• Возврат обеспечения исполнения контракта при одностороннем отказе поставщика
от исполнения контракта
• Привлечение субподрядчиков в ходе исполнения контракта
64
64
69
71
73
Эффективные закупки: Закон № 223-ФЗ
Комментарии специалистов
• Неконкурентные закупки: пределы допустимого в рамках Закона № 223-ФЗ
Эффективные закупки
• Заключение договора на проведение обязательного аудита
• Указание слов «или эквивалент»
• Договоры купли-продажи товара, в которых указано только примерное количество
продукции
• Внесение изменений в договор на официальном сайте
• Предоплата 100% по контракту за счет средств от приносящей доход деятельности
Проверь себя: тест
94
Обращаем внимание: в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах» № 9, 2014 в ответе
на вопрос на стр. 74–75 следует читать «Изменять объект закупки и увеличивать размер
обеспечения заявок при внесении изменений в конкурсную документацию запрещено».
80
80
84
Все ответы отражают конкретные ситуации, сложившиеся у заказчиков
и поставщиков на практике, и носят лишь рекомендательный характер
goszakaz@mcfr.ru
Задавайте вопросы:
Стр.5
4
Список сокращений и аббревиатур,
используемых в журнале
БК РФ – Бюджетный кодекс РФ
ГК РФ – Гражданский кодекс РФ
ГрК РФ – Градостроительный кодекс РФ
Закон № 94-ФЗ – Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд»
Закон № 223-ФЗ – Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц»
Закон о контрактной
системе, КС – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд»
КоАП РФ – Кодекс РФ об административных правонарушениях
ОКПД – «ОК 034-2007. Общероссийский классификатор
продукции по видам экономической деятельности»
ОКДП – «ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов
экономической деятельности, продукции и услуг»
ООС – Общероссийский официальный сайт zakupki.gov.ru
НМЦК – начальная (максимальная) цена контракта
СМП – субъекты малого предпринимательства
СОНО – социально ориентированные некоммерческие организации
СРО
– саморегулируемая организация
ЕИС – единая информационная система
Перечень № 2019-р – Перечень товаров работ, услуг, в случае осуществления
закупок которых заказчик обязан проводить
аукцион в электронной форме, утвержденный
распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013
№ 2019-р
Закон № 140-ФЗ – Федеральный закон от 04.06.2014 № 140-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон “О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд”»
Задавайте вопросы:
goszakaz@mcfr.ru
№ 12-2014
Стр.6
Азбука госзаказа
Положения Закона о контрактной системе, вступающие в силу с 2015 г.
С 1 января 2015 г. вступают в силу положения Закона о КС, регулирующие следующие
сферы деятельности заказчиков и участников закупки:
Положения
Нормы
Закона о КС
Изменяется и конкретизируется
порядок планирования
закупок, составления
и утверждения планов закупок,
обоснования закупок
Ст. 16, 17, 18
Закона о КС
Описание
Каждая государственная и муниципальная закупка
должна быть запланирована. Заказчики будут обязаны
помимо плана-графика утверждать план закупок
на срок действия соответствующего закона
о бюджете (ст. 17 Закона о КС).
В планах закупок будут указываться цели осуществления
закупок, наименование объектов закупки,
сроки (периодичность) осуществления закупок, объемы
финансового обеспечения, а также некоторые
иные сведения (ч. 2 ст. 17 Закона о КС). План закупок
будет формироваться в процессе составления и рассмотрения
проектов бюджетов бюджетной системы
РФ и утверждаться в течение 10 рабочих дней
после доведения до заказчика объема прав в денежном
выражении на принятие и (или) исполнение обязательств
в соответствии с бюджетным законодательством
(ч. 7 ст. 17 Закона о КС).
У заказчиков возникнет законодательно закрепленная
обязанность обосновывать все закупки, которые
будут включаться в план закупок, планграфик
(ч. 1 ст. 18 Закона о КС). Заказчики будут
обязаны доказывать соответствие планируемых
закупок целям, указанным в ст. 13 Закона о КС:
• реализация государственных и муниципальных,
международных программ;
• исполнение международных обязательств РФ;
• выполнение функций и полномочий заказчиков
как государственных органов, органов управления
внебюджетными фондами, местной администрации
Конкретизируются
и дополняются
требования
к содержанию и форме
планов-графиков, порядку
их формирования, утверждения
и изменения
Ч. 2 ст. 21
Закона о КС
Согласно планам закупок заказчики будут обязаны
формировать планы-графики (ч. 2 ст. 21 Закона
о КС). Требования к содержанию, порядку формирования,
утверждения и изменения, форме таких планов-графиков
предусмотрены ч. 1–10, 12–15 ст. 21,
пп. 1 и 2 ч. 4 ст. 38 Закона о КС.
