Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Всероссийская с международным участием очно-заочной научно-практической конференции "Диалог культур: национальное и инонациональное в литературе", Элиста, 4 апр. 2013 г. (220,00 руб.)

0   0
АвторыАбишева Сауле Джунусовна, Акименко Надежда Акимовна, Бадмаев Андрей Васильевич, Вяткина Елена Александровна, Манджиева Байрта Владиславовна
Издательство[Б.и.]
Страниц182
ID286676
АннотацияВ сборнике представлены статьи ученых, учителей, аспирантов, магистрантов, студентов из России, Японии, Вьетнама, Болгарии, Казахстана, отвечающие тематике конференции и раскрывающие разные ее аспекты: диалог культур в отечественной и мировой словесности, текст как объект лингвистического исследования, методика преподавания литературы в вузе и школе. Издание предназначено научным работникам, преподавателям, аспирантам, магистрантам, студентам, учащимся, широкому кругу читателей, интересующимся историей и теорией литературы, лингвистикой, культурологией // Всероссийская с международным участием очно-заочной научно-практической конференции "Диалог культур: национальное и инонациональное в литературе",( Элиста, 4 апр. 2013 г.), 2013. - 180 с.
Всероссийская с международным участием очно-заочной научно-практической конференции "Диалог культур: национальное и инонациональное в литературе", Элиста, 4 апр. 2013 г. / С.Д. Абишева, Н.А. Акименко, А.В. Бадмаев, Е.А. Вяткина, Б.В. Манджиева .— : [Б.и.], 2013 .— 182 с. — URL: https://rucont.ru/efd/286676 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации _____ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» ДИАЛОГ КУЛЬТУР: НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНОНАЦИОНАЛЬНОЕ В ЛИТЕРАТУРЕ Материалы Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции Элиста 2013 1 ББК Ш400.09(2Рос. <...> Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» В сборнике представлены статьи ученых, учителей, аспирантов, магистрантов, студентов из России, Японии, Вьетнама, Болгарии, Казахстана, отвечающие тематике конференции и раскрывающие разные ее аспекты: диалог культур в отечественной и мировой словесности, текст как объект лингвистического исследования, методика преподавания литературы в вузе и школе. <...> Ответственный редактор: кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы Калмыцкого государственного университета Р.М. Ханинова Статьи публикуются в авторской редакции © ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», 2013 © Авторы статей, 2013 2 СОДЕРЖАНИЕ Национальная литература: прошлое и настоящее 1 Сагаэ М. <...> Поэтика эпистолярного дискурса в рассказе И.А. Бунина «Неизвестный друг» (Ростов-на-Дону) . <...> Образы Асли и Керима в табасаранском фольклоре (к проблеме литературных взаимосвязей) (Махачкала) . <...> 108 Топалова (Зумаева) Д.Ю. Об особенностях развития калмыцкой русскоязычной поэзии (Элиста) . <...> Образ коня в русскоязычной калмыцкой лирике (Москва). <...> Диалог Востока и Запада в поэзии Риммы Ханиновой (Улан-Удэ) . <...> Легенда о лотосе из цикла Риммы Ханиновой «Древние метаморфозы» (Элиста) . <...> Лексико-семантические и композиционные особенности жанра английских народных легенд (Элиста) . <...> КУПРИНА: РАЗВИТИЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ Творчество Александра Ивановича Куприна – одно из свидетельств жизнеспособности реалистического искусства <...>
Всероссийская_с_международным_участием_очно-заочной_научно-практической_конференции_Диалог_культур_национальное_и_инонациональное_в_литературе,_Элиста,_4_апр._2013_г..pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации _____ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» ДИАЛОГ КУЛЬТУР: НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНОНАЦИОНАЛЬНОЕ В ЛИТЕРАТУРЕ Материалы Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции Элиста 2013 1
Стр.1
ББК Ш400.09(2Рос.Калм)431+Ш400.09я431+Ш426.83я431 УДК [82.0:37.091.3]:005.745 Д 440 «Диалог культур: национальное и инонациональное в литературе», Всероссийская с международным участием очно-заочная науч.-практ. конф. (2013; Элиста). Всероссийская с международным участием очно-заочная научно-практическая конференция «Диалог культур: национальное и инонациональное в литературе», 4 апреля 2013 г. [Текст]: материалы / отв. ред. Р.М. Ханинова. – Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2013. – 182 с. Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» В сборнике представлены статьи ученых, учителей, аспирантов, магистрантов, студентов из России, Японии, Вьетнама, Болгарии, Казахстана, отвечающие тематике конференции и раскрывающие разные ее аспекты: диалог культур в отечественной и мировой словесности, текст как объект лингвистического исследования, методика преподавания литературы в вузе и школе. Издание предназначено научным работникам, преподавателям, аспирантам, магистрантам, студентам, учащимся, широкому кругу читателей, интересующимся историей и теорией литературы, лингвистикой, культурологией. Ответственный редактор: кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы Калмыцкого государственного университета Р.