Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Научно-квалификационная работа аспиранта

0   0
АвторыБакшеева Этери Павловна, Рассказова Наталья Петровна, Худенева Мария Григорьевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц126
ID626258
АннотацияВ учебно-методическом пособии представлены структура и содержание педагогического исследования; требования к оценке научно-квалификационной работы, её оформлению, примеры оформления содержания и введения данной категории работы. Пособие адресовано обучающимся дневной и заочной форм обучения по образовательной программе аспирантуры по направлению подготовки 44.06.01 - Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации), а также педагогам-практикам, осуществляющим научно-исследовательскую деятельность в образовательных организациях.
Научно-квалификационная работа аспиранта : учеб.-метод. пособие. Направление подгот.: 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации). Направленность: Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия). Квалификация: Исследователь. Преподаватель-исследователь / Э. П. Бакшеева, Н. П. Рассказова, М. Г. Худенева .— Сургут : РИО СурГПУ, 2015 .— 126 с. — URL: https://rucont.ru/efd/626258 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Направленность Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) Квалификация Исследователь. <...> Преподаватель-исследователь Сургут 2015 1 УДК 378.016(07) ББК 74.489.028.125р30 К 93 сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры педагогического и специального образования 28 августа 2015 года, протокол № 1 Рецензент: Л.Л. Лашкова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования СурГПУ Научно-квалификационная работа аспиранта: учебнометодическое пособие. <...> Направленность: Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) / ГОУ ВПО ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; Э.П. Бакшеева, Н.П. Рассказова, М.Г. Худенева. <...> В учебно-методическом пособии представлены структура и содержание педагогического исследования; требования к оценке научноквалификационной работы, ее оформлению, примеры оформления содержания и введения данной категории работы. <...> Заключение 3 5 Последовательность исследовательских действий аспиранта в процессе самостоятельной подготовки научно-квалификационной работы Научное исследование в сфере педагогической науки Требование к порядку выполнения научноквалификационной работы Разработка и утверждение плана-графика выполнения научно-квалификационной работы Требования к структуре, содержанию и оформлению научно-квалификационной работы Требования к структуре и объему научноквалификационной работы Требования к содержанию научноквалификационной работы Требования к оформлению научноквалификационной работы Характеристика методов научного исследования в сфере педагогической науки Методы педагогического исследования Эмпирические методы исследования Методы математической статистики Требования к порядку подготовки и защите научно-квалификационной <...>
Научно-квалификационная_работа_аспиранта.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Научно-квалификационная_работа_аспиранта.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет психологии и педагогики Кафедра педагогического и специального образования НАУЧНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА АСПИРАНТА Учебно-методическое пособие Направление подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки. Направленность Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) Квалификация Исследователь. Преподаватель-исследователь Сургут 2015 1
Стр.1
УДК 378.016(07) ББК 74.489.028.125р30 К 93 сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры педагогического и специального образования 28 августа 2015 года, протокол № 1 Рецензент: Л.Л. Лашкова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования СурГПУ Научно-квалификационная работа аспиранта: учебнометодическое пособие. Направление подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации). Направленность: Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) / ГОУ ВПО ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; Э.П. Бакшеева, Н.П. Рассказова, М.Г. Худенева. – Сургут: РИО СурГПУ, 2015. – 123 с. В учебно-методическом пособии представлены структура и содержание педагогического исследования; требования к оценке научноквалификационной работы, ее оформлению, примеры оформления содержания и введения данной категории работы. Пособие адресовано обучающимся дневной и заочной форм обучения по образовательной программе аспирантуры по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации), а также педагогампрактикам, осуществляющим научно-исследовательскую деятельность в образовательных организациях. УДК 378.016(07) ББК © Сургутский государственный педагогический университет, 2015 2 Печатается по рекомендации отдела
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. 1.1. 1.2. 1.3. ГЛАВА 2. 2.1. 2.2. 2.3. ГЛАВА 3. 3.1. 3.2. 3.3. ГЛАВА 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. Заключение 3 5 Последовательность исследовательских действий аспиранта в процессе самостоятельной подготовки научно-квалификационной работы Научное исследование в сфере педагогической науки Требование к порядку выполнения научноквалификационной работы Разработка и утверждение плана-графика выполнения научно-квалификационной работы Требования к структуре, содержанию и оформлению научно-квалификационной работы Требования к структуре и объему научноквалификационной работы Требования к содержанию научноквалификационной работы Требования к оформлению научноквалификационной работы Характеристика методов научного исследования в сфере педагогической науки Методы педагогического исследования Эмпирические методы исследования Методы математической статистики Требования к порядку подготовки и защите научно-квалификационной работы Порядок подготовки научно-квалификационной работы к защите Требования к порядку защиты научноквалификационной работы Требования к оценке научно-квалификационной работы Требования к отчету о результатах защиты научно-квалификационной работы Примерный план выступления аспиранта на защите научно-квалификационной работы 13 13 14 16 18 18 18 33 35 35 39 51 89 89 91 91 92 93 94
Стр.3
Список использованной литературы Приложение Приложение 1. Титульный лист Приложение 2. Оглавление Приложение 3. Аннотация Задание Приложение 4. на выполнение квалификационной работы Приложение 5. Примерный план-график выполнения научноквалификационной работы Приложение 6. Образец оформления содержания научноквалификационной работы Приложение 7. Язык и стиль исследовательской работы Приложение 8. Образец построения таблицы Приложение 9. Примерная структура и содержание научного аппарата во введении в научноквалификационной работе Приложение 10. Примеры библиографических записей научно95 97 97 98 99 103 104 106 107 109 110 116 4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Научно-квалификационная работа (НКР) – это самостоятельная и логически завершённая научно-исследовательская работа, в которой содержится решение задач, связанных с видами профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся в соответствии с профильной направленностью образовательной программы, с решением актуальных научных или профессиональных проблем, имеющих значение для соответствующей отрасли знаний. Она содержит совокупность результатов самостоятельно проведенного исследования по одному из вопросов теоретического и/или практического характера, соответствующих профилю направления подготовки, и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, должна иметь внутреннее единство и свидетельствовать об уровне компетентности автора в решении выбранной проблемы. Выполненная научно-исследовательская работа должна соответствовать критериям, установленным для научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук. Требования к содержанию, объему и структуре научноквалификационной работы по Направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации), Направленность: Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) определяются на основании документов: Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации: − Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; − Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 4, Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Принят Государственной Думой 24 ноября 2006 года; − Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям подготовки (уровень подготовки кадров высшей квалификации); − Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) » от 19 ноября 2013 г. № 1259. 5
Стр.5
Дополнительных федеральных нормативных актов и проектов приказов: - Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». - Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 марта 2014 г. № 233 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре». - Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2014 г. № 248 «О Порядке и сроке прикрепления лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)». - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 марта 2014 г. № 247 «Об утверждении порядка прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов и их перечня». Методических материалов: - Письмо Заместителя Министра образования РФ Климова А.А. «О подготовке кадров высшей квалификации» АК - 1807/05 от 27 августа 2013 г. - Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утверждены Заместителем министра образования Российской Федерации Климовым А.А. АК-44/05вн от 8 апреля 2014 г). Локальных нормативных актов СурГПУ, регламентирующих процесс обучения в аспирантуре: − СМК СурГПУ НП 122 - 2014 Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре; − СМК СурГПУ НП 120 - 2014 Положение о проведении государственной итоговой аттестации; − СМК СурГПУ НП 74 - 2014 Положение об экзаменационных и апелляционных комиссиях СурГПУ; − 6
Стр.6
Ссылок на стандарты по информатизации, библиотечному и издательскому делу: − ГОСТ 7.32 - 2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Правила оформления; − ГОСТ 7.1 - 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления; − ГОСТ 7-82 - 2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления; − ГОСТ 7.0.5 - 2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления (при оформлении списков и подстрочных библиографических ссылок); − ГОСТ Р 7.0.12-2011 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила. Современный образовательный процесс – явление многогранное, отражающее сложности и противоречия общественной жизни. Проблемы, возникающие в этом процессе, все менее поддаются решению привычными способами. Опыта и обыденных знаний недостаточно, и становится необходимым обращение к научно-педагогическим знаниям. Инновационные изменения в сфере образования, в том числе и