Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса №2 2009

0   0
Страниц251
ID305811
АннотацияВ журнале преподаватели, научные работники, аспиранты, магистранты и студенты ВГУЭС публикуют результаты собственной научно-исследовательской работы в области экономики, политологии, права, инноваций и высоких технологий, а также материалы по итогам научных конференций
Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса .— 2009 .— №2 .— 251 с. — URL: https://rucont.ru/efd/305811 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

1 Латкин Александр Павлович, д-р экон. наук, профессор, директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС - 11 - Таблица 1. <...> Гордеев указал на необходимость согласования заявленного ранее объема поддержки сельского хозяйства1 в пределах 9 млрд. долл. в год (или 14% от сложившейся доли добавленной стоимости сельского хозяйства в ВВП). <...> СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПРИНЦИПАМ ФОРМИРОВАНИЯ… как подтверждают данные Всемирного банка, Россия утрачивает те немногие позиции по сельскому хозяйству в сравнении с другими странами (табл. <...> Регионализм на рубеже XX – XXI веков окончательно превращается в общемировой феномен. <...> Так, например, Г.К. Широков и А.И. Салицкий, утверждают, что в конце прошлого века «в мире существовало, как минимум, пять относительно успешных интеграционных группировок, в которые входило свыше 50 стран (АСЕАН, ЕС, МЕРКОСУР, НАФТА, ОЭС)»2. <...> Немногочисленную группу наиболее эффективных и устойчивых РИО образуют ЕС, АСЕАН и АНЗЕРТА. <...> Каждое из них наряду с весьма продолжительной историей функционирования отличает позитивная содержательная динамика, стабильное расширение сфер кооперации и укрепление взаимных связей, а также (в случае ЕС и АСЕАН) значительный потенциал расширения. <...> При этом государства, входящие в межправительственный форум АСЕАН Плюс Три (АПТ — страны АСЕАН, Китай, Япония и РК), становятся костяком для восточноазиатской экономической интеграции с более широким участием стран из примыкающих регионов. <...> С окончанием «холодной войны» Москва успешно подключилась к межправительственному сотрудничеству на трансрегиональном уровне, став партнёром по диалогу Регионального Форума АСЕАН (АРФ) и членом Форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), и в субрегионе Северо-Восточней Азии (СВА) — в рамках проекта «Туманган» и Шестисторонних переговоров по проблеме безопасности Корейского полуострова. <...> Учитывая, что расширение Россией взаимодействия со странами <...>
_Территория_новых_возможностей._Вестник_Владивостокского_государственного_университета_экономики_и_сервиса_№2_2009.pdf
А.П. Латкин. СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПРИНЦИПАМ ФОРМИРОВАНИЯ… II. СТРАНА И МИР УДК 321 А.П. Латкин1 Современный подход к принципам формирования и функционирования международных экономических организаций По мнению автора очевидна необходимость постановки и решения целого комплекса проблем, начиная с критической, но объективной оценки того, что уже произошло, происходит и, со всей очевидностью, еще будет происходить с устойчивостью мировой финансовой системы и возможными последствиями при ее потере для стран, входящих в те или иные международные организации. Циклично происходящие мировые экономические кризисы имеют не только негативные, но и позитивные результаты. В частности, они дают импульс к необходимости рационального обновления методологических основ создания эффективных государственных систем управления развитием национальных экономик, разработки адекватных изменениям мирового хозяйства принципов формирования и функционирования международных экономических сообществ. В условиях возникновения и быстрого развития мирового финансового кризиса это особенно убедительно проявляется в действиях сообщества стран-участниц Всемирной торговой организации, принимающих сейчас чрезвычайные меры для спасения собственных экономик. Многие из них, очевидно забыв про свои обязательства. По сути, этими мерами диалектически разрушается де-юре существовавший порядок вхождения в ВТО с целью обеспечения свободной равноправной конкуренции. Кстати, именно его принципиальная основа не позволяет уже многие годы войти в ВТО России, к которой предъявлялись претензии по поводу чрезмерной государственной поддержки национального агропромышленного производства и неправомерно низких внутренних цен на энергетические ресурсы. Однако при более внимательном рассмотрении вопроса поддержки национального сельского хозяйства можно выявить, что для каждого конкретного государства, входящего в состав ВТО, формируются свои уникальные доли допустимых объемов финансовых ассигнований (табл. 1). И, как показывает практика, для государств, вступивших в ВТО после 1993 г. (т.е после подачи официальной заявки о присоединении России к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованному в 1995 г. во Всемирную торговую организацию), примерный объем финансовой помощи агропромышленному комплексу составляет от 5 до 10% в сумме добавленной стоимости продукции сельского хозяйства в ВВП. 1 Латкин Александр Павлович, д-р экон. наук, профессор, директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС - 11 -
Стр.1
