Юрий Степанов КОНЦЕПТЫ
Юрий Степанов
ТОНКАЯ ПЛЕНКА ЦИВИЛИЗАЦИИ
								                        
									                        Стр.1
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Юрий Степанов
КОНЦЕПТЫ
ТОНКАЯ ПЛЕНКА ЦИВИЛИЗАЦИИ
ЯЗЫКИ СЛАВ ЯНС КИХ КУЛЬТ У Р
МОС К ВА 2007
								                        
									                        Стр.2
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
 712 
 79 
    
    
() 
  07-04-16189 
 79 
 . . 
.   . — .:   , 
2007. — 248 .: . (  . 64, 192.) 
ISBN 5-9551-0205-1 
       .    
 ,  «»  ,   , 
 — «» . « —   ,  —  
» (.  , 1953). 
  —      ,  ,    
 ,  ,  , ,  
 ,     , «».   
                   ,  
 «   ». 
       «»,    
   .      
 «» (I, II ... IX),  ,    ,   
    ,  : «»  «»; « 
   »; «  »; «  
  »; «    (“”)»  . . 
       -     - 
            ,     
«» (« »? «  »? « 
»?). 
 712 
   a : 
Paul Jenkins. «Phenomena Land’s End». 1972. Collection Particulière, Bruxelles 
Электронная версия данного издания является собственностью издательства, 
и ее распространение без согласия издательства запрещается. 
ISBN 5-9551-0205-1 
© . . , 2007 
©   , -, 2007 
								                        
									                        Стр.3
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Гуманитарная наука сегодня. Ее сфера и предмет
1. Краткий обзор предмета. Ее сфера — весь мир. Метафора Паскаля.............11
2. Понятие «гуманитарная наука» — само своеобразный концепт ...................12
3. Опыты обобщения самого концепта «Гуманитарной науки».
От «Новой Науки» Дж. Вико и семиотики
к «всеобщей антропологии» наших дней и «сверхпрагматике»......................15
II. Концепт
1. Концепт. Предварительное определение...........................................................19
2. Концепт в «научном» и «ненаучном», в гуманитарной науке вообще.
Трудность проблемной ситуации .......................................................................20
3. Шокирующие термины «так называемое научное»,
«так называемое художественное».
Кавычки как «вакцинация» при употреблении термина..................................22
4. Одна базовая синонимия концептов: Концепт как
«общечеловеческое, вненациональное» естественно
тяготеет к «научному»; концепт как «национальное»
столь же естественно тяготеет к «художественному»......................................23
III. Концепты. Так называемое «научное».
Соединения концептов — изолинии (изотемы)
1. Изотема 1. Термины с морфемой изо- как функции особого вида..................24
2. Изотема 2. Расширенное замечание к понятию изотема в целом ..................25
3. Изотема 3. Философия & Философоведение &
Философия в контексте современной гуманитарной науки ............................27
4. Изотема 4. Язык, языки. Языки в «волновой теории» И. Шмидта &
Диаграммы Венна & Концепция «семейных сходств» Л. Витгенштейна.....29
5. Изотема 5. Дискурсы гуманитариев &
Ценозы биологов (А. Тьюринг, Б. Н. Белинцев и др.) &
Ценозы социологов (Б. И. Кудрин, Жан Бодрийяр) .........................................30
								                        
									                        Стр.4
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
6 
Оглавление 
6. Изотема 6. Концептный анализ и роль имени в языке науки. 
Генрих Шлиман, археолог Трои & 
Зигмунд Фрейд, археолог психоанализа............................................................34 
7. Изотема 7. Конфликтология. Агрессия во зло & 
Агрессия во благо (Ю. В. Монич и др.) .............................................................40 
8. Изотема 8. Гармоникология. Гармонический (формантный) анализ 
в лингвистике & Гармонические ряды; ряды Фурье в математике & 
Второй закон термодинамики & Понятие энтропии ........................................46 
9. Изотема 9. Функции и глубинное. Логико-математическое понятие 
функции & Пропозициональная функция в лингвистике & 
Бинарная функция в математике и сложное слово в лингвистике..................51 
10. Изотема 10. Одна современная тематизация — 
«Автомодельность» С. П. Капицы & «Autopoetica» В. В. Фещенко...............58 
11. Изотема 11. Самоорганизация науки. Синергетика 
(И. Пригожин, С. П. Курдюмов и др.) & Autopoetica (В. В. Фещенко), 
Автопоэзис (И. Е. Москалев и др.) & А. Тьюринг............................................60 
IV. Концепты. Так называемое «художественное». 
Концепты как неповторимые (несоединимые) национальные ценности 
1. Вводное замечание. Концепт — своеобразный национальный 
жанр словесности, ее «национальная минимализация»...................................63 
Русское 
2. «Несказáнное, синее, нежное…»........................................................................65 
3. Небесспорное: «Понадеемся на русский “Авось”»...........................................66 
4. Интеллигенция. «Жрец» нарекись и именуйся «Жертва» ...............................67 
5. «Мнение». «Общественное мнение»..................................................................68 
6. Концепты «высокого стиля» — как ценность и красота. 
«Осенние сумерки Чехова, Чайковского и Левитана» .....................................71 
Английское 
7. «Большие ожидания»...........................................................................................74 
8. Некоторое расширение концепта. Читатель, вероятно, заметил….................76 
9. Один ключевой английский концепт — «Fair play».........................................77 
Французское 
10. Один «очень французский» концепт — «Любовь-ревность». 
«Федра открывается Ипполиту».........................................................................78 
11. Концепты-двойники. Два возлюбленных Федры — 
муж Тесей и пасынок Ипполит par Phèdre interposée .......................................79 
12. Концепты-двойники вообще. Двойничество Анны Ахматовой......................81 
13. Один из самых красивых концептов Франции — 
«Цветущие яблони под ледяным дождем и Крестьяне 
на проселочных дорогах Франции» (Марсель Пpycт)......................................81 
								                        