М. Ханинова Статьи публикуются в авторской редакции © ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», 2013 © Авторы статей, 2013 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Национальная литература: прошлое и настоящее 1 Сагаэ М. Стихотворение К. Бальмонта «Дождь» с точки зрения зауми В. Хлебникова (Токио) ....... 5 Кузнецова А.В., Фененко М.Ю. Любовь в творчестве А.И. Куприна: развитие тематической сферы (Ростов-на-Дону)................................................................................................................................... 8 Ничипоров И.Б. Своеобразие художественного документализма в романе Б. Пильняка «Голый год» (Москва) .................................................................................................................................... 11 Логунова Н.В. Поэтика эпистолярного дискурса в рассказе И.А. Бунина «Неизвестный друг» (Ростов-на-Дону) ............................................................................................................................................ 15 Манджиева Б.В., Маргушина Д.В. Семантический образ ночи как эквивалент первозданной тьмы в мифологии В.В. Набокова-поэта (Элиста) ...................................................................................... 18 Новикова А.А. Художественная стилизация и пародирование в драматургии В.В. Набокова (Ставрополь) ................................................................................................................................................... 20 Абишева С.Д. Топос города в поэзии Б. Кенжеева (Алматы) ............................................................... 22 Стучилина А.П. Трансформация жанровых форм в поэзии В.С. Высоцкого (Ростов-на-Дону) ...... 25 Черкашина С.П. Парадокс и парадоксальность как художественно-смысловая основа «Пародосок» Л.С. Петрушевской (Ставрополь) .......................................................................................... 29 Тукодян Н.Х., Ворошилова Е.Н. Проблематика и поэтика рассказов Б. Ахмадулиной (Ростов-на-Дону) ............................................................................................................................................ 33 Шкурская Е.А. Способы построения фантастического в сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» и рассказе А. Грина «Крысолов» (Элиста) ............................................................... 36 2 Харчевников В.И. Фольклор в поэзии А.Н. Толстого (Элиста) ............................................................ 39 3 Манджиев Н.Ц. Архивные документы к биографиям В.А. и В.В. Хлебниковых (Элиста) .............. 45 Церенов В.З. Степной характер. О судьбе безымянной калмыцкой героини в романе Василия Гроссмана (Элиста) ......................................................................................................................... 48 Имагология в аспекте рецепции и репрезентации «другой» культуры Чурилова Е.А. Системное рассмотрение форм репрезентации национального и инонационального в художественной литературе (Ставрополь) ............................................................... 50 Погребная Я.В. Пространственно-темпоральные функции реминисценций из кельтского и германо-скандинавского архаических эпосов в романе В.В. Набокова «Лолита» (Ставрополь) ........... 54 Костенко Д.Е. Столкновение двух культур: национальное и инонациональное в творчестве Тэффи эмигрантского периода (Ставрополь) .............................................................................................. 58 Фокин А.А. Традиции Востока в пьесе И.Д. Сургучева «Реки вавилонские» (Ставрополь) ............. 60 Ханинова Р.М. Семантика седельной подушки в рассказе А. Серафимовича «Степные люди» (Элиста) ........................................................................................................................................................... 65 Вяткина Е.А., Кюкенова Г.Э.-Г. Символика камзола в сюжете рассказа А.Е. Явича «Камзол, или История одной девушки» (Элиста) ........................................................................................................ 70 Вяткина Е.А. «Ледяная» свадьба в романах И. Лажечникова «Ледяной дом» и В. Пикуля «Слово и дело»: традиция и инновации (Элиста)........................................................................................ 72 Иванова Д.А. Шутиха в повести Ю. Нагибина «Квасник и Буженинова»: камчадалка или калмычка? (Элиста) ........................................................................................................................................ 75 Диалог культур: национальное и инонациональное в литературе Маллалиев Г.Н. Образы Асли и Керима в табасаранском фольклