УДК 159.944.4:37.042
Н.А.Шмидт
Руководитель: И.Е.Марина
СТРЕСС И ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ В ПРОЦЕССЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
Юношеский возраст как период стремительного развития и быстрых изменений
личности сопровождается состоянием, которое психологи называют «стрессом развития».
Перед учащимся стоит ряд серьезных задач развития: построение новых отношений с
окружающими, выбор области будущих профессиональных интересов, автономизация от
семьи и другие важные составляющие вхождения во взрослость. Для этого периода
характерны частые стрессы, связанные с интенсификацией учебного процесса (учебный
стресс) с переходом на новые формы обучения, с длительностью учебной недели, экзаменами,
профессиональным самоопределением, а также проблемы в отношениях со сверстниками и
родителями, часто не осознающими особенности физического и психического состояния
повзрослевших детей. Старшеклассники в состоянии стрессовой ситуации отличаются
повышенным уровнем ситуационной тревожности, конфликтности отношений, наличием
переживаний, связанных с травмирующей ситуацией. Способы, которыми пользуются
старшеклассники в целях снижения эмоционального напряжения и выхода из стрессовой
ситуации, известны: чаще всего это – агрессивное поведение, алкоголь, наркотики. Иногда,
чтобы преодолеть стресс, современные юноши и девушки стремятся любой ценой стать
объектом всеобщего внимания. Это состояние психологами характеризуется как мания
крайнего самовыражения, разряжающегося зачастую в актах насилия [10]. В данной статье мы
приводим несколько адекватных способов направленных на снижение эмоционального
напряжения учащихся.
Понятие «стресс», введенное Г.Селье определяет реакцию нервно-психического
напряжения, возникающую в чрезвычайных обстоятельствах и призванную мобилизовать
защитные силы организма. В настоящее время под стрессом все чаще подразумевают
стрессовые воздействия: значительные физические и умственные нагрузки, приводящие к
стрессу [3].
В современной научной литературе термин «стресс» используется в трех следующих
значениях [2]:
Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или
события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в
этом значении чаще употребляют термины «стрессор», «стресс-фактор».
Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он
отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние
интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления (coping
processes), происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию
и совершенствованию функциональных систем, а так же вызывать психическое напряжение.
В-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое
требование или вредное воздействие.
Согласно науке о переработке информации человеческим интеллектом, позволяющей
прогнозировать поведение человека в самых разнообразных ситуациях, в том числе
стрессовых - соционике, все люди делятся на 4 группы [5]:
1. Стрессонеустойчивые люди: склонны к повышенной эмоциональности, крайне
возбудимы и неуравновешенны. От них не стоит ждать быстрых и конструктивных решений в
напряженные моменты.
Стр.1
2. Стрессотренируемые люди: готовы к переменам, но не глобальным и не мгновенным.
Они стараются трансформировать свою жизнь постепенно, непринужденно, безболезненно, а
когда это по объективным причинам невозможно, делаются раздражительными или впадают в
депрессию. Однако по мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных
ситуаций «стрессотренируемые» привыкают и начинают реагировать на стрессы более
спокойно.
3. Стрессотормозные люди: отличаются жесткостью своих жизненных принципов и
мировоззренческих установок, однако к внезапным внешним изменениям относятся
достаточно спокойно. Они принципиально не готовы меняться постепенно, но могут пойти на
быстрое и однократное изменение той или иной сферы их жизни.
4. Стрессоустойчивые люди: готовы относительно спокойно принимать любые
перемены, какой бы характер – длительный или мгновенный – они ни носили. Наоборот, все
стабильное и заранее предопределенное им чуждо и вызывает иронию по причине всеобщей
неустойчивости. Умеют эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях, но
плохо приспособлены для работы в организациях с устоявшимися традициями. Стрессом для
них являются только самые тяжелые события, касающиеся их самих или близких.
В свою очередь, стресс можно рассматривать как инструмент тренировки, поскольку он
способствует повышению сопротивляемости организма, тренирует его защитные механизмы.
В этом кроется положительная роль стресса, его важное социальное значение. Условия
современной жизни заставляют каждого человека подвергаться воздействию все
возрастающего числа разнообразных стрессоров. В условиях современного общества все
более ярко проявляется двуликость стресса: с одной стороны, это жизненная необходимая
защитно-приспособительная реакция, с другой - стресс приносит человеку страдания и
болезни, нанося большой моральный ущерб [8], поскольку адаптационные возможности
организма человека не беспредельны.
Жизнь современного человека полна стресса. Информационные и эмоциональные
перегрузки, дефицит времени, конфликтные ситуации, и многие другие стресс-факторы
оказывают негативное воздействие на здоровье, активность и работоспособность человека.