									                        Стр.5
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Оглавление
7
14. Французский концепт-идея — «le Droit», франц. «Право. Закон»..................83
Испанское
15. Испанский концепт «Честь» — почти национальная идея.............................84
16. Испанский концепт — «el honor» «честь».
Русские переводы К. Бальмонта, В. А. Жуковского и Ф. Шиллера...............85
Польско-русское
17. Один польско-русский концепт —
Ярослав Ивашкевич «За что я ненавижу и люблю Россию» ...........................89
Немецко-французское. Один концепт-диссидент
18. Жизнь Христа в изображении Д. Ф. Штрауса и Э. Ренана .............................90
19. «Тонкая пленка» франко-германской и славянской цивилизации
в сфере филологии ...............................................................................................94
20. «Тонкая пленка», «цивилизация», «культура» —
необходимый возврат к попыткам общих определений ..................................95
V. Концепты — тонкая пленка цивилизации, кожица яблока.
«Минимализация». (1) В «художественном»
1. В этой книге не будет ничего о яблоках.
Самое большее — об их тонкой пленке. О минимализации............................97
2. Концепт как минимализация. По линии словесного.
«Литература — не отражение действительности».
Ю. И. Айхенвальд, Е. М. Верещагин ...............................................................100
3. Концепт как минимализация. В древнерусском искусстве.
Е. Трубецкой «Умозрение в красках» и др......................................................103
4. Концепт как минимализация. Развитие тезиса и явления жизни:
не «Литература как отражение жизни», а «Жизнь как отражение
литературы». Начинается с Театра.
Театр Юрия Любимова «На Таганке»..............................................................105
5. Концепт как минимализация по всем линиям
изобразительного искусства. Кубизм Пикассо,
новый французский «мизерабилизм» и т. п. ...................................................106
6. Продолжение. Концепт как минимализация
в музыкально-словесном — «Гул» В. Маяковского,
«чистая ощутимость» у теоретиков (В. Фещенко и др.) ................................109
7. Само «знание» как «тонкая пленка». По-русски —
тонкое различие «я знаю это» и «я знаю об этом» .......................................112
8. «Знание» как дискурсивное мышление в смысле Б. Рассела.........................113
9. В концептах нет «знания» вне «эмоций».
Трудность именования эмоций при знании.....................................................114
								                        
									                        Стр.6
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
8
Оглавление
10. Концепты с эмоциями в «тонкой пленке».
Положительное минорное — Маргарита Алигер. «Музыка» (1942)............116
11. Концепты с эмоциями в «тонкой пленке».
Отрицательное минорное отвратительное —
Георгий Иванов «развоплощение» из книги «Распад атома» (1938)............118
12. «Тонкая пленка» концепта, расширяясь в к о н т е к с т,
лечит, затягивает сама себя. Концепты с эмоциями:
дети и зверьки в романе Г. Иванова.................................................................120
13. Концепты с эмоциями — «тонкая пленка»
как «Улыбка чеширского кота». Льюис Кэрролл «Поэма Алисе»................121
14. Конфликтология в «минимальном». Н. А. Бердяев и С. Н. Булгаков
adversus Пикассо. Необходимость расширения понятия «Концепт»............124
15. Концепт. Второе (расширенное) определение ................................................126
VI. Концепты — тонкая пленка цивилизации, кожица яблока.
(2) В «научном»
1. Ньютон в 1686 году... ........................................................................................130
2. Центральное «нервное звено» «тонкой пленки» в сфере философии,
математики и логики. Декартовский поворот XVII века ...............................131
3. «Созидать и позволять естественно расти».
Гуманитарный поворот наших дней посреди
искусственного круговорота в технической цивилизации.............................134
4. Одна «тонкая пленка» в логике концептов —
Cogito Декарта и картезианская логика жизни П. С. Попова ........................135
5. Некоторые современные добавления к предыдущему о логике...................139
6. Проблема обозначения сущностей: «События», «факты» и «суждения
о фактах». Нехватка терминов в современной гуманитарной науке
(«утверждение», «суждение», «предложение», «пропозиция»,
англ. judgement, sentence, proposition, франц. phrase и т. д.) ..........................140
7. Логический анализ сущностей (лучше будет сказать
«прикладной логический анализ»). К термину «суждение» и др.................142
8. Глубинный язык открывается ближайшим образом в самом тонком звене
«тонкой пленки» — в «суждении». Анализ суждения по О. Конту,
по Лейбницу, по Канту, П. С. Попову, Е. Д. Смирновой..............................144
9. Анализ концепта по линии суждения по И. Канту.
Ядро — «Синтетическое суждение a priori» ...................................................149
10. Анализ концепта по линии суждения, опирающийся
на современное понимание проблемы «аналитического
и синтетического» по Е. Д. Смирновой ...........................................................151
11. Анализ концепта по линии суждения в ключе семиотики
по Ч. С. Пирсу. Суждение — это «убеждение-принуждение» ......................152
12. Нехватка терминов — явление «классическое» и постоянное.
В сущности — один и тот же вопрос и даже одно и то же решение:
Кант «Пролегомены. Общий вопрос: как возможно познание
								                        