высшего, привели к возникновению естественной необходимости подготовки кадров высшей квалификации. Система подготовки кадров в педагогических вузах, исходя из требований сегодняшнего дня, предполагает развитие исследовательской деятельности аспирантов, формирование у них высоких профессиональных качеств и умений, профессиональной гибкости и готовности к инновационной деятельности в образовательных учреждениях разного типа и направленности. Важное место в этом процессе отводится научноквалификационной работе аспиранта. Научно-квалификационная работа – один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе подготовки кадров высшей квалификации, в котором развивается умение решать исследовательские задачи, самостоятельно ориентироваться в научной литературе, успешно применять на практике теоретические знания [7]. Качественно выполненная научно-квалификационная работа должна свидетельствовать о сформированности исследовательских 7
Стр.7
умений аспиранта: четко формулировать проблему и оценивать степень ее актуальности; обосновывать выбранные методы решения поставленных задач; самостоятельно работать с литературой и другими информационно-справочными материалами; отбирать нужные сведения, анализировать и интерпретировать их, а также представлять их в графической или иной иллюстративной форме; делать обоснованные выводы, давать практические рекомендации (в соответствующих случаях); излагать свои мысли грамотно, литературным языком, правильно оформлять работу. Исследовательская деятельность аспиранта, как самостоятельный вид их образовательной деятельности осуществляется на протяжении всех лет обучения в аспирантуре в разных временных сочетаниях с другими видами их теоретической и практической учебной деятельности. Вместе с тем в любом проявлении исследовательская работа имеет некоторый инвариант содержания, этапности ее осуществления, особенностей ее организации и проведения [19]. Цель данного учебно-методического пособия и состоит в том, чтобы конкретизировать основные характеристики исследовательской деятельности аспиранта, результатом которой должна стать научноквалификационная работа. Научно-квалификационная работа должна быть педагогической по своему предмету и методам его анализа и может быть посвящена любой содержательной области педагогической и методической науки и/или практики. Обязательным является не использование каких-либо конкретных методов или определенного их количества, а систематический сбор данных и строго доказательный характер изложения содержания. Недопустимо подменять научную работу научно-популярными, метафизическими или публицистическими текстами. В целом, работа должна быть направлена на достижение сформулированных в ее введении целей и не должна содержать голословных положений (непроверенных или вообще непроверяемых научными методами утверждений). Темы научно-квалификационных работ, предложенные ведущими преподавателями факультета, утверждаются на заседании кафедры. Аспирант совместно с научным руководителем определяет индивидуальную тему исследовательской работы и предоставляет ее формулировку на соответствующую кафедру не позднее даты, оговоренной в текущем учебном году. В отдельных случаях тема научноквалификационной работы может быть предложена самим аспирантом и согласована с научным руководителем. Объем научно-квалификационной работы составляет, как правило, 100-120 страниц печатного текста. Титульный лист, оглавление, 8
Стр.8
список литературы, приложения в указанный объем научноквалификационной работы не включаются. Перечень компетенций, формируемых и контролируемых в процессе выполнения научно-квалификационной работы В ходе выполнения и защиты научно-квалификационной работы формируется и проверяется уровень сформированности следующих профессиональных компетенций: универсальных (УК): − УК-1 способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерирование новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; − УК-4 готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках общепрофессиональных (ОПК): − ОПК-1 – владение методологией и методами педагогического исследования; − ОПК-2 – владение культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий; − ОПК-3 – способность интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований; − ОПК-6 – способность обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося; профессиональных (ПК): − ПК-1 – готовность к изучению теории и практики коррекционной педагогики; − ПК-2 – готовность к разработке систем воспитания и обучения детей с различными отклонениями и нарушениями развития (специального и совместного с нормально развивающимися сверстниками). Для качественного выполнения научно-квалификационной работы аспирант должен: 9
Стр.9
