Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Зоологический музей биолого-почвенного факультета Воронежского государственного университета в учебном процессе (110,00 руб.)

0   0
АвторыКлимов Александр Сергеевич, Хицова Людмила Николаевна, Будаева Ирина Александровна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц59
ID310545
АннотацияУчебное пособие подготовлено на кафедре зоологии и паразитологии Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендуется для бакалавров, учащихся и преподавателей вузов и общеобразовательных организаций.
Зоологический музей биолого-почвенного факультета Воронежского государственного университета в учебном процессе / А.С. Климов, Л.Н. Хицова, И.А. Будаева .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2014 .— 59 с. — 59 c. — URL: https://rucont.ru/efd/310545 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЗООЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ БИОЛОГО-ПОЧВЕННОГО ФАКУЛЬТЕТА ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Учебное пособие Составители: А.С. Климов, Л.Н. Хицова, И.А. Будаева Издательский дом ВГУ 2014 1 Утверждено научно-методическим советом биолого-почвенного факультета 12 декабря 2013 г., протокол № 4 Рецензент канд. биол. наук, доц. <...> О. Н. Бережнова Учебное пособие подготовлено на кафедре зоологии и паразитологии Воронежского государственного университета. <...> 7 История создания зоологического музея имени И.И. Барабаш-Никифорова биолого-почвенного факультета Воронежского государственного университета . <...> Одним из них может рассматриваться феномен «музейная педагогика», музейная наука. <...> Музейная наука накопила достаточно обширный эмпирический и теоретический материал, что является аргументированной предпосылкой анализа использования опыта музеев (как ее базы) в образовательном процессе. <...> Это теория и практика экскурсионной работы, специфика восприятия музейного памятника, методы, средства, приемы и умение их использовать в профессиональной деятельности, исследовательской и оценочной методологии. <...> Биолого-почвенный факультет Воронежского государственного университета имеет несколько Музеев природы, которые широко используются как в интересах подготовки «своих» специалистов, так и выполняют функцию просветительских учреждений для многочисленных школ г. Воронежа и Воронежской области. <...> Музейная педагогика зиждется на опыте системы музеев, разных по своей сущностной основе, но отвечающих потребностям общества в дополнительных резервах по образованию, просвещению, воспитанию, мотивированной ориентации на будущую профессию. <...> Специалисты в области музейной педагогики, музееведы, экскурсоводы справедливо <...>
Зоологический_музей_биолого-почвенного_факультета_Воронежского_государственного_университета_в_учебном_процессе.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЗООЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ БИОЛОГО-ПОЧВЕННОГО ФАКУЛЬТЕТА ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Учебное пособие Составители: А.С. Климов, Л.Н. Хицова, И.А. Будаева Издательский дом ВГУ 2014 1
Стр.1
Содержание Предисловие ........................................................................................4 Введение ...............................................................................................7 История создания зоологического музея имени И.И. Барабаш-Никифорова биолого-почвенного факультета Воронежского государственного университета ......10 Экспозиции музея ............................................................................14 Учебно-методические аспекты использования зоологического музея ......................................................................40 Литература .........................................................................................57 3
Стр.3
Особо следует сказать о музейной среде, позволяющей организовать педагогический процесс в рамках образования и культуры, что является одной из актуальнейших проблем нашего времени. Ценно, что обобщение образовательного опыта музея зоологического профиля создает новые возможности для разработки дидактических направлений музейной педагогики, обеспечивает оптимизацию обучения ряда профессиональных дисциплин образовательных организаций. Доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, декан биологопочвенного факультета, заведующий кафедрой биофизики и биотехнологии В. Г. Артюхов 6
Стр.6
ВВЕДЕНИЕ Участие музеев в решении образовательных задач обусловлено социальной необходимостью. Средние образовательные учреждения (школа) и внешкольный сектор (учреждения дополнительного образования) интенсивно работают по введению инновационных технологий, направленных не только на получение новых знаний и умений, оптимизацию обучения той или другой дисциплине, но и на развитие познавательной активности учащихся, под которой мы понимаем становление у школьника внутренних побуждений и осознанных потребностей, реализованных в форме интенсификации приобретения и расширения сферы знаний. Катализирующую роль в этом способны сыграть музеи. Известен ряд концепций, посвященных досуговой деятельности, развитию дополнительного образования, деятельности музейного педагога, музейной педагогике в целом (И.В. Бестужев-Лада, А.Ф. Малышевский, О.С. Газман, А.Н. Лутошкин, С.А. Шмаков, Е.Г. Ванслова, В.Ю. Дукельский, И.В. Искандерова, Н.Г. Макарова, А.И. Фролов и др.) специальные работы П.Д. Бойлана, М.Ю. Юхневич и др. Одной из обязательных функций современного музея является содействие решению такой проблемы образования, как разработка теоретических и практических принципов развития и саморазвития личности. Концепция развития творческой активности предполагает многоаспектность психолого-педагогических действий, направленных не только на развитие технологии умственных способностей, но и на достижение в конечном счете высокого уровня рефлексивности всесторонне развитой личности через такие этапы, как возникновение мотивированного интереса, потребности, становление, зрелость, преобразование. Актуальной проблемой, связанной с деятельностью музея и отраженной в трудах Л.С. Выготского, И.А. Зимней, З.И. Калмыковой., Р.А Лурии, С.И. Львовой, Д.Н. Узнадзе, ученых-музееведов А.В. Бакушинского, Е.В. Волковой, А.И. Лещинского, А.И. Михайловского и др., является достижение эффективности восприятия посетителями (учащимися) музейной экспозиции. 7
Стр.7
Несомненно, развитие познавательной активности учащихся находится в прямой связи с эволюционированием образовательных учреждений, вариативной возможностью выбора направления реализации творческого потенциала, повышением педагогических функциональных прерогатив музеев и внешкольного сектора, обеспечивающего дополнительное образование, их обоснованной диверсификацией. Из опыта музеев биологического профиля известно, что интерес к биологическим объектам стал побудительным мотивом поступления на биологический факультет, определил выбор профессии. Посещение музея обеспечивает получение новых знаний (новых — буквально и по-новому преподнесенных, с открытием новых граней предмета, изучавшегося в школе, в специальных предметах вуза и раскрытого в музее, понимание исключительности получаемой информации: натуральные экспонаты, которые увидеть в ином месте нельзя; мастерство педагога-экскурсовода, умеющего привлечь внимание учащихся к экспозициям; осознание значимости экскурсионной темы и художественные достоинства экспонатов как инструмента оптимального обеспечения взаимосвязи излагаемого материала и объекта). Музеи как основа музейной «параллельной» педагогики эффективно используют свои структурные и функциональные компоненты деятельности, которые трансформируются через взаимосвязи личностных характеристик педагогов-экскурсоводов с их учебнонаучными возможностями, векторы использования которых многоканальны в достижении активизации обучаемых, овладении закономерностями и законами жизни, составляющими суть биологии. Познание региональной фауны и флоры, использование коллекционных экспозиций и музейных фондов имеют двоякий результат: расширяют представления учащегося (школьника, студента) о системе и распространении по планете органического мира (первое) и видах родного края, малой родины (второе). Вместе с тем именно в музее, например, естественнонаучного профиля закладываются экологические знания о природных объектах, о необходимости бережного отношения к ним. Музей помогает современному человеку вести диалог не только с наследием веков в 8
Стр.8