Кирюхин* СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК AEQUITAS И JUSTITIA В ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО РИМА Статья посвящена исследованию трактовки концепта справедливости в философско-правовой мысли Древнего Рима. <...> Как показано в статье, существенное влияние на римскую этико-правовую мысль оказало учение о равенстве и гармонии Пифагора и Платона. <...> Разделение сакральных и правовых норм, публичного и приватного права позволило сформироваться в Риме трактовке справедливости прежде всего как правовой категории. <...> При этом само понятие «справедливость» выражалось с помощью двух терминов — «justitia» и «aequitas», фиксирующих различные аспекты этого понятия. <...> It is shown, that the division of natural and civil law serves as a basis for Cicero’s theory of justice. <...> Насколько недостаточными и фрагментарными являются ответы на кантовские вопросы о том, что я должен знать, что я должен делать и на что я смею надеяться, настолько не будет исчерпывающим ∗ Кирюхин Денис Игоревич — кандидат философских наук, научный сотруд - ник Института философии имени Г.С. Сковороды НАН Украины, тел. <...> Но чем более неоднородным в экономическом и культурном отношении является общество, чем больше у индивида имеется в нем возможностей для того, чтобы идентифицировать себя не только как члена данного общества, но и в качестве принадлежащего к другим, меньшим, социальным группам (религиозным, культурным, этническим, гендерным), тем менее надежными и менее общепризнанными оказываются эти общие принципы поведения, формулируемые на основе понятия справедливости. <...> Поэтому, принимая во внимание актуальность темы справедливости для современных исследований в области права, этики, социальной и политической теории, представляется необходимым обратиться, в частности, к истории философско-правовой мысли Древнего Рима. <...> В целом все работы, относящиеся к теме данного исследования, можно разделить на те, в которых основное внимание уделено истории римского права, и те, которые посвящены рассмотрению особенностей <...>