Но, в то же время, оптимальное воздействие стресса необходимо, так как несет в себе заряд
энергии, движущей силы, которая помогает двигаться вперед, развиваться и достигать цели.
В уязвимом подростковом возрасте причиной стресса может стать как действительно
серьезная неприятность, так и незначительная обида на близкого человека. Чувство тревоги,
страх не оправдать ожидания, паника перед грядущими экзаменами, заниженная самооценкавсе
это на фоне гормональных и физических изменений может стать серьезной угрозой для
психологического здоровья школьников. Ситуация усугубляется еще и тем, что перед
школьниками становится серьезная проблема - проблема выбора будущей профессии. По
Б.И.Хасану, выбор- это всегда конфликт, в основе которого противоречие между собственной
актуальной потребностью и отсутствием деятельности, направленной на ее удовлетворение,
соответствующих средств. При возникновении угрозы «Я» актуализируется действие защит,
которые по природе являются искаженным восприятием действительности [6].
Я-концепция - совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их
оценкой называют Я-концепция. Описательную составляющую Я-концепции часто называют
образом Я или картиной Я. Составляющую, связную с отношением к себе или к отдельным
своим качествам называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности
определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как
смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем [1]. Эффективная
саморегуляция достигается тогда, когда защиты Я адекватны.
Психологическая саморегуляция – это целенаправленное изменение работы различных
психофизиологических функций, для осуществления которого требуется формирование
особых средств контроля за деятельностью. Саморегуляция - это инструмент, с помощью
которого можно развивать свои волевые, творческие, умственные и физические возможности.
Стр.2
Саморегуляция как способность личности к устойчивому функционированию в
различных условиях жизнедеятельности играет важнейшую роль в социальной адаптации к
самостоятельной познавательной деятельности, а затем и в ее развитии. В учебной
деятельности саморегуляция предполагает сознательное изменение способов, приемов и
методов деятельности. Основой для этого является способность учащегося адекватно
представить условия деятельности, объем своих знаний, умений, навыков, а также адекватно
оценить свое эмоциональное состояние. Учебная деятельность, реализуясь через
познавательную, в своей структуре опирается на уровень сформированности
саморегуляционных качеств учащегося. Саморегуляция играет важную роль в социальной
адаптации учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, а также в ее развитии.
[4].
Сфера саморегуляции характеризуется: свободой выбора целей и средств их
достижения; осознанностью их выбора; свободой мысли, мнений, совестливостью,
самокритичностью, разносторонностью и осмысленностью действий; умением соотносить
свое поведение с действиями других людей; добропорядочностью, рефлексией,
оптимистичностью.
В современном мире каждый учащийся должен знать, что ему предстоит всего
добиваться в жизни самому. Каждому ученику школы необходимо быть в курсе того, что
пробивать дорогу придется самостоятельно и в очень жестких условиях, многое будет
зависеть от их уровня знаний, квалификации, умений и способностей. Многое здесь зависит от
самоконтроля. Несформированность самоконтроля, неумение им воспользоваться или
нежелание к нему обратиться, пренебрежение его результатами - все это неминуемо влечет за
собой неудачи в жизни, профессиональной деятельности и может привести к асоциальному
поведению.
Развитая саморегуляция синтезирует все остальные процессы, протекающие в других
сферах, она управляет, координирует все психические состояния, поэтому она способствует
сохранению и укреплению собственного психического здоровья и, как следствие этого,
достижению успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах
нервно-психической энергии. Сфера саморегуляции связывает индивидуальность с
личностью.
Саморегуляция способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций
гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии.
Процесс профессионального самоопределения – это действия молодого человека по
самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных
ориентаций, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей
требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и
возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения
более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии
относительно собственных устремлений. Следовательно, содержанием активного
самоопределения выступают процессы самопознания (осознания собственных интересов,
склонностей, предпочтений, особенностей своего характера и темперамента), самооценивания
(сравнение результатов самопознания с имеющимся представлением о профессиональных
требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии) и саморазвития
(целенаправленное самоформирование в себе тех качеств, которые необходимы для
успешного выполнения будущей профессиональной деятельности).
Профессиональная самоактуализация – это поиск «себя в профессии», собственной
профессиональной роли, образа Я, профессионального имиджа, индивидуального стиля
профессиональной деятельности, определение для себя профессиональных перспектив,
достижения их, установление новых профессиональных целей, стремление к гармоничному
раскрытию и утверждению своего природного творческого потенциала[7].
Мы считаем, что основной причиной трудностей возникших на пути
профессионального самоопределения учащихся является недостаточная сформированность
Стр.3