Зарубежная литература Алан ЖУКОВСКИЙ РЕЛЯТИВИСТСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПИСЬМАХ Т. С. <...> Элиотовский релятивизм распростра няется и на литературу: Элиот не верил в возможность объ ективной оценки стихов, воздерживался от категоричных суждений, сомневался в необходимости чтения современ ной поэзии, считал себя второстепенным и часто ошибав шимся поэтом, не стремился к какому бы то ни было лидер ству в литературе и уж точно (по крайней мере, в 1920е годы) не осознавал себя «арбитром» культуры. <...> Подготовкой изданий занимались вдова по эта — Валери Элиот — и Хью Хотон. <...> В конце 2012 года увидел свет третий том, а в январе 2013 года был из дан четвертый (оба редактировались Валери Элиот и Джо ном Хаффенденом). <...> Кроме того, не вошли свыше 1000 писем Эмили Хейл, женщины, в которую Элиот влюбился до переезда в Анг 1 Eliot T. S. <...> Выдающимся эпистолярным даром Элиот явно не обладал — его письма по большей части не отлича ются художественными достоинствами. <...> 305 Философские и религиозные взгляды К концу 1920х годов в неразрывное единство сливают ся элиотовские «классицизм», антилиберализм, антидемо кратизм и англокатолицизм (в 1927 году Элиот перешел в англиканскую церковь и сменил американское граждан ство на британское). <...> Элиотовское обращение к религиозной «дисциплине» получило свое классическое воплощение в поэме «Пепельная среда» (1930). <...> Мерри: «В по следние десять лет — постепенно, но сознательно— я сде лал себя машиной. <...> Чуть позднее Элиот пишет: «Весна — это страх, который я не могу объяснить» (метафора, несомненно вызывающая в памяти начало «Бесплодной земли»), «Я убил ее. <...> В этих удивительных по риторической силе и парадоксальности мышления строках описаны биографические предпосылки того экзи стенциального кризиса, состояния смертивжизни, ко торые пронизывали поэзию Элиота до его обращения в англиканство. <...> Как известно, в своей литературной критике Эли от создал глобальноисторическую концепцию <...>