знать: − способы (виды) проектирования научного исследования (УК2); − принцип отбора научной литературы и ее анализа в соответствии с поставленными целью и задачами исследования (УК-4); − структуру научного исследования, уровни методологического анализа, виды педагогических исследований, основные теоретические и эмпирические методы исследования (ОПК-1); − методологию и методы педагогического исследования (ОПК1); − требования к организации научного исследования и оформлению продуктов научного труда (ОПК-2); − требования к анализу и интерпретации результатов педагогического исследования (ОПК-3); − образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания (ОПК-6); − методы изучения теории и практики коррекционной педагогики (ПК-1); − особенности воспитания и обучения детей с различными отклонениям и нарушениями развития (специального и совместно с нормально развивающимися сверстниками) (ПК-2); − структуру систем воспитания и обучения детей с различными отклонениями и нарушениями развития (специального и совместно с нормально развивающимися сверстниками) (ПК-2); Уметь: − проектировать научное исследование (УК-2); − осуществлять продуктивное взаимодействие с коллегами по решению научных и научно-исследовательских задач (УК-3); − организовывать и проводить семинары, мастер - классы, круглые столы по проблемам специального образования (УК-3); − анализировать, систематизировать и обобщать научную информацию по теме исследований (ОПК-1); − проектировать научное исследование, программу педагогического эксперимента, и отбора методов исследования, адекватных цели, задачам и гипотезе исследования. (ОПК-1); − планировать свою индивидуальную научноисследовательскую деятельность (ОПК-1); 10
Стр.10
− организовывать научное исследование и оформлять продукты научного труда в соответствии с нормативными требованиями (ОПК-2); − извлекать информацию из различных источников для решения научно-исследовательских задач (ОПК-2); − оценивать границы применимости полученных результатов, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований (ОПК-3); − выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося (ОПК-6); − наблюдать и анализировать педагогическое явление (ОПК-3); − применять методы изучения теории и практики коррекционной педагогики и выявлять достоинства и проблемы в их развитии (ПК-1); − критически осмысливать полученную в ходе научноисследовательской деятельности информацию (ПК-1); − уметь проектировать систему воспитания и обучения детей с различными отклонениями и нарушениями развития (специального и совместно с нормально развивающимися сверстниками) (ПК-2); владеть: − общей схемой проектирования научного исследования (УК-2); − научным стилем изложения устной и письменной речи (УК-4); − методами графической обработки результатов экспериментов (ОПК-3); − образовательными технологиями, методами и средствами обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося (ОПК-6); − проектированием системы воспитания и обучения детей с различными отклонениями и нарушениями развития (специального и совместно с нормально развивающимися сверстниками) (ПК-2). иметь опыт: − проектирования научного исследования (УК-2); 11
Стр.11
− постановки исследовательских и практических задач (УК-2); − проведения научной, научно-практической конференции (УК3); − выполнение научно-исследовательских видов деятельности в рамках научных тем, осуществляемых на кафедре педагогического и специального образования (УК-3); − участия в конкурсах научно-исследовательских работ (УК-3); − осуществления профессиональной и научноисследовательской деятельности с учетом требований этических норм (УК-5); − проектирования научного исследования, программы педагогического эксперимента и отбора методов исследования, адекватных цели, задачам и гипотезе исследования (ОПК-1); − - использовать программные средства и работать в компьютерных сетях; (ОПК-2); − организации научного исследования и оформления продуктов научного труда в соответствии с нормативными требованиями (ОПК-2); − организации научного студенческого общества (УК-3); − анализа и интерпретации результатов педагогического исследования, оценки границ их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной социокультурной среде, перспектив дальнейших исследований (ОПК-3); представления итогов проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, кандидатской диссертации в соответствии с предъявляемыми требованиями (ОПК-3); − изучения теории и практики коррекционной педагогики (ПК1); − использования образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося (ОПК-6); − проектирования системы воспитания и обучения детей с различными отклонениями и нарушениями развития (специального и совместно с нормально развивающимися сверстниками) (ПК-2). Таким образом, выполнение научно-квалификационной работы позволяет формировать у аспирантов определенный спектр профессиональных компетенций, обеспечивающих ему способность творчески решать профессиональные задачи. 12
Стр.12
Специфика данного учебно-методического пособия состоит в том, что оно составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВО по образовательной программе аспирантуры по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации). Направленность: Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия). Содержание учебно-методического пособия основано на конкретных примерах, иллюстрирующих наиболее сложные компоненты структуры и научного аппарата исследовательской работы. Авторы данного пособия также посчитали необходимым сделать акцент в своей работе на характеристике научного исследования в сфере педагогической науки. Особое внимание в данной работе уделяется подходу к определению критериального аппарата исследовательской работы, включающего критерии, показатели и уровни изучаемого феномена, а также представлен способ построения интегральной шкалы его оценки. Определение описываемого аппарата всегда вызывало затруднения у обучающихся при организации экспериментальной работы, что и стало основанием для включения данной информации в предлагаемое пособие. 13
Стр.13