Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 571626)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Актуальные вопросы лингвистики и методики обучения иностранным языкам: опыт, стратегии, перспективы: сб. ст. и материалов XI межвуз. научн.-практ. конф.

0   0
АвторыПутятина Екатерина Ивановна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц112
ID306655
АннотацияСборник содержит статьи и материалы XI межвузовской научно-практической конференции, в которых рассматриваются как общетеоретические, так и частные вопросы современной лингвистики, теории и практики межкультурной коммуникации, дискурса и текста. Авторы статей и материалов обсуждают теоретические и практические аспекты методики преподавания иностранного языка в различных типах образовательных учреждений.
Актуальные вопросы лингвистики и методики обучения иностранным языкам: опыт, стратегии, перспективы: сб. ст. и материалов XI межвуз. научн.-практ. конф. / ред. Е. И. Путятина .— Сургут : РИО СурГПУ, 2013 .— 112 с. — URL: https://rucont.ru/efd/306655 (дата обращения: 18.10.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЛИНГВИСТИКИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ: ОПЫТ, СТРАТЕГИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ Сборник статей и материалов XI Межвузовской научно-практической конференции ВЫПУСК 11 Сургут 2013 1 УДК 81:372.8 ББК 81.2-9я43 А 43 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Рецензенты: Аксенова Т.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Сургутского государственного университета Яковец Т.Я., кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Сургутского государственного университета Редакционная коллегия: Никитенко З.Н., доктор педагогических наук, профессор Московского государственного педагогического университета Путятина Е.И., кандидат филологических наук, доцент Сургутского государственного педагогического университета Гераскевич Н.В., кандидат педагогических наук, доцент Сургутского государственного педагогического университета А 43 Актуальные вопросы лингвистики и методики обучения иностранным языкам: опыт, стратегии, перспективы : сборник статей и материалов XI межвузовской научно-практической конференции / отв. ред. <...> Сборник содержит статьи и материалы XI межвузовской научнопрактической конференции «Актуальные вопросы лингвистики и методики обучения иностранным языкам: опыт, стратегии, перспективы», в которых рассматриваются как общетеоретические, так и частные вопросы современной лингвистики, теории и практики межкультурной коммуникации, текста и дискурса. <...> УДК 81:372.8 ББК 81.2–9я43 Ответственность за точность цитирования и ссылок несут авторы опубликованных материалов © Сургутский государственный педагогический университет, 2013 2 СОДЕ РЖАНИЕ Предисловие . <...> Категория рода английского языка в русских переводах <...>
Актуальные_вопросы_лингвистики_и_методики_обучения_иностранным_языкам_опыт,_стратегии,_перспективы_сб._ст._и_материалов_XII_межвуз._науч.-практ._конф..pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЛИНГВИСТИКИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ: ОПЫТ, СТРАТЕГИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ Сборник статей и материалов XI Межвузовской научно-практической конференции ВЫПУСК 11 Сургут 2013 1
Стр.1
УДК 81:372.8 ББК 81.2-9я43 А 43 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Рецензенты: Аксенова Т.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Сургутского государственного университета Яковец Т.Я., кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Сургутского государственного университета Редакционная коллегия: Никитенко З.Н., доктор педагогических наук, профессор Московского государственного педагогического университета Путятина Е.И., кандидат филологических наук, доцент Сургутского государственного педагогического университета Гераскевич Н.В., кандидат педагогических наук, доцент Сургутского государственного педагогического университета А 43 Актуальные вопросы лингвистики и методики обучения иностранным языкам: опыт, стратегии, перспективы : сборник статей и материалов XI межвузовской научно-практической конференции / отв. ред. Е.И. Путятина, Н.В. Гераскевич. – Сургут : РИО СурГПУ, 2013. – Вып. XI. – 111 с. Сборник содержит статьи и материалы XI межвузовской научнопрактической конференции «Актуальные вопросы лингвистики и методики обучения иностранным языкам: опыт, стратегии, перспективы», в которых рассматриваются как общетеоретические, так и частные вопросы современной лингвистики, теории и практики межкультурной коммуникации, текста и дискурса. Авторы статей и материалов обсуждают теоретические и практические аспекты методики преподавания иностранного языка в различных типах образовательных учреждений. Сборник рассчитан на преподавателей иностранных языков вузов, ссузов и школ, а также аспирантов, магистрантов и студентов факультетов иностранных языков. УДК 81:372.8 ББК 81.2–9я43 Ответственность за точность цитирования и ссылок несут авторы опубликованных материалов © Сургутский государственный педагогический университет, 2013 2
