Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Русский язык в Калмыкии: социокультурные портреты и лингвокультурные типажи

0   0
Первый авторЕсенова Тамара Саранговна
ИздательствоКалмыцкий государственный университет
Страниц96
ID292097
АннотацияВ монографии описаны портреты языковых личностей выдающихся деятелей истории, науки, просвещения, культуры Калмыкии, представляющих собой значимый социокультурный слой, на который ориентировано общественное сознание. Основой для исследования портретов языковых личностей, а также лингвокультурных типажей, обобщенных образов людей, чье поведение и ценностные ориентации являются индикаторами этнического и социального своеобразия общества, послужил язык.
Кому рекомендованоДля преподавателей, аспирантов, студентов, широкого круга читателей.
ISBN978-5-94587-224-0
УДК811.161.1'27
ББК81.001.2
Есенова, Т.С. Русский язык в Калмыкии: социокультурные портреты и лингвокультурные типажи : [монография] / Т.С. Есенова .— Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2007 .— 96 с. — Библиогр.: с. 176-187 .— ISBN 978-5-94587-224-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/292097 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Федеральное агентство но образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» Есенова Т. С. <...> РУССКИЙ ЯЗЫК В КАЛМЫКИИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ТИПАЖИ Элиста 2007 УДК 808.2 (470.47) ББКШ 141.2 (2 Рус. <...> Е 823 Русский язык в Калмыкии: социокультурные портреты и лингвокультурные типажи: Монография - Элиста: Калм. гос. ун-т, 2007. <...> В монографии описаны портреты языковых личностей выдающихся деятелей истории, науки, просвещения, культуры Калмыкии, представляющих собой значимый социокультурный слой, на который ориентировано общественное сознание. <...> Основой для исследования портретов языковых личностей, а также лингвокультурных типажей, обобщенных образов людей, чье поведение и ценностные ориентации являются индикаторами этнического и социального своеобразия общества, послужил язык. <...> Портрет личности народного поэта Калмыкии Кугультинова Д.Н. <...> Картина мира калмыков в поэзии Кугультинова Д. Н. <...> Время в поэтической картине мира Кугультинова Д.Н. <...> Пространство в поэтической картине мира Кугультинова Д.Н. <...> В первой главе книги анализируются портреты языковых личностей выдающихся деятелей калмыцкой истории, науки, просвещения, культуры, в своей деятельности и языке отразивших характерные черты времени и общественной среды. <...> Если в ходе портретирования создается портрет конкретной языковой личности, то моделирование лингвокультурных типажей предполагает создание обобщенных образов людей, чье поведение и чьи ценностные ориентации определенным образом влияют на культуру в целом и служат индикаторами этнического и социального своеобразия общества. <...> В последующем появились работы, в которых исследовались портреты современного человека (Винокур 1989), говорящего * Работа выполнена в рамках гранта РГНФ (проект № 07-04-36402 а/Ю) 6 7 (Ерофеева 1990), ребенка (Земская 1990), современного русского интеллигента (Крысин 2001), представителей <...>
Русский_язык_в_Калмыкии_социокультурные_портреты_и_лингвокультурные_типажи.pdf
УДК 808.2 (470.47) ББКШ 141.2 (2 Рус. Калм Е823 Рецензенты: Доктор филологических наук, проф. Института языкознания РАН Пюрбеев Г. Ц.; Доктор филологических наук, проф. Волгоградского государственного педагогического университета Карасик В. И. Есенова Т. С. Е 823 Русский язык в Калмыкии: социокультурные портреты и лингвокультурные типажи: Монография - Элиста: Калм. гос. ун-т, 2007. - 192 с. В монографии описаны портреты языковых личностей выдающихся деятелей истории, науки, просвещения, культуры Калмыкии, представляющих собой значимый социокультурный слой, на который ориентировано общественное сознание. Основой для исследования портретов языковых личностей, а также лингвокультурных типажей, обобщенных образов людей, чье поведение и ценностные ориентации являются индикаторами этнического и социального своеобразия общества, послужил язык. Для преподавателей, аспирантов, студентов, широкого круга читателей. Оглавление Введение ..............................................................................5 Глава 1. Портретирование как метод социолингвистического исследования ....................6 1.2. Портреты языковых личностей общественных деятелей, писателей, журналистов, ученых, педагогов ...................9 1.2.1. Государственный деятель, писатель АмурСанан А.М....................................................9 1.2.2. Военный корреспондент Инджиев Л.О.......... 23 1.2.3. Поэтесса Сангаджиева Б.Б............................ 36 1.2.4. Народный поэт, общественный деятель Кугультинов Д.Н..........................................47 1.2.4.1. Портрет личности народного поэта Калмыкии Кугультинова Д.Н........... 47 1.2.4.2. Картина мира калмыков в поэзии Кугультинова Д. Н........................... 53 1.2.4.3. Человек в поэзии Кугультинова Д.Н. 56 1.2.4.4. Время в поэтической картине мира Кугультинова Д.Н............................ 57 1.2.4.5. Пространство в поэтической картине мира Кугультинова Д.Н.................... 66 1.2.4.6. Концепт «родина» в поэтическом мире Кугультинова Д.Н.................... 74 К^ 978-5-94587-224-0 ©Есенова Т.С., 2007 1.2.5. Поэт Кукарека Г.Г. ..................................... 79 1.2.6. Академик Эрдниев П.М............................... 87 1.2.7. Ученый-педагог МукаеваО.Д...................... 97 1.2.8. Журналист Илишкин Н.У. ...................... 103 3
Стр.2
Глава 2. Лингвокультурные типажи ..............................Ю7 2.1. Лингвокультурный типаж как разновидность концепта ........................ 107 2.2. Интеллигент ................................................ \т,2 2.3. Животновод .............................................. 142 2.4. Учитель ..................................................... 150 2.5. Журналист ................................................. ]58 2.6. Подросток ...................................................]б5 Заключение ...................................................... 174 Список использованных источников ........................]76 Словари ............................................................... 183 Введение возрастающее значение. Это язык великой русской культуры, страны, Русский язык в современном мире приобретает все занимающей важное геополитическое положение, определяющей ход мировой истории. Будучи государственным языком Российской Федерации, русский язык формирует характерные черты личности, менталитет, мировоззрение, гражданскую и общественную позиции, творческие и интеллектуальные способности человека. Поэтому одним из объективных способов изучения социолингвистической ситуации является портретирование языковой личности. Путем исследования портретов языковых личностей, представляющих определенный социокультурный слой, изучаются языковые черты той эпохи и среды, которые представляет портретируемый. В настоящей монографии исследуется русский язык в Калмыкии с использованием социолингвистических приемов. В первой главе книги анализируются портреты языковых личностей выдающихся деятелей калмыцкой истории, науки, просвещения, культуры, в своей деятельности и языке отразивших характерные черты времени и общественной среды. Если в ходе портретирования создается портрет конкретной языковой личности, то моделирование лингвокультурных типажей предполагает создание обобщенных образов людей, чье поведение и чьи ценностные ориентации определенным образом влияют на культуру в целом и служат индикаторами этнического и социального своеобразия общества. Описанию лингвокультурных типажей посвящена Глава II настоящей монографии. В качестве доминант современного калмыцкого общества выделены и описаны лингвокультурные типажи «интеллигент», «учитель», «животновод», «журналист», «подросток». Рассматриваются понятийная, ценностная, образная составляющие соответствующих концептов на разнообразном языковом материале (словари, анкеты, тексты). 4 5
Стр.3