БЮЛЛЕТЕНЬ №2 (38) – 2015 От редакции УДК 37.06 ББК 74.104 Издается при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Минобрнауки РФ. <...> © Все права на публикуемые текстовые и графические материалы защищены. <...> Настоящий выпуск посвящен теме воспитания культуры толерантности в общеобразовательной школе. <...> Данными приоритетами в настоящее время руководствуются педагогические коллективы в процессе проектирования программ и планов воспитания и социализации детей и подростков. <...> В материалах настоящего выпуска представлен опыт работы Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы с углублённым изучением английского языка № 1357. <...> Школа является экспериментальной площадкой ФГАУ «ФИРО» и успешно реализует инновационную деятельность по теме «Построение функциональной модели общеобразовательной школы, обеспечивающей формирование гражданской идентичности личности» (приказ № 110 от 11.06.2014, научный руководитель Загладина Х.Т. руководитель Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ «ФИРО», к.ист.н.) <...> 3 Изучение вопроса толерантных отношений в условиях полиэтнической среды образовательной организации . <...> 14 Тематический классный час «Традиции чаепития и русский самовар в семье . <...> 16 Развивающие занятия с элементами психологического тренинга . <...> 17 Клуб семейного чтения, как форма трансляции культуры принимающего общества . <...> 21 Методики из «Практикума по исследованию и диагностике толерантности личности» . <...> 37 Опросник для измерения общих социальных установок у детей . <...> 40 2 Введение САЛТЫКОВА Т.А., директор ГБОУ СОШ №1357 г. Москвы, заслуженный учитель РФ Возросшее внимание к вопросам социальной активности личности, требования Федеральных государственных образовательных стандартов к личностным характеристикам выпускника, среди которых особенно важны - сформированность <...>
Бюллетень_региональный_опыт_развития_воспитания_и_дополнительного_образования_детей_и_молодежи_№2_2015.pdf
БЮЛЛЕТЕНЬ
№2 (38) – 2015
От редакции
УДК 37.06
ББК 74.104
Издается при поддержке Федерального агентства
по печати и массовым коммуникациям,
ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» Минобрнауки РФ.
Главный редактор – М.Н. Поволяева
Зам. главного редактора – И.Н. Попова
Ответственный секретарь – И.М. Дубовик
Компьютерная верстка и дизайн – А.М. Дубовик
Отдел подписи и реализации – Н.В. Фоменко
Экономический отдел – М.Г. Матвеева
Использование любых информационных
и иллюстрационных материалов журнала
возможно только с письменного разрешения
редакции.
Рукописи не рецензируются и не возвращаются.
Мнение
редакции может не совпадать с
мнением автора.
© Все права на публикуемые текстовые и
графические материалы защищены.
Распространяется в Российской Федерации,
странах СНГ и за рубежом.
Подписной индекс в каталоге ОАО Агентства
«Роспечать» – 47323
Зарегистрирован в комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 7732335
от 09.06.08г.
Адрес для писем: 111116 Москва, а/я 43
Тел. / факс: (495) 673-52-41 (гл. ред.);
(495) 508-77-31 (бухг.)
Интернет-сайт: www.vneshkolnik.su
Электронная почта: vneshkolnik2015@mail.ru
Подписано в печать 17.03.2015 г.
Формат 60х88/8.
Печать цифровая.
Тир. 850 экз.
Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография
№1».
428019, Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15
Уважаемые коллеги!
Настоящий выпуск посвящен теме воспитания культуры толерантности
в общеобразовательной школе.
Современный социум требует от обучающегося и выпускника на
ступени общего образования сформированности социальной компетенции,
гражданской культуры, навыков конструктивной коммуникации.
Эти задачи выдвигают перед педагогами документы государственной
политики в области образования. Данными приоритетами в настоящее
время руководствуются педагогические коллективы в процессе проектирования
программ и планов воспитания и социализации детей и подростков.
В
материалах настоящего выпуска представлен опыт работы
Государственного бюджетного образовательного учреждения города
Москвы средней общеобразовательной школы с углублённым изучением
английского языка № 1357. Школа является экспериментальной площадкой
ФГАУ «ФИРО» и успешно реализует инновационную деятельность
по теме «Построение функциональной модели общеобразовательной
школы, обеспечивающей формирование гражданской идентичности личности»
(приказ № 110 от 11.06.2014, научный руководитель Загладина
Х.Т. руководитель Центра социализации, воспитания и неформального
образования ФГАУ «ФИРО», к.ист.н.).
Выпуск адресован руководителям общеобразовательных организаций
и учреждений дополнительного образования детей, методистам
и преподавателям системы повышения квалификации работников образования,
специалистам, курирующим вопросы организации воспитания и
социализации детей и подростков.
Содержание
Введение ......................................................................................................... 2
Нормативно-правовая база воспитания культуры толерантности ... 3
Изучение вопроса толерантных отношений в условиях полиэтнической
среды образовательной организации .............................................. 5
Программа «В.С.Е!» .................................................................................... 9
Приложения к программе «В.С.Е.!» ...................................................... 14
Наши принципы работы в команде ..........................................................................14
Тематический классный час «Традиции чаепития и русский самовар в семье ...15
Сценарий семейного праздника по теме «Вежливость» ........................................16
Развивающие занятия с элементами психологического тренинга ........................17
Клуб семейного чтения, как форма трансляции культуры принимающего общества
..............................................................................................................................18
Анкета для учащихся .................................................................................................21
Методики из «Практикума по исследованию и диагностике толерантности
личности» ................................................................................. 22
Экспресс-опросник «Индекс толерантности» .........................................................22
Вопросник для измерения толерантности ...............................................................24
Методика диагностики общей камуникативной толерантности ...........................29
Шкала базовых убеждений .......................................................................................31
Шкала социальной дистанции ..................................................................................34
Диагностический тест отношений ...........................................................................37
Опросник для измерения общих социальных установок у детей .........................38
Вместо заключения .................................................................................... 39
Глоссарий ..................................................................................................... 40
Стр.1