Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Фома

Фома №8 2011 (12,00 руб.)

0   0
Страниц68
ID301734
Аннотация«Фома» — православный журнал для сомневающихся — был основан в 1996 году и прошел путь от черно-белого альманаха до ежемесячного культурно-просветительского издания. Наша основная миссия — рассказ о православной вере и Церкви в жизни современного человека и общества. Мы стремимся обращаться лично к каждому читателю и быть интересными разным людям независимо от их религиозных, политических и иных взглядов. «Фома» не является официальным изданием Русской Православной Церкви. В тоже время мы активно сотрудничаем с представителями духовенства и различными церковными структурами. Журналу присвоен гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви». Создатели «Фомы» — журналисты Владимир Легойда и Владимир Гурболиков.
Фома : Православный журнал .— Москва : Издательский дом "Фома" .— 2011 .— №8 .— 68 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/301734 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.foma.ru «ФОМА» №8 (100) август 2 011 — Журнал О правОславИИ для шИрОкОй аудИтОрИИ православ ный журнал д л я сомневающи хся • ав г уст 2 011 Истории веры известных людей. <...> Евгений Миронов, Наталия Варлей, Егор Бероев, Артур Смольянинов, Диана Гурцкая, Вячеслав Бутусов, Илзе Лиепа, Дмитрий Дюжев, Петр Мамонов Евгений Миронов, Наталия Варлей, Егор Бероев, Артур Смольянинов, Диана Гурцкая, Вячеслав Бутусов, Илзе Лиепа, Дмитрий Дюжев, Петр Мамонов истории сомнений и откровений, поисков и обретений, жертвенности и любви, дружбы и милосердия, потрясений и счастья истории сомнений и откровений, поисков и обретений, жертвенности и любви, дружбы и милосердия, потрясений и счастья как появилось слово “Православие”, можно ли молиться своими словами, почему женщины покрывают голову в храме, кто написал Библию, может ли верующий обойтись без Церкви? как появилось слово “Православие”, можно ли молиться своими словами, почему женщины покрывают голову в храме, кто написал Библию, может ли верующий обойтись без Церкви? .и глубокий разговор о сложном что ждет нас после смерти, есть ли предназначение у человека, как побороть равнодушие, зачем человеку вера, можно ли быть счастливым без Бога? подробности условий подписки на стр. <...> Молчанье базилиТы приглядись: там не совсем темно, Там на стене есть узкое окно, Мерцающее тайною во храм Ты приглядись: там не совсем темно, В бездонном, черном своде над тобою, Далекое, чуть видное, слепое, Мерцающее тайною во храм В бездонном, черном своде над тобою, Там на стене есть узкое окно, Далекое, чуть видное, слепое, Из ночи в ночь одиннадцать столетий. <...> Ты чувствуешь ли эти Кресты по скользким каменным полам, Гробы святых, почиющих под спудом, И страшное молчание тех мест, Исполненных неизреченным чудом, Где черный запрестольный крест Воздвиг свои тяжелые объятья, Где таинство сыновнего распятья Сам Бог–Отец незримо сторожит? <...> Ты чувствуешь ли эти Кресты по скользким каменным полам, Гробы <...>
Фома_№8_2011.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Фома_№8_2011.pdf