Стр.2
СОДЕ РЖАНИЕ Предисловие ......................................................................................... 5 Раздел 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНОЯЗЫЧНОГО ТЕКСТА И ДИСКУРСА. ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕВОДА И ПЕРЕВОДИМОСТИ ТЕКСТА Бопп Ю.В. Фонетические особенности английского числительного в составе английских паремиологических словосочетаний в сопоставлении с их русскими аналогами ................. 8 Воложанина Ю.В. Жанровые особенности английских эпиграмм ............................................................................................... 18 Даулетов А.С. Категория рода английского языка в русских переводах художественного текста «Книга Джунглей» Р. Киплинга .... 23 Кушнир Е.Н. Семантические отношения между лексемами, характеризующими главного персонажа в тексте W.S. Maugham «The Lion's Skin» .......................................................... 32 Путятина Е.И. Числительное как часть прецедентного имени в англоязычной межкультурной коммуникации .................................... 39 Филиппова И.Н. Вербальная избыточность в аспекте межкультурной коммуникации .............................................................. 50 Раздел 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Борисова Е.В., Сыроватская Н.В. Межкультурная коммуникация и международные культурно-образовательные программы для школьников (из опыта работы) .................................... 54 Гераскевич Н.В., Кучерова В.С. Формирование языковой компетенции учащихся старших классов на основе прочитанного аутентичного текста ............................................................................... 59 3
Стр.3
Ефимова Р.Ю. Преодоление трудностей в обучении чтению текстов на английском языке в средней школе ..................................... 69 Малиновцева Н.В. Повышение мотивации и эффективности обучения иностранным языкам в основной школе посредством исследовательской деятельности ........................................................... 73 Никитенко З.Н. Учебная деятельность младшего школьника в развивающем иноязычном образовании ............................................ 77 Порываева О.Ю. Использование кейс-метода на уроках английского языка .................................................................................. 90 Потапова Н.В. Применение схем-опор при формировании грамматических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения английскому языку ........................................................ 97 Руденок Е.А. Формирование индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика в информационнообразовательной среде ........................................................................... 101 Тарасенко М.И., Бажитова С.В. Использование пословиц и поговорок в обучении лексике английского языка в школе ................ 105 Сведения об авторах ............................................................................ 111 4
Стр.4
Предисловие Настоящий сборник научных статей и материалов итогам XI ежегодной межвузовской научно-практической конференции «Актуальные вопросы лингвистики и методики обучения иностранным языкам: опыт, стратегии, перспективы», проводившейся в стенах Сургутского государственного педагогического университета в 2012 году, отражает спектр различных научных и научнометодических интересов преподавателей вузов, учителей школ, принявших активное участие в этой конференции. Тематика межвузовской конференции традиционно охватывает языковедческие проблемы функционирования англоязычных лексем в аутентичном англоязычном тексте и его дискурсе в процессе англо-русской межкультурной коммуникации, а также насущные проблемы методики обучения английскому языку в условиях формирования необходимых языковых компетенций в рамках компетентностно-деятельностного подхода в современной образовательной среде на различных этапах обучения. Сборник состоит из двух разделов: раздел 1 посвящен лингвистическим аспектам иноязычного текста и дискурса и связанным с этими аспектами проблемам перевода и переводимости текста; раздел 2 посвящен важным для теории и практики обучения иностранному языку вопросам применения наиболее эффективных методических приёмов. В научных статьях первого раздела рассматриваются актуальные проблемы функционирования различных англоязычных лексических единиц в аутентичном тексте и в тексте его русского перевода. Так, кандидат филологических наук Ю.