Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Русский язык и культура профессионального общения нефилологов: методологические и теоретико-практические основы коммуникативно-речевой подготовки специалистов в техническом вузе (160,00 руб.)

0   0
АвторыБелухина С. Н., Жилина О. А., Константинова О. В., Романова Н. Н.
ИздательствоМ.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана
Страниц311
ID287912
АннотацияМонография создана в рамках исследовательского проекта Федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования России». В контексте эволюции роли языкового обучения в высшей технической школе анализируются требования действующего ГОС ВПО по дисциплине «Русский язык и культура речи» к формированию коммуникативно-речевой компетенции специалистов-нефилологов. Рассматриваются теоретические основы организации языкового учебного процесса в нефилологических вузах и возможности его методического обеспечения.
Кому рекомендованоДля специалистов в области лингводидактики, преподавателей русского языка и слушателей ФПКП.
ISBN978-5-7038-3183-0
УДК811.161.1
ББК81.2Рус-5
Русский язык и культура профессионального общения нефилологов: методологические и теоретико-практические основы коммуникативно-речевой подготовки специалистов в техническом вузе : монография / С.Н. Белухина, О.А. Жилина, О.В. Константинова; ред. Н.Н. Романова .— Москва : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008 .— 311 с. — Библиогр.: с. 294-309 .— ISBN 978-5-7038-3183-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/287912 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Т.И. Кузнецова Русский язык и культура профессионального общения неР693 филологов: методологические и теоретико-практические основы коммуникативно-речевой подготовки специалистов в техническом вузе: Монография / под. общ. ред. <...> В контексте эволюции роли языкового обучения в высшей технической школе анализируются требования действующего ГОС ВПО по дисциплине «Русский язык и культура речи» к формированию коммуникативно-речевой компетенции специалистов-нефилологов. <...> Рассматриваются теоретические основы организации языкового учебного процесса в нефилологических вузах и возможности его методического обеспечения. <...> В монографии обобщены многолетние исследования авторами методологических и теоретико-практических основ формирования коммуникативно-речевой компетенции будущих специалистов инженерно- технического профиля в сферах их профессионального общения. <...> Актуальность предлагаемой работы определяется осознанной потребностью высшей школы в решении всего комплекса вопросов, связанных с содержанием и организацией языкового образовательного процесса в техническом вузе. <...> Именно комплексное и многоаспектное исследование проблемы позволило авторам разработать эффективную системно-уровневую модель языкового обучения нефилологов. <...> Социальный заказ последней авторы видят в формировании целостной научно-методической концепции обучения профессиональному речевому общению студентов нефилологических вузов. <...> В книге глубоко анализируется специфика вузовской лингводидактики: коммуникативно-деятельностный подход к обучению, прикладной характер социально значимых целей и задач, ментальные и психологические особенности субъектов учения, образовательные парадигмы, концепции и модели языкового обучения. <...> В связи с этим языковая и речевая способности определяются как ключевой вопрос психологии образования, а также основа овладения речевой деятельностью. <...> Определяются предмет, сферы <...>
_Русский_язык_и_культура_профессионального_общения_нефилологов_методологические_и_теоретико-практические_основы_коммуникативно-речевой_подготовки_специалистов_в_техническом_вузе.pdf
УДК 811.161.1 ББК 81.2 Ðóñ-5 Ð693 Авторы: С.Н. Белухина, О.А. Жилина, О.В. Константинова, И.В. Михалкина, Н.Н. Романова, Т.П. Скорикова Научный редактор – д-р филол. наук О.А. Крылова Рецензенты: ä-ð ïåä. íàóê, ïðîô. Î.ß. Ãîéõìàí, ä-ð ôèëîë. íàóê, ïðîô. Ë.Ô. Êîïîñîâ, доц. Т.И. Кузнецова Русский язык и культура профессионального общения неР693 филологов: методологические и теоретико-практические основы коммуникативно-речевой подготовки специалистов в техническом âóçå: Монография / ïîä. îáù. ðåä. Í.Í. Романовой. – Ì.: Èçä-âî МГТУ èì. Í.Ý. Áàóìàíà, 2008. – 312 ñ.: èë. ISBN 978-5-7038-3183-0 Монография создана в рамках исследовательского проекта Федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования России». В контексте эволюции роли языкового обучения в высшей технической школе анализируются требования действующего ГОС ВПО по дисциплине «Русский язык и культура речи» к формированию коммуникативно-речевой компетенции специалистов-нефилологов. Рассматриваются теоретические основы организации языкового учебного процесса в нефилологических вузах и возможности его методического обеспечения. Для специалистов в области лингводидактики, преподавателей русского языка и слушателей ФПКП. УДК 811.161.1 ББК 81.2 Ðóñ-5  Белухина С.Н., Жилина О.А., Константинова Î.Â., Михалкина È.Â., Романова Í.Í., Скорикова Ò.Ï., 2008  МГТУ èì. Í.Ý. Áàóìàíà, 2008 ISBN 978-5-7038-3183-0  Издательство МГТУ èì. Í.Ý. Áàóìàíà, 2008
