Московского университета Вестник Серия 14 ПСИХОЛОГИЯ Издательство Московского университета НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ Основан в ноябре 1946 г. № 1 • 2013 • ЯНВАРЬ–МАРТ Выходит один раз в три месяца СОДЕРЖАНИЕ Теоретические и обзорно-аналитические исследования Пе т р ен ко В. Ф. Базовые метафоры психологических теорий. <...> . . Па тяе в а Е. Ю. Системы социокультурного мотивирования: концептуальная модель . <...> П., Пок р ов с к а я М. Е. Этнические стереотипы в англоязычном пространстве: визуальные образыперсонификации и вербальные образы-антропонимы . <...> С., Фе д у ни на Н. Ю. Альтернативная идентичность в социальных сетях . <...> . . . . . . . . Фам А. Х., Ле он т ь е в Д. А. Субъективное конструирование выбора в ситуациях разного уровня значимости (Часть 1) . <...> А., Гло зма н Ж. М. Арт-терапия как эффективный метод целенаправленной фасилитации конструктивного развития личности в пожилом и старческом возрасте . <...> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123 Методика Кононова В. Н., На х а ева И. В. Исследование психометрической эквивалентности двух версий проективной психодиагностической методики — традиционной («Цветовое зеркало») и компьютеризированной («Цветомер личности»). <...> Петренко БАЗОВЫЕ МЕТАФОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ Статья посвящена ментальным установкам, имплицитным моделям, базовым метафорам, которые задают специфику парадигмы той или иной психологической теории. <...> Описание окружающей реальности через ее антропоморфизацию, т.е. наделение природных процессов человекоморфными свойствами и использование в качестве модели собственных действий в мире, и составляет первейшую базовую метафору житейской психологии. <...> С позиции базовой метафоры «компьютер с интернетом» может быть рассмотрена и набирающая силу трансперсональная психология, где метафора, с моей точки зрения, может быть дополнена образом «квантового компьютера с космическим интернетом». <...> Трансперсональная психология интересуется в первую очередь психологическим феноменами, выходящим <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_14._Психология_№1_2013.pdf
Московского
университета
Вестник
Серия 14 ПСИХОЛОГИЯ
Издательство Московского университета
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 1 • 2013 • ЯНВАРЬ–МАРТ
Выходит один раз в три месяца
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические и обзорно-аналитические исследования
Пе т р ен ко В. Ф. Базовые метафоры психологических теорий. . .
Па тяе в а Е. Ю. Системы социокультурного мотивирования: концептуальная
модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
А н и к и н а В. Г. К проблеме использования феноменологии
Э. Гуссерля для исследования рефлексии в современной психологии
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ми н ь я р -Бе лору че в а А. П., Пок р ов с к а я М. Е. Этнические
стереотипы в англоязычном пространстве: визуальные образыперсонификации
и вербальные образы-антропонимы . . . . . .
Эмпирические исследования
Войс к у нс к и й А. Е., Е в док имен ко А. С., Фе д у ни на Н. Ю.
Альтернативная идентичность в социальных сетях . . . . . . . . .
Фам А. Х., Ле он т ь е в Д. А. Субъективное конструирование выбора
в ситуациях разного уровня значимости (Часть 1) . . . . .
На умов а В. А., Гло зма н Ж. М. Арт-терапия как эффективный
метод целенаправленной фасилитации конструктивного развития
личности в пожилом и старческом возрасте . . . . . . . . . .
66
84
97
4
24
42
52
Стр.1
Ден ис ов а Т. Н. Особенности представлений о времени у школьников
и студентов с различной выраженностью мотивации
достижения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Сем я н ище в а П. А. Психологические ресурсы преодоления
стресса в ситуации отраслевых организационных изменений
(на контингенте военнослужащих) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Методика
Кононова В. Н., На х а ева И. В. Исследование психометрической
эквивалентности двух версий проективной психодиагностической
методики — традиционной («Цветовое зеркало») и
компьютеризированной («Цветомер личности»). . . . . . . . . . . . 136
Преподавание психологии
Ив а нов а Е. М. Формирование психологической готовности студентов-психологов
к профессиональному становлению. . . . . 152
На факультете психологии
Конкурс дипломных работ-2011 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Конкурс дипломных работ-2012 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
Научная жизнь
Б о рд о в с к а я Н. В., Да ри нс к а я Л. А. «Ананьевские чтения2012»:
проблемы психологии образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2013
Стр.2
VESTNIK MOSKOVSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA 14. PSIKHOLOGIYA. 2013. N 1
CONTENTS
Th eoretical and analytical studies
Pe t r en ko V. F. Th e basic metaphors of psychological theories . . . . . .
Pa t y aye v a E. Yu. Social and cultural motivating systems: A theoretical
model . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ani k ina V. G. On the use of the Husserl’s phenomenology for the study
of refl ection in modern psychology . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Mi n y a r -B e l o r o u t c h e v a A. P., Po k r o v s k a y a M. E. Ethnic
stereotypes represented by personifi cations and anthroponyms have
been created through visual and verbal images in English speaking
area . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Empirical studies
Vo i n s k ou n s k y A. E., Evdo k imen k o A. S., Fe du n i n a N. U.
Al ternative identity in social networks . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Fam A. Kh., L e ont i e v D. A. Subjective construction of choice in situations
of diff erent scale of importance (Part 1) . . . . . . . . . . . . . . .
Naumov a V. A., Glozma n J. M. Art therapy as an eff ective method
of purposeful facilitation of constructive personal development in
old and senile age . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
66
84
97
De n i s o v a Т. N. Features of ideas about time in schoolchildren
and students with various expressiveness of motivation of
achievement . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
S emy a n i shche v a P. A. Psychological coping resources of military
personnel during branch-wise and organizational innovations in
the Armed Forces . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Methods
Ko n o n o v a V. N., Na k h a e v a I. V. Psychometric research the
equi valence of two versions of the projective psychodiagnostic
tech niques — traditional (“Colour Mirror”) and computerized
(“Tsvetomer of Personality”) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
Teaching of psychology
Iv a nov a E. M. Th e formation of the psychological readiness of the
stu dents-psychologists to the professional activity . . . . . . . . . . . . . . 152
At the faculty of psychology
Graduate Paper Contest-2011 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Graduate Paper Contest-2012 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
Scientifi c events
Bordov s k a y a N. V., Da r i n s k a y a L. A. “Ananyevskie chteniya2012”:
Th e problems of educational psychology . . . . . . . . . . . . . . . . 191
4
24
42
52
Стр.3