Mortimer J. Adier How to Speak How to Listen A TOUCHSTONE BOOK Published by Simon & Schuster Мортимер Адлер Искусство говорить и слушать Перевод c английского Ларисы Плостак и Александра Анваера Издательство «МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР» Москва, 2013 УДК 808.54 ББК 83.7 А31 Дизайн выполнен студией Sign. <...> А31 Искусство говорить и слушать / Мортимер Адлер; пер. с англ. <...> Двенадцать дней аспенского семинара (Отчет о семинарах в Аспенском институте гуманитарных исследований в августе 1972 года). <...> 7 Предисловие Мортимер Адлер, по сути, уникальный человек: на протяжении всей своей жизни он искал и нашел такой алгоритм построения процесса работы с информацией, который помогает духовному наполнению личности. <...> В его первом произведении «Как читать книги» уже проскальзывали элементы систематизации аналитических инструментов познания Великих Книг. <...> Строим ли «Цивилизацию диалога»* или поднимаем «Деревню “невежд без души”»**, охваченных «художественной болезнью», когда «внимают искусству духовно глухим ухом и созерцают искусство духовно слепым глазом»***? <...> Это важный аспект воспитания образованного человека, приобретающего навыки свободного применения знаний и проявляющего мощь разума и силу чувств. <...> Адлер подчеркивает: людям «важно обогатить свою жизнь мастерством, необходимым для участия в качественном разговоре, а также волей и мотивацией, побуждающими в значительную часть досуга общаться, а не “убивать время” на массу пустых занятий»*. <...> Алгоритм «говорение и слушание», по сути, аналогичен алгоритму «письмо и чтение». <...> Например, перечислим несколько ключевых терминов, на которые обращает внимание автор: «письменная речь и чтение», «устная речь или говорение», «мимолетная и непостоянная устная речь», «письмо с чтением», «говорение со слушанием», «эффективная речь как средство коммуникации и общинности», «разговор сообщества», «язык жестов и мимики», «риторика и логика», «ораторское искусство», «диалог», «дебаты», «диспут», «беседа», «дискуссия», «консенсус <...>
Искусство_говорить_и_слушать.pdf
УДК 808.54
ББК 83.7
А31
Дизайн выполнен
студией Sign. Books design
Издано с разрешения Touchstone, a division of Simon & Schuster Inc.
Адлер, М.
А31 Искусство говорить и слушать / Мортимер Адлер; пер. с англ. Ларисы Плостак
и Александра Анваера. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 256 c.
ISBN 978-5-91657-580-4
Почему некоторым людям удается доносить свои мысли ярче и выразительнее,
а чужую точку зрения воспринимать глубже и вдумчивее, чем другим? Где и как
обучиться искусству говорить? А умению слушать? Книга Мортимера Адлера, известного
философа, преподавателя, главы редсовета энциклопедии «Британника»
посвящена ответам на эти вопросы.
Цель человеческого общения, по мнению Адлера, — это «встреча сознаний», и потому
«разговор» должен стать принципом жизни, а образованность – принципом
взаимоотношения человека со знанием.
Эта вторая, фундаментальная работа философа вслед за интеллектуальным бестселлером
«Как читать книги». Здесь автор анализирует, в чем состоит процесс коммуникации,
как сделать его максимально эффективным с обеих сторон: говорящего
и слушающего.
УДК 808.54
ББК 83.7
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена
в какой бы то ни было форме без письменного разрешения
владельцев авторских прав.
Правовую поддержку издательства обеспечивает
юридическая фирма «Вегас-Лекс»
ISBN 978-5-91657-580-4
© Mortimer J. Adler, 1983
© Перевод на русский язык. Издание на русском языке.
Оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2013
Стр.4
Оглавление
Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ЧАСТЬ I. ПРОЛОГ
Глава первая. Мастерство, которому не учат .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 19
Глава вторая. Частное и общественное . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
ЧАСТЬ II. НЕПРЕРЫВАЕМАЯ РЕЧЬ
Глава третья. «Это всего лишь риторика!» . . . . . . . . . . . . . . . 33
Глава четвертая. «Расхваливание товара»
и другие формы убеждающей речи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Глава пятая. Лекции и другие формы обучающей речи. . . . . . . . 53
Глава шестая. Подготовка речи и выступление . . . . . . . . . . . . 69
ЧАСТЬ III. МОЛЧАЛИВОЕ СЛУШАНИЕ
Глава седьмая. Сознательное слушание . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Глава восьмая. Ведение записей во время слушания и после . . . . 91
ЧАСТЬ IV. ДВУСТОРОННИЙ РАЗГОВОР
Глава девятая. Обмен вопросами и ответами. Форум. . . . . . . . . 103
Глава десятая. Типы разговора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Глава одиннадцатая. Как сделать разговор
полезным и приятным . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Глава двенадцатая. Встреча сознаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Глава тринадцатая. Семинары: обучить
и выучить в дискуссии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
ЧАСТЬ V. ЭПИЛОГ
Глава четырнадцатая. Роль разговора в жизни человека .
.
.
.
.
.
. 157
Стр.5
Оглавление
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Речь памяти Харви Кушинга, произнесенная
на ежегодном собрании Американской ассоциации
нейрохирургов в апреле 1982 года. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
Приложение 2. Двенадцать дней аспенского семинара
(Отчет о семинарах в Аспенском институте гуманитарных
исследований в августе 1972 года). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Приложение 3. Семинары для юношества — непременная
составляющая базового школьного образования
(Выдержки из статьи, опубликованной в «Журнале школьных
советов» в январе 1982 года) .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 235
Об авторе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
Стр.6