Стр.1
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие .......................................... 3 Ââåäåíèå.............................................. 7 Глава 1. Психолого-методологические основы обучения русскому языку как средству профессионального общения в высшей технической школе .................................. 11 1.1. Образовательные модели, концепции, парадигмы подготовки специалистов в высшей школе ......................... 11 1.1.1. Образование как социальный институт: история и современное состояние .............................. 11 1.1.2. Традиции и новаторство российской инженерной школы: динамика образовательных целей и задач ............. 21 1.1.3. Сущность и содержание основных моделей обучения в системе высшего образования ........................ 24 1.1.4. Социальные и психологические особенности обучения взрослых ..................................... 29 1.1.5. Язык и речемыслительная деятельность субъектов учения в аспекте психологии образования .................. 41 1.2. Социолингвистические и психолингвистические основы профессионально ориентированного обучения речевому общению в высшей школе .................................... 46 1.2.1. Формирование коммуникативной компетенции носителей русского языка в сфере профессионального общения ....................................... 46 1.2.2. Профессиональное общение: сферы, темы, ситуации общения ..................................... 52 Глава 2. Теоретические основы дисциплины «Русский язык и культура речи» для высших технических учебных заведений в ракурсе системно-уровневого подхода ................... 68 2.1. Дисциплина «Русский язык и культура речи» в государственном образовательном стандарте и учебных программах технических вузов: структурно-содержательные характеристики .... 68 2.2. Примерные (типовые) и вариативные языковые программы для нефилологов, основные учебники и учебные пособия, внутривузовские материалы к учебным êóðñàì................ 72 310
Стр.309
2.3. Базовый уровень обучения: основы языковой и речевой культуры ............................................. 85 2.3.1. Язык как средство общения ....................... 85 2.3.2. Речь и речевая деятельность ....................... 90 2.3.3. Речевые æàíðû................................. 93 2.3.4. Нормативная база ÿçûêà.......................... 96 2.3.5. Речевой этикет ................................. 101 2.3.6. Функциональные стили речи ...................... 104 2.4. Аспектный уровень. Язык делового и научного общения. Культура публичной речи ................................. 113 2.4.1. Общая функциональная характеристика официально-делового стиля ðå÷è............................... 113 2.4.2. Письменная деловая коммуникация ................. 123 2.4.3. Устная деловая коммуникация ..................... 168 2.4.4. Общая функциональная характеристика научного стиля речи ......................................... 184 2.4.5. Письменная научно-техническая коммуникация ....... 199 2.4.6. Устная научно-техническая êîììóíèêàöèÿ............ 215 2.4.7. Устная публичная ðå÷ü........................... 243 2.5. Специальный уровень: речевое оформление квалификационной научной работы ................................. 258 2.5.1. Содержательные и композиционно-речевые особенности подготовки и написания квалификационной научной работы ....................................... 259 2.5.2. Организационные и языковые особенности защиты квалификационной работы .......................... 262 Глава 3. Практическая реализация программного содержания дисциплины «Русский язык и культура речи» в высших технических учебных заведениях ............................... 274 3.1. Организация языкового учебного процесса в российских нефилологических вузах: характер, место и объем речеведческих êóðñîâ............................................ 274 3.2. Учебно-методическое сопровождение дисциплины в технических âóçàõ: реалии и перспективы ....................... 289 Çàêëþ÷åíèå............................................ 292 Список литературы ...................................... 294
Стр.310