Таблица 1. Рамочные условия вступления отдельных стран в ВТО Страна Тарифные уступки по сельскохозяйственным товарам 34,9% Болгария 1996 (в основном от 15 до 63%); переходный период в 5-6 лет 11,7% Киргизия 1998 (в основном от 5 до 20%) без переходного периода 10,6% (в основном от Албания 2000 10 до 20%) переходный период 7 лет в основном от 10 до 15% максиМолдова 2001 мально 40% переходный период 4 года 33,6% (в основном от Латвия 1999 10 до 40%) переходный период 9 лет 17,7% (в основном от Эстония 1999 10 до 30%) переходный период 5 лет Тарифные уступки по другим товарам 12,6% (в основном от 5 до 25%); переходный период до 15 лет 6,7% (в основном ниже 10%) переходный период 7 лет 6% (в основном от 0 до 10%) переходный период 9 лет в основном от 10 до 20% максимально 40% переходный период 4 года 9,3% (в основном ниже 15%) переходный период 9 лет 6,6% (в основном ниже 15%) переходный период 6 лет снижение на 79% за два года 5% от продукции сельского хозяйства в ВВП 10% от продукции сельского хозяйства в ВВП Снижение на 16% за четыре года 5% от продукции сельского хозяйства в ВВП 5% от продукции сельского хозяйства в ВВП Нет Источник: данные сайта www.WTO.ru Отметим, что законом о федеральном бюджете Российской Федерации только в 2008 г. совокупная сумма расходов на сельское хозяйство и рыболовство составила 42882,4 млн. руб., или 2,2% от добавленной стоимости сельского хозяйства в ВВП. С учетом объединения в ныне действующей классификации бюджетных расходов, направляемых в сельское хозяйство и рыболовство, можно предположить, что фактически поддержка сельского хозяйства складывается менее 2% от добавленной стоимости продукции агропрома. Между тем, в 2008 г. в процессе переговоров, министр сельского хозяйства РФ А.В. Гордеев указал на необходимость согласования заявленного ранее объема поддержки сельского хозяйства1 в пределах 9 млрд. долл. в год (или 14% от сложившейся доли добавленной стоимости сельского хозяйства в ВВП). Данная ситуация сохраняется неизменной на протяжении последних 6 лет и, возможно, вызывает недоумение мирового сообщества, ведь, 1 для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. - 12 - Нет Нет Нет Нет Нет Поддержка сельского хозяйства Экспортные субсидии по сельскому хозяйству Год вступления в ВТО
Стр.2
А.П. Латкин. СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПРИНЦИПАМ ФОРМИРОВАНИЯ… как подтверждают данные Всемирного банка, Россия утрачивает те немногие позиции по сельскому хозяйству в сравнении с другими странами (табл. 2). Таблица 2. Удельный вес добавленной стоимости продукции сельского хозяйства в ВВП отдельных государств, % Болгария Молдова Латвия Украина Эстония Киргизия Албания Россия 1999 17 28 4 14 4 38 30 7 2002 12 24 5 15 4 38 26 6 2005 9 20 4 10 4 32 23 6 2007 6 12 3 9 3 33 22 5 2008 8 3 34 21 Как видно из данных табл.1-2 в ряде рассматриваемых государств только Албания, в которой сельское хозяйство на одну пятую часть определяет развитие национальной экономики, пользуется правом поддержки сельского хозяйства в пределах 10%. В этой связи, достаточно парадоксальным кажется стремление России с 5%-ой долей вклада продукции сельского хозяйства в совокупный экономический результат, закрепить за собой право оказывать финансовую поддержку селу в пределах 14%. С другой стороны, такая тарифная неуступчивость отражает намерение России максимально обезопасить себя в свете будущих трансформаций национальной экономики и колебаний общемировой экономической конъюнктуры, действуя по принципу: «Проси больше — получишь половину». Вторая, традиционная сторона вопроса вступления в ВТО, вызывающая множество споров у отечественных экономистов, касается оценок влияния фиксации ставок таможенных тарифов при перемещении импортных товаров и услуг через границу России, на экономическое состояние российских предприятий. Накопленная на сегодняшний момент информационная база о деятельности стран — бывших союзных республик — уже вступивших в ВТО, позволяет судить о некотором преувеличении негативных последствий для национальной экономики (табл. 3). Сопоставляя приведенные данные с установленными величинами таможенных тарифов (см. табл. 1), можно сказать, что обязательства по связыванию пошлин в среднем от 6 до 16% по ряду государств не привели к сколько-нибудь ощущаемому сокращению присутствия стран на мировых рынках. Напротив, практически у всех рассматриваемых государств (за исключением Молдовы и Украины) доля экспорта в ВВП увеличилась за период 1999-2008 г. в среднем на 4-18 процентных пункта. На этом фоне, аналогичными тепами увеличивается доля импортно-ввозимых товаров и услуг, достигая, к примеру, в Киргизии, Молдове, Эстонии значений свыше 90% предела. И последнее обстоятельство не говорит о том, что государство находится в состоянии импортной зависимости, а скорее отражает степень вовлеченности в процессы экономической интеграции. Возникает вопрос: действительно ли фиксация конечного уровня таможенных пошлин нанесет непоправимый урон экономике России? По мнению автора, с учетом достигнутых Россией договорённостей, о том, что в первый год после присоединения к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена, можно говорить об отсутствии прямых конкурентных угроз для национального производителя со стороны иностранных партнеров по бизнесу. Добавим к этому, что уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период. При этом импортные таможенные пошлины на промышленные товары снизятся примерно на три процентных пункта. Начальный уровень связывания составляет 10,1%, конечный уровень – 7,6%, уровень в настоящее время – 10,0% (при этом максимальное снижение пошлин зафиксировано, в частности, для технологического оборудо- 13 -
Стр.3