									                        Стр.7
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Оглавление
9
из чистого разума» и Пирс: «Утверждение, обладающее
непосредственной убедительной силой».........................................................154
13. Утверждение-принуждение, или «утверждение, обладающее
непосредственной убедительной силой» как основание
для единой классификации явлений «современной
гуманитарной науки» — «научного» и «художественного» .........................155
VII. Антиконцепты
1. Антигерой возникает под пером Ф. М. Достоевского в 1864 г. ....................158
2. «Кич» и «Кэмп» — продолжения явления
«Антигерой» в нашем веке................................................................................161
3. Поддельные концепты. «Образцы» — «Христос в Эммаусе».
«Смерть в атаке. Испания 1936 г.»...................................................................167
4. Концепты об «Антиконцептах»: Г. В. Спешнев (1912—1987),
С. Е. Бирюков (диссертация 2007 г.) и др........................................................171
5. Предельная минимализация концепта — «прозрачность знака».
Предельная минимализация — тоже «Антиконцепт»....................................171
VIII. Концепты как неодобряемое, осуждаемое, запрещаемое…
но — «концептное»!
1. Лермонтов «На смерть поэта», Бодлер «Цветы зла»,
Флобер «Госпожа Бовари». И т. д. И т. п.........................................................175
2. Тимур Кибиров — поэт концептов. Первое вступление................................176
3. Второе Вступление. Тимур Кибиров.
Из журнала «Юность», 9, 1988 .........................................................................179
4. Тимур Кибиров. Художнику Семену Файбисовичу.......................................181
5. Тимур Кибиров. «Человеческий фактор» (Из «Песен стиляги») ..................190
IX. Самые большие концепты без имени
1. Что значит «без имени»? ...................................................................................192
2. «Введение к Заключению», или «Заключение к Введению».........................192
3. Композиция «книги о концептах» — это рекурсия........................................193
Большой концепт:
Любовь и голод движут миром
1. Голод. «Дорогие товарищ Сталин…»..............................................................194
2. О голоде в более общественном смысле.
Работа Питирима Сорокина «Голод как фактор» ...........................................198
3. Голод и фактор населения. Книга С. П. Капицы
«Теория роста населения земли» и его опыт
«метаистории». Наш возврат к понятию «Концепт».....................................201
4. Любовь. «Во сне ты горько плакал…» —
Юрий Казаков (Отец о своем сыночке, фрагменты) ......................................203
								                        
									                        Стр.8
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
10 
Оглавление 
Большой концепт: 
«Вечное» значит «вечно молодое» 
1. «Парижский синдром». Молодежная революция 1968 г. и 2005—2006 гг. 
Наше вступление «тонкая пленка»...................................................................208 
2. Французы об этом. Книга Р. Арона (1968 г.)...................................................211 
3. «Liberté, Egalité, Fraternité» — «Свобода, Равенство, Братство» — 
Вечно молодое....................................................................................................214 
Концепт как предчувствие. Франц Кафка 
1. Концепт как предчувствие. Кафкова Прага.....................................................220 
2. Сбывшееся предчувствие. Холокост поодаль от Праги.................................226 
«Про это». «Садизм в легкой форме» 
1. «О.Р.З» (о-эр-зэ) — это «грипп в легкой форме». 
Дедовщина. Садизм. Все «в легкой форме» — «вакцинация идеи».............226 
2. Маркиз де Сад (1740—1814) и Жорж Батай (1897—1962). 
Философия «садизма»........................................................................................227 
3. Философия «практического разума» по Саду. 
Маркиз де Сад в его иллюстрациях — «прозрачность знака».......................232 
X. Бином Ньютона — геном Баха 
Заключительная глава как «Большой концепт»......................................................235 
Цитируемая литература.............................................................................................237 
								                        
									                        Стр.9