В. Бопп в своей статье описывает фонетические характеристики английских числительных, их русских аналогов и омонимичных лексем, функционирующих в контексте паремиологических словосочетаний. Особому аспекту английских числительных, вербализации прецедентных имён в англо-русской межкультурной коммуникации, посвящена статья доцента кафедры лингвистического образования и межкультурной коммуникации Сургутского государственного педагогического университета Е.И. Путятиной. Автор обращает внимание читателя на иконические характеристики рассматриваемых числительных, которые ономасиологически и информативно важны в условиях коммуникации, а также в переводе с одного языка на другой. 5
Стр.5
Проблемам перевода публицистического немецкоязычного текста на русский язык посвящена статья Филипповой И.Н., доцента Московского государственного областного университета, в которой автор рассматривает проблему плеоназма при работе переводчика над инвариантом текста перевода в русскоязычной культуре. Статья аспиранта кафедры лингвистического образования и межкультурной коммуникации Сургутского государственного педагогического университета А.С. Даулетова касается важного для переводоведения вопроса – вопроса передачи категории рода в английском и русском языках на примере перевода художественного текста Р. Киплинга на русский язык. В своей статье автор сопоставляет англоязычную и русскоязычную картины мира, выстраиваемые на основе дискурсов оригинального текста и текста перевода. Лингвистическому анализу семантических отношений между лексемами, характеризующими один и тот же денотат художественного текста С. Моэма, посвящена статья аспиранта кафедры лингвистического образования и межкультурной коммуникации Сургутского государственного педагогического университета Е.Н. Кушнир. Особая роль в изучении семантических отношений между лексемами, по мнению Е.Н. Кушнир, должна отводиться дискурсу исследуемого текста. Аспирантка МГГУ им. М.А. Шолохова Ю.В. Воложанина раскрывает исторические и литературоведческие предпосылки появления особого вида английской эпиграммы в форме limericks (лимерики) и clerihew (клерихью). Вопросы межкультурной коммуникации в той или иной степени затрагиваются и в материалах по методике обучения иностранным языкам, представленных во втором разделе настоящего сборника. Этот раздел объединяет материалы и статьи маститых авторов, таких как профессор кафедры методики преподавания иностранных языков Московского государственного педагогического университета, лауреата премии Правительства РФ в области образования З.Н. Никитенко, доцентов кафедры лингвистического образования и межкультурной коммуникации Сургутского государственного педагогического университета, кандидатов педагогических наук М.И. Тарасенко и Н.В. Гераскевич, учителей-практиков школ г. Сургута и Сургутского района, а также студентов СурГПУ В.С. Кучеровой и С.В. Бажитовой, чьи выпускные квалификационные работы были рекомендованы к публикации. 6
Стр.6
Описанию содержания учебной деятельности младшего школьника в развивающем иноязычном образовании с позиций психологии, педагогики и методики обучения иностранным языкам посвящена статья профессора З.Н. Никитенко. Формирование языковой компетенции учащихся старших классов рассматривают доцент Н.В. Гераскевич и В.С. Кучерова. Важный вопрос о том, как повысить мотивацию учащихся изучать культуру и традиции Британского народа на среднем и старшем этапе обучения демонстрируют в своей статье доцент М.И. Тарасенко и С.В. Бажитова. Статья Е.А. Руденок, учителя МБОУ гимназии «Лаборатория Салахова» г. Сургута, освещает проблему подготовки поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества посредством иностранного языка. В статьях Р.Ю. Ефимовой, Н.В. Малиновцевой, О.Ю. Порываевой, Н.В. Потаповой рассматриваются отдельные аспекты методики обучения иностранному языку, доказавшие свою эффективность в условиях современной школы, адекватных требованиям ФГОС. Наши читатели могут найти полезную для себя информацию по перечисленным вопросам лингвистики, переводоведения и методики обучения иностранному языку русскоязычных учащихся. В статьях даются практические рекомендации по повышению эффективности деятельности учителя иностранного языка на уроке и создания условий для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Е.И. Путятина 7
Стр.7