www.foma.ru «ФОМА» №8 (100) август 2 011 — Журнал О правОславИИ для шИрОкОй аудИтОрИИ православ ный журнал д л я сомневающи хся • ав г уст 2 011 Истории веры известных людей... Истории веры известных людей... ...и каждого из нас ...и каждого из нас Ответы на простые вопросы... Ответы на простые вопросы... Евгений Миронов, Наталия Варлей, Егор Бероев, Артур Смольянинов, Диана Гурцкая, Вячеслав Бутусов, Илзе Лиепа, Дмитрий Дюжев, Петр Мамонов Евгений Миронов, Наталия Варлей, Егор Бероев, Артур Смольянинов, Диана Гурцкая, Вячеслав Бутусов, Илзе Лиепа, Дмитрий Дюжев, Петр Мамонов истории сомнений и откровений, поисков и обретений, жертвенности и любви, дружбы и милосердия, потрясений и счастья истории сомнений и откровений, поисков и обретений, жертвенности и любви, дружбы и милосердия, потрясений и счастья как появилось слово “Православие”, можно ли молиться своими словами, почему женщины покрывают голову в храме, кто написал Библию, может ли верующий обойтись без Церкви? как появилось слово “Православие”, можно ли молиться своими словами, почему женщины покрывают голову в храме, кто написал Библию, может ли верующий обойтись без Церкви? ...и глубокий разговор о сложном что ждет нас после смерти, есть ли предназначение у человека, как побороть равнодушие, зачем человеку вера, можно ли быть счастливым без Бога? подробности условий подписки на стр. 93подробности условий подписки на стр. 93 www.foma.ru Подпишись прямо сейчас: 8-800-200-08-99 (звонок по России бесплатный) www.foma.ru Подпишись прямо сейчас: 8-800-200-08-99 (звонок по России бесплатный) По вопросам размещения рекламы: reklama@foma.ru
Стр.1
СветСвет Ни пустоты, ни тьмы нам не дано: Есть всюду свет, предвечный и безликий... Вот полночь. Мрак. Молчанье базилиТы приглядись: там не совсем темно, Там на стене есть узкое окно, Мерцающее тайною во храм Ты приглядись: там не совсем темно, В бездонном, черном своде над тобою, Далекое, чуть видное, слепое, Мерцающее тайною во храм В бездонном, черном своде над тобою, Там на стене есть узкое окно, Далекое, чуть видное, слепое, Из ночи в ночь одиннадцать столетий... А вкруг тебя? Ты чувствуешь ли эти Кресты по скользким каменным полам, Гробы святых, почиющих под спудом, И страшное молчание тех мест, Исполненных неизреченным чудом, Где черный запрестольный крест Воздвиг свои тяжелые объятья, Где таинство сыновнего распятья Сам Бог–Отец незримо сторожит? Из ночи в ночь одиннадцать столетий . А вкруг тебя? Ты чувствуешь ли эти Кресты по скользким каменным полам, Гробы святых, почиющих под спудом, И страшное молчание тех мест, Исполненных неизреченным чудом, Где черный запрестольный крест Воздвиг свои тяжелые объятья, Где таинство сыновнего распятья Сам Бог–Отец незримо сторожит? Есть некий свет, что тьма не сокрушит. Иван Бунин, 1927 Есть некий свет, что тьма не сокрушит. Иван Бунин, 1927 Ни пустоты, ни тьмы нам не дано: Есть всюду свет, предвечный и безликий... Вот полночь. Мрак. Молчанье базилики,ки, отрезвляет и возвращает к мыслям о надежде на лучшее. Я отчетливо помню эти серые унылые времена, несмотря на то что был молод и более восприимчив к маленьким жизненным радостям. Видимо, действительно наступили времена быть реалистами. Темной ночью Луна видится плоской потому, что на фоне черного неба видна только светлая сторона. Быть только пессимистом — значит быть утерянным для жизни. Для обьемности необходимо быть еще и оптимистом. У меня не было проблем, связаных с гонениями на веру, но от этого я ничуть не меньше ощущал себя загнанным. Наша жизнь равноправно лежит в области прошлого, настоящего и будущего, но всему свое время, и каждый из этих периодов мудро расположен в пространстве, а оттого и своевременен. Мода на ужасы (с. 16) — это само по себе ужасно, хотя здесь утешает недолговечность всякой модности. В одном эпизоде статьи меня охватил восторг совпадения: «…Как говорил святитель Филарет, митрополит Московский, “творческое слово есть как адамантовый мост, на котором поставлены и стоят твари, под бездной Божией бесконечности и над бездной собственного ничтожества”». Я вспомнил знакомые строки: Посмотри, как узки бриллиантовые дороги, Нас зажали в тиски бриллиантовые дороги. Чтобы видеть их свет, мы пили горькие травы. Если в пропасть не пасть, все равно умирать от отравы На алмазных мостах через черные канавы. И. Кормильцев «Бриллиантовые дороги» Опять же, если мы научимся вдумчиво высмеивать ужасы, то обретем долгожданную полноту покоя. Не знаю, смог ли бы я дотронуться до черта со сковородкой, но ради смеха попросил бы его испечь блюдо мексиканской кухни. Страх Божий — это еще и страх потерять связь с Богом. Кинематограф страха (с. 24) — это по всей видимости иллюзия страха. А всякий иллюзион предполагает какие-нибудь фокусы. А фокусы — это ловкость рук и никакого мошенничеФото Владимира Ештокина ства. Значит, без обмана. И значит, само собой, без лукавого. А значит, с Богом. Иначе опять пустота. Поэтому ужасно все, в чем нет Бога. Не удержусь и скажу, что продюсерское кино можно было бы назвать пародией на кино, если бы оно способно было насмешить. Видимо, призвание продюсерского кино в том, чтобы напугать зрителя. Это у продюсеров получается намного чаще. Даешь терапевтическое кино! Дети минут (с. 52) — это секунды, то есть мгновенья. А минуты — дети часов, как часы — дети времени, как время — дитя вечности, как вечность — детище Господа. Цой — мощный в своей цельности человек. Его тексты ясны и просты. Я поддерживаю размах Марины Андреевны, когда она говорит о текстах Виктора в масштабах всемирной культуры. Это достойно того. И это уже определено нашей историей. В данном случае нет нужды прибедняться, Виктор — вполне подходящий пример возможности человека нашего времени приблизиться к состоянию совершенства. Со временем мы удостоимся более убедительных примеров. Я видел сон про Виктора Цоя, он действительно с нами, но только далеко в пределах видимости. А в пределах слышимости по-прежнему близок. Потому что, как точно пишет Марина Андреевна, он «лаконичен», и речь идет не просто о лаконичности, а о «художественной лаконичности», имеющей древнейшие истоки. В этом номере несколько раз употребляется эпитет художественный; может, в этом и есть панацея от ужаса. Творец и художник близки по родству духа, значит, спасение хотя бы отчасти лежит в области творчества, где главенствует особый воздух необязательного созидания и где, хочешь не хочешь, но сам восторженно запоешь. Письма о любви (с. 4). Писать о любви — это счастье иметь такой высокий позыв. Вот уж действительно, тема любви — это песнь всех песен. Любовь облагораживает и открывает невиданную красоту во всем — и в людях, и вне людей. Письма ценны тем, что это хроники дней. Они не выдуманы, они документальны. Это метафизическая машина времени, да еще с perpetuum mobile в придачу. Одно слово — ЛЮБОВЬ, и больше ничего не надо. В нем есть все, в нем корень вселенской жизни. Бери это все — или сколько можешь. Правильно битлы спели в своем письме к человечеству — All You Need Is Love! Краткая история творения (с. 28) вполне закономерно проистекает из темы любви с упоминанием слов апостола Иоанна