АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Б. Г. БОБЫЛЕВ Орел Канцеляризмы в прозе Андрея Платонова В статье рассматривается экспрессивное использование элементов канцелярской речи в произведениях А. Платонова <...> Ключевые слова: канцеляризмы; символ; религиозные аллюзии; мифопоэтическая картина мира; комбинаторные приращения смысла; императивная модальность. книге «Живой как жизнь», посвященной русскому языку, К. И. Чуковский сочувственно цитирует слова А. П. Чехова: «Какая гадость чиновничий язык. <...> Чуковский называет этот чиновничий язык канцеляритом, говорит о недопустимости употребления его вне канцелярской сферы: «Главная беда заключается в том, что канцелярская речь по своей ядовитой природе склонна отравлять и губить самые живые слова» [Чуковский 1962: 138]. <...> Корней Иванович пишет о том, что канцелярит начинает активно проникать в нашу речь с середины 30-х гг. <...> E-mail: boris-bobylev@yandex.ru 38 Бобылев Борис Геннадьевич, доктор пед. проникновение элементов канцелярского языка в самые различные сферы общения началось гораздо раньше, и выделяет следующие причины широкого внедрения этих элементов в современную ему речь: «1) Воздействие всевозможных многочисленных канцелярий. <...> Канцеляризмы, согласно Селищеву, приобретают в постреволюционное время экспрессивную функцию, что, казалось бы, в корне противоречит их стандартной, «омертвелой» языковой природе. <...> Однако данное замечание лингвиста находит свое убедительное подтверждение в художественнолитературной практике. <...> Селшцева1 ривает стиль «ведомственных бумаг» в ряду созданных самим народом языковых «полуфабрикатов»2 В статье «Фабрика литературы», напи, Платонов рассмат, которыми писатель должен пользоваться в своем творчестве: «Мифы, исторические и современные факты и события, бытовые действия, запечатленная воля к лучшей судьбе, - все это, изложенное тысячами безымянных, но живых и красных уст, сотнями "сухих", но бесподобных по насыщенности и стилю ведомственных <...>
Канцеляризмы_в_прозе_Андрея_Платонова.pdf
АНАЛИЗ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ТЕКСТА
Б. Г. БОБЫЛЕВ
Орел
Канцеляризмы в прозе Андрея
Платонова
В статье рассматривается экспрессивное использование элементов канцелярской речи
в произведениях А. Платонова конца 20-х гг. прошлого столетия.
Ключевые слова: канцеляризмы; символ; религиозные аллюзии; мифопоэтическая
картина мира; комбинаторные приращения смысла; императивная модальность.
книге «Живой как жизнь», посвященной
русскому языку, К. И. Чуковский
сочувственно цитирует слова
А. П. Чехова: «Какая гадость чиновничий
язык. "Исходя из положения", "с одной
стороны", "с другой стороны", и все это
без всякой надобности. "Тем не менее",
"по мере того" чиновники сочинили. Я
читаю и отплевываюсь... Неясно, холодно
и неизящно: пишет, сукин сын, точно холодный
в гробу лежит». Чуковский называет
этот чиновничий язык канцеляритом,
говорит о недопустимости употребления
его вне канцелярской сферы: «Главная
беда заключается в том, что канцелярская
речь по своей ядовитой природе склонна
отравлять и губить самые живые слова»
[Чуковский 1962: 138]. Корней Иванович
пишет о том, что канцелярит начинает активно
проникать в нашу речь с середины
30-х гг. XX столетия. Однако А. М. Селищев
в своем классическом исследовании
«Язык революционной эпохи. Из наблюдений
над русским языком последних лет
(1917-1926)» приводит данные, свидетельствующие
о том, что форсированное
наук, кандидат филол. наук, профессор Государственного
ун-та УНПК.
E-mail: boris-bobylev@yandex.ru
38
Бобылев Борис Геннадьевич, доктор пед.
проникновение элементов канцелярского
языка в самые различные сферы общения
началось гораздо раньше, и выделяет следующие
причины широкого внедрения
этих элементов в современную ему речь:
«1) Воздействие всевозможных многочисленных
канцелярий. В первые годы утверждения
советской власти канцеляриям
принадлежало огромное значение в деле
учета и распределения всех ресурсов
страны, в деле регулирования всей деятельности
ее обитателей; 2) Влияние многочисленных
деятелей прежних канцелярий,
занявших руководящие должности в
стране; 3) Стремление к выражению эмоционального
содержания, некоторой повышенное™
настроения или к выражению
иронии» [Селищев 2003: 58].
Особо обращает на себя внимание третье
из указанных обстоятельств. Канцеляризмы,
согласно Селищеву, приобретают
в постреволюционное время экспрессивную
функцию, что, казалось бы, в корне
противоречит их стандартной, «омертвелой»
языковой природе. Однако данное
замечание лингвиста находит свое убедительное
подтверждение в художественнолитературной
практике. Это касается,
прежде всего, произведений А. Платонова
конца 20-х гг. прошлого века.
Стр.1