goszakaz@mcfr.ru
Задавайте вопросы:
Стр.7
6 Госзаказ в вопросах и ответах
№ 12-2014
Положения
Нормы
Закона о КС
Описание
С 1 января 2015 г. вступает в силу постановление
Правительства РФ от 21.11.2013 № 1044 «О требованиях
к формированию, утверждению и ведению
планов-графиков закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных
нужд, а также требованиях к форме планов-графиков
закупок товаров, работ, услуг»
В ЕИС необходимо включать
информацию о складывающихся
на товарных
рынках ценах товаров (работ,
услуг) и размещаемых
заказчиками при определении
начальной (максимальной)
цены контракта запросах
цен
Вводится необходимость
указания идентификационного
кода закупки в плане
закупки, плане-графике, извещении
об осуществлении
закупки, документации
о закупке, контракте
и иных документах
Вводится нормирование
в сфере закупок
П. 16 ч. 3 ст. 4
Закона о КС
Данная информация будет включаться в ЕИС в целях
содействия заказчикам в определении и обосновании
начальных (максимальных) цен контрактов
с использованием метода сопоставимых рыночных
цен (анализа рынка)
Ч. 1 ст. 23
Закона о КС
Порядок формирования идентификационного кода
закупки должен быть установлен Минэкономразвития
России по согласованию с Минфином России.
В настоящее время он не утвержден
Ч. 1 ст. 19
Закона о КС
Под нормированием в сфере закупок понимается
установление требований к закупаемым заказчиком
товарам (работам, услугам) и (или) нормативных
затрат на обеспечение функций государственных
органов, органов управления государственными
внебюджетными фондами, муниципальных
органов.
К числу указанных требований относятся требования:
•
к предельной цене товаров (работ, услуг)
(ч. 1 ст. 19 Закона о КС);
• количеству, качеству, потребительским свойствам
и иным характеристикам товаров (работ,
услуг). Такие требования позволят избежать закупок
товаров (работ, услуг), которые имеют избыточные
потребительские свойства или являются
предметами роскоши (ч. 2 ст. 19 Закона о КС).
Постановлением Правительства РФ будут определены
общие правила нормирования в сфере закупок,
на основании которых Правительство РФ, высшие
исполнительные органы государственной власти
субъектов РФ, местные администрации установят
правила нормирования для обеспечения соответственно
федеральных нужд, нужд субъектов РФ
и муниципальных нужд (ч. 3, 4 ст. 19 Закона о КС)
Задавайте вопросы:
goszakaz@mcfr.ru
Стр.8
Нормативные документы
Совместное письмо от 30.09.2014 Минэкономразвития России
№ 23679-ЕЕ/28и и ФАС России № АЦ/39384/14
Совместное письмо от 30.09.2014 Минэкономразвития России № 23679-ЕЕ/28и
и ФАС России № АЦ/39384/14 вносит ясность в отношении последствий подачи одного
предложения о цене контракта при проведении электронного аукциона в рамках Закона
о контрактной системе.
В частности, в письме указано: «Частью 13 ст. 69 Закона о контрактной системе установлено,
что в случае принятия аукционной комиссией решения о несоответствии требованиям,
установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей
заявок или о соответствии указанным требованиям только одной второй части,
такой аукцион признается несостоявшимся.
При этом в соответствии с ч. 3.1 ст. 71 Закона о контрактной системе в случае, если
электронный аукцион признан не состоявшимся в связи с тем, что аукционной комиссией
принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об
электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем, контракт
с участником такого аукциона, подавшим указанную заявку, заключается в соответствии
с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что в случае если во время проведения электронного аукциона
поступило только одно предложение о цене контракта, в протокол проведения электронного
аукциона включается только одно предложение о цене контракта и заказчику
направляется вторая часть заявки только одного участника электронного аукциона, подавшего
предложение о цене контракта.
Следовательно, в случае, если по итогам рассмотрения второй части заявки такого
участника аукционной комиссией будет принято решение о соответствии указанной
заявки требованиям документации об электронном аукционе, аукцион подлежит признанию
несостоявшимся в связи с соответствием требованиям документации об электронном
аукционе только одной второй части заявки.
В указанном случае заказчик заключает контракт с участником электронного аукциона
только при наличии согласования контрольного органа в сфере закупок в соответствии
с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе».
goszakaz@mcfr.ru
Задавайте вопросы:
Стр.9