К вопросу о филиации идей: С.Н. Трубецкой и Н.С. Трубецкой. <...> Направления и проблемы концептуализации конечности существования в фундаментальной онтологии М. <...> Справедливость как aequitas и justitia в философско-правовой мысли Древнего Рима . <...> Justice as aequitas and justitia in philosophical and legal thought of Ancient Rome . <...> Ермишин*, К.Б. Ермишина* К ВОПРОСУ О ФИЛИАЦИИ ИДЕЙ: С.Н. ТРУБЕЦКОЙ И Н.С. ТРУБЕЦКОЙ Статья посвящена влиянию философских идей С.Н. Трубецкого на работы его сына Н.С. Трубецкого. <...> По мнению авторов, концепции Н.С. Трубецкого имеют прямую связь с трудами его отца и основаны на русской религиозно-философской традиции. <...> Troubetskoy The article is devoted to influence of S. <...> С.Н. Трубецкой, в своей превосходной книге о Логосе показал, это очень хорошо1. <...> Тру1 Речь идет о том, что в книге «Учение о Логосе в его истории» С.Н. Трубецкой показал сложные пути взаимодействия христианства и предшествующих религиозных традиций, в то время как Н.С. Трубецкой в статье «Религии Индии и христианство» дает жестко дуалистическую схему, противопоставляя христианство как религию истины и теософию как ложь, имеющую «сатанинское происхождение». <...> В этой первичной интуиции содержится ядро всей будущей концепции С.Н. Трубецкого, его учения о Логосе и всеобщей Истине. <...> По его мнению, сознание, как это можно фактически доказать, есть живой и конкретный универсальный процесс, «коллективная функция человеческого рода». <...> Личность одновременно обладает индивидуальной и коллективной сущностью, о чем свидетельствуют, по мнению С.Н. Трубецкого, физиология, восприятие, память, мышление. <...> С.Н. Трубецкой утверждал, что жизнь и сознание индивида есть коллективные функции: «…индивид высшего порядка не только обнимает в себе бесконечное множество индивидуальностей низшего порядка — он сам является органическим членом некоторого собирательного целого, образуемого его видом или родом» [там же, с. <...> Существует иерархия личностей — от отдельной «частночеловеческой» до «многочеловеческой», или хоровой <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_7._Философия_№3_2013.pdf
Московского
университета
Вестник
Серия 7 ФИЛОСОФИЯ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
История русской философии
Ермишин О.Т., Ермишина К.Б. К вопросу о филиации
идей: С.Н. Трубецкой и Н.С. Трубецкой. . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Онтология и теория познания
Писарев А.А. Направления и проблемы концептуализации конечности
существования в фундаментальной онтологии М. Хай -
деггера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Философские проблемы естествознания
Яковлев В.А. Проблема жизни: метафизические и естественнонаучные
аспекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Философия образования
Брызгалина Е.В. Предисловие к публикации статьи «Высшее
образование в Монголии» .
.
Философия права
Кирюхин Д.И. Справедливость как aequitas и justitia в философско-правовой
мысли Древнего Рима . . . . . . . . . . . . . . . . .63
Этика
Прокофьев А.В. Защита интересов будущих поколений в перспективе
договорной этической теории . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
Религиоведение
Вевюрко И.С. Диалектика истории институтов власти в Ветхом
Завете .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Комаров Ю.А. Антропология квакеров: самоотречение и вера .
.
.
.
.94
. 110
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.47
Цэдэв Наваанзоч Х., Мунхбат Дашдоржийн. Высшее образование
в Монголии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 3 • 2013 • МАЙ — ИЮНЬ
Выходит один раз в два месяца
Стр.1
CONTENTS
History of Russian Philosophy
Ermishin O.T., Ermishina K.B. To the question of filiation of
ideas: S.N. Troubetskoy and N.S. Troubetskoy . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Ontology and Theory of Cognition
Pisarev A.A. Ways and problems of conceptualization of finiteness of
entity in fundamental ontology of M. Heidegger . . . . . . . . . . . . . . .13
Philosophical Problems of Natural Science
Yakovlev V.A. The problem of life: metaphysical and natural-scientific
aspects . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Philosophy of Education
Bryzgalina E.V. The preface to publication of the article “Higher
education in Mongolia” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47
Tsedev Navaanzoch Kh., Munkhbat Dashdorzhiyn. Higher education
in Mongolia .
.
Philosophy of Law
Kiryukhin D.I. Justice as aequitas and justitia in philosophical and
legal thought of Ancient Rome . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
Ethics
Prokofyev A.V. The protection of interests of future generations in
prospect of contractual ethical theory . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
Religious Studies
Vevyurko I.S. Dialectics of history of power institutions in the Old
Testament .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.94
Komarov Yu.A. Anthropology of Quakers: self-denial and faith . . . . . 110
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.51
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2013
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2013. № 3
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
О.Т. Ермишин*, К.Б. Ермишина*
К ВОПРОСУ О ФИЛИАЦИИ ИДЕЙ:
С.Н. ТРУБЕЦКОЙ И Н.С. ТРУБЕЦКОЙ
Статья посвящена влиянию философских идей С.Н. Трубецкого на
работы его сына Н.С. Трубецкого. Авторами анализируется ряд работ, на
основе которых делается вывод о филиации от идеи соборного сознания
С.Н. Трубецкого к персонологии Н.С. Трубецкого. По мнению авторов,
концепции Н.С. Трубецкого имеют прямую связь с трудами его отца и
основаны на русской религиозно-философской традиции.
Ключевые слова: религиозная философия, проблема сознания, проблема
личности, евразийство, персонология, культурология, фонология.
O.T. E r m i s h i n, K.B. E r m i s h i n a. To the question of filiation of ideas:
S.N. Troubetskoy and N.S. Troubetskoy
The article is devoted to influence of S. N. Troubetskoy’s philosophical ideas
on the works of his son N.S. Troubetskoy. The authors analyze some works and
come to a conclusion about the filiation of S.N. Troubetskoy’s idea of “sobornoe”
conscience to N.S. Troubetskoy’s personology. In opinion of the authors,
N.S. Troubetskoy’s conceptions have the direct connection with his father’s
works and are based on the tradition of Russian religious-philosophical philosophy.
Key
words: religious philosophy, problem of conscience, problem of person,
Eurasianism, personology, culturology, phonology.
Идейная преемственность между С.Н. Трубецким и его сыном
Н.С. Трубецким — тема, которая до сих пор является как актуальной,
так и малоисследованной. Долгое время бытовало мнение,
что после революции 1917 г. между поколениями отцов и детей образовалась
пропасть. Особенно ярко эту мысль исследователи иллюстрировали
на примере евразийства, в том числе указывая на
Н.С. Трубецкого. Например, В.В. Зеньковский в рецензии на евразийский
сборник «На путях. Утверждение евразийцев» упрекал
Н.С. Трубецкого в том, что тот не придерживается академических,
* Ермишин Олег Тимофеевич — доктор философских наук, доцент, ведущий научный
сотрудник научно-исследовательского центра Дома русского зарубежья имени
Александра Солженицына, тел.: 8 (495) 612-22-77; е-mail: oleg_ermishin@mail.ru
∗∗ Ермишина Ксения Борисовна — кандидат философских наук, старший научный
сотрудник научно-исследовательского центра Дома русского зарубежья имени
Александра Солженицына, тел.: 8 (495) 612-22-77; е-mail: xenia_ermishina@mail.ru
3
Стр.3