о Боге: «…Он прежде возлюбил нас». Вот и вся краткая история творения, казалось бы. Спасибо Сергею Худиеву за призыв к вечной радости. К стыду своему, не помню, где прочел долгожданный ответ на вопрос о смысле жизни, но там было упомянуто высказывание старца, которое гласило, что смысл жизни заключается в блаженстве. Наверное, вечная радость и есть блаженство. А кто блажен, тот уже вступил в жизнь вечную. Почему-то «Божественная комедия» у нас легко прижилась, а Божественная драма — не очень. Популярность в вещественном мире — это показатель уровня зарядки нашей духовной батарейки. И вновь — мысль о том, что творчество поможет нам спастись; в нем по сути все делается из ничего, как и полагается с начала времен. Господь сотворил нас не по необходимости, но по образу и подобию Своему. А нас ничем не обязал, тем самым предоставив истинную свободу, зная, что душа не предаст своего Создателя и всегда будет стремиться к Нему. Слава Богу за то, что он претворяет зло в добро, иначе пришлось бы придумывать неологическое значение слова ужас. Как говорится, ужас — это не то слово! Счастливый страдалец (с. 34). Здесь мне, конечно, просто плакать хотелось. Вообще в ходе чтения сотого выпуска «Фомы» во мне созрели два желания, первое — познать любовь во всей ее значимости, второе — почувствовать себя счастливым страдальцем. Но теперь понимаю, что это неразрывные вещи, и вполне достаточно обойтись чем-то одним. Радует то, что это вполне доступно. P. S. Чувствую себя ужасно неловко, мысленно прыгая от одной статьи к другой и выщипывая у авторов по кусочку из общего смысла, но пусть это будет своеобразной беззвучной кодой «Фомы». Слава Богу за все! ■
Стр.2
Содержание: православный журнал Журнал зарегистрирован в Роскомнадзоре. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-37757 от 12 октября 2009 года. Издатель: ИД «Фома». ISSN 1813-8993 Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви. Свидетельство о присвоении грифа № 007 от 15 декабря 2010 года. № 8 (100) — август 2011 Анатолий ТОРКУНОВ / ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА / Ректор МГИМО (У) МИД России, академик РАН р ЕдакЦИОннЫй сОв Е т: Юрий ВЯЗЕМСКИЙ автор и ведущий телепрограммы «Умницы и умники» Иван ДЕМИДОВ академик Академии телевидения России Игорь МЕЩАН член правления Фонда преп. Серафима Саровского Ярослав СКВОРЦОВ декан факультета международной журналистики МГИМО (У) протоиерей Игорь ФОМИН настоятель храма св. блгв. кн. Александра Невского при МГИМО (У) Алексей ШЕСТОПАЛ зав. кафедрой философии МГИМО (У) р ЕдакЦИя : Владимир ЛЕГОЙДА / ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР Владимир ГУРБОЛИКОВ / ПЕРВЫЙ ЗАМ. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Арсений РУСАК / ЗАМ. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Николай ШЕШИН / ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕДАКТОР Анастасия ПАССОВА / АРТ–ДИРЕКТОР Алексей СОКОЛОВ / РЕДАКТОР РАЗДЕЛА «ТЕМА» Дарья РОЩЕНЯ / РЕДАКТОР РАЗДЕЛА «ЛЮДИ» Виталий КАПЛАН / РЕДАКТОР РАЗДЕЛА «КУЛЬТУРА» Константин МАЦАН / РЕДАКТОР СПЕЦПРОЕКТОВ Екатерина ИКОННИКОВА / РЕДАКТОР САЙТА Юрий ПУЩАЕВ / ОБОЗРЕВАТЕЛЬ Александр ТКАЧЕНКО / ОБОЗРЕВАТЕЛЬ Сергей ХУДИЕВ / РЕДАКТОР РАЗДЕЛА «ВЕРА» Валерия ПОСАШКО / ДЕЖУРНЫЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ Елизавета КИКТЕНКО / ОБОЗРЕВАТЕЛЬ Юлия ЛИНДЕ / КОРРЕСПОНДЕНТ Светлана ГАДЖИНСКАЯ / КОРРЕСПОНДЕНТ Владимир ЕШТОКИН / ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТ Ксения НАУМОВА / ДИЗАЙН / ВЕРСТКА Юрий КУРБАТОВ / ДИЗАЙН / ВЕРСТКА Евгения НАЗАРЕНКО / ЦВЕТОКОРРЕКЦИЯ Ольга БАСИНСКАЯ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЕДАКТОР, КОРРЕКТОР Людмила МАКАРКИНА / КОРРЕКТОР Ольга КИРИЛЬЧЕНКО / РЕДАКТОР ПО ОПРОСАМ дИр Е кЦИя : Игорь МЕЩАН / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР Ольга КРИВОШЕЙ / ЗАМ. ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА Татьяна ЯКОВЛЕВА / ЗАМ. ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ Мария КИТАЕВА / СОВЕТНИК ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА Отдел распространения: (495) 775-73-61 Наталия АНДРЕЕВА / РАСПРОСТРАНЕНИЕ Эдуард ВАЙНШТЕЙН / ПОДПИСКА Никон ГРИГОРЕНКО / ПОДПИСКА Оксана САПРЫКИНА / РЕКЛАМА / REKLAMA@FOMA.RU Андрей ОСОКИН / IT-МЕНЕДЖЕР Александр ПРИСЯЖНЮК / ВОДИТЕЛЬ кОнтактЫ: 123242, г. Москва, а/я 46, e-mail: foma@foma.ru Телефон «горячей линии»: 8-800-200-08-99 По вопросам подписки обращайтесь: podpiska@foma.ru По вопросам рекламы обращайтесь: reklama@foma.ru рЕГИОналЬнЫЕ прЕдставИтЕлЬства: НИЖНИЙ НОВГОРОД: тел.: (831) 246-73-87; НОВОСИБИРСК: Николай СОКОЛОВ / тел.: (383) 213-27-12 ПРИМОРСКИЙ КРАЙ: Михаил РОМАНОВ / тел.: (4232) 400-919; РОСТОВ-НА-ДОНУ: Елена СМИРНОВА / тел.: (863) 227-92-29, 227-92-39; САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Ольга АРБУЗОВА / тел.: (960) 265-30-44; РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ: Татьяна СИВАКОВА / тел.: +375 29 109 74 37; 220017, Республика Беларусь, Минск — 17, а/я 113; belarus@foma.ru КАЗАХСТАН: Информационное агентство «Наше слово». Виталий Александрович КАЛАБИН / + 7213 910472, +77775708300; е-mail: Vitaly-orthodox@mail.ru УКРАИНА: Влад ГОЛОВИН / тел.: 8-10-38-098-459-91-47; ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ЕВРОПЕ: Эльвира КИТНИС Deutschland; Saarstrasse 120; 54290 Trier; Тел.: 00496519934373; 004917662139404; westnik_orthodox@mail.ru Перепечатка любых материалов без письменного согласия издателя запрещена. Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Редакция в переписку не вступает. Мнение авторов рубрики «Монолог» может не совпадать с точкой зрения редакции. Общий тираж номера 36 000 экз. Отпечатано в типографии ScanRus OY, Финляндия. Фото на обложке: РИА Новости культура 52 Марина Журинская. «дети минут» 72 78 80 84 88 93 96 97 98 Прозаические этюды Елены Утенковой-Тихоновой Александр Ткаченко. тихое счастье Что читать Владимир Ештокин. путешествие с безграничными возможностями Путеводитель подписка Обратная связь Коротко Эпилог Редакция журнала «Фома» чрезвычайно признательна за поддержку: архиепископу Нижегородскому и Арзамасскому Георгию, Сергею Владиленовичу Габестро, Дмитрию Петровичу Зайцеву и Алексею Николаевичу Захарову. 21 24 26 вера 28 34 36 люди 38 46 Кира Поздняева. Матушка из Гонконга У вас будет ребенок 48 Юлия Линде. у петра и Февронии 50 Елена Зелинская. театр теней Сергей Худиев. краткая история творения Игумен Дамаскин (Орловский). счастливый страдалец Простые вопросы 18 19 тема номера Мода на ужасы Испугаться, чтобы спастись Алексей Соколов. толстой и достоевский: потрясенные ужасом Анна Дмитровская. кинематограф страха Лев Карахан. как обналичилось зло Священник Димитрий Свердлов. не бойтесь! 10 Игорь Подгорный. лесные пожары и «загадочная русская душа» 2 4 8 Пролог Письма о любви Владимир Легойда. Без надежды на худшее
Стр.3