Рассмотрены следующие темы: формы выражения предиката в научном стиле речи, деепричастие, активный и пассивный субъекты действия. <...> В результате анализа текстов, взятых из учебников по общей физике, электротехнике, теоретической механике, сопротивлению материалов, был отобран ряд аутентичных фрагментов этих текстов. <...> Критериями отбора текстов были следующие: 1) ориентация на конкретный адресат; 2) приоритет аутентичных фрагментов текстов; 3) учет языка специальности; 4) направленность на изучающий вид чтения; 5) учет определенных грамматических тем, вызывающих наибольшие трудности у учащихся и мало освещенных в других пособиях; единиц. <...> РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПРЕДИКАТА В НАУЧНОМ СТИЛЕ РЕЧИ В текстах научного стиля речи предикат выражается разными частями речи: 1) существительным (при пропуске глагола-связки есть) (С другой стороны, сопротивление (субъект) материалов – вводная учебная дисциплина (предикат), дающая основы расчетов на прочность); 2) глаголом (Материальная точка (субъект) при своем движении описывает (предикат) некоторую линию); 3) кратким прилагательным (Если главный вектор (субъект) равен (предикат) нулю при приведении к одному какому-либо центру, то он равен нулю и при приведении к любому другому центру); 4) кратким причастием (Принцип действия (субъект) магнитоэлектрических приборов основан (предикат) на взаимодействии магнитного поля постоянного магнита и обмотки с током). <...> Кроме того, часто используются и другие выражения предиката, а именно: глагол «быть» в прошедшем или будущем времени + краткое причастие (Впервые указанная закономерность была высказана в 1676 году Гуком в формулировке «какова деформация, такова и сила» и носит название закона Гука); «мочь» + «быть» + краткое причастие (На основе такой формулировки закона Гука могут быть получены линейные зависимости между перемещениями и силами конкретных систем); «должен» + «быть» + краткое причастие (Для этого необходимо <...>
Обучение_чтению_иностранных_учащихся_на_материале_текстов_фундаментальных_наук.pdf
УДК 808.2
ББК 81.2Рус
П32
Рецензенты: Л.И. Иванова, Н.В. Боганова
П32
Пиневич Е. В.
Обучение чтению иностранных учащихся : учеб. пособие
/ Е. В. Пиневич. – М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2011.
– 32 с.: ил.
В пособии представлены материалы для занятий по курсу
«Русский язык как иностранный». Рассмотрены следующие темы:
формы выражения предиката в научном стиле речи, деепричастие,
активный и пассивный субъекты действия.
Для иностранных магистрантов и аспирантов, обучающихся на
подготовительном отделении в вузах инженерного профиля.
УДК 808.2
ББК 81.2Рус
Учебное издание
Пиневич Елена Валентиновна
Обучение чтению
иностранных учащихся
Компьютерная верстка И.А. Марковой
Редактор Е.К. Кошелева
Корректор М.А. Василевская
Подписано в печать 01.02.2011. Формат 6084/16.
Усл. п. л. 1,86. Тираж 300 экз. Изд. № 171. Заказ №
Издательство МГТУ им.Н.Э.Баумана.
Типография МГТУ им..Э.Баумана.
105005, Москва, 2-я Бауманская, 5.
© МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011
2
Стр.2
ЛИТЕРАТУРА
1. Русский язык будущему инженеру: Учеб. по научному стилю
речи для студентов-иностранцев подготовительных факультетов
вузов России. (Технический профиль. Книга для студента) /
Е.К. Дубинская, Т.К. Орлова, Л.П. Саенко, Ю.Н. Подкопаева. Стереотип.
изд. М.: Флинта, 2001. 208 с.
2. Проблемы преподавания РКИ в вузах инженерного профиля:
Межвуз. сб. научных трудов в рамках городского научно-методического
семинара «Русский язык как иностранный в российских технических
вузах» / Под ред. Г.М. Левиной. М.: Янус-К, 2003. 260 с.
3. Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся
языке. СПб., Златоуст, 2000. 230 с.
4. Фарисенкова Л.В. Методические основы единого учебника
русского языка для студентов-нефилологов // Мир русского слова.
2002. № 2. С. 99.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие .................................................................................................. 3
Урок 1. Отношения между субъектом и предикатом. Различные формы
выражения предиката в научном стиле речи .............................. 5
Урок 2. Характеристика действия (деепричастие) .................................... 13
Урок 3. Активный и пассивный субъект действия.................................... 21
Литература..................................................................................................... 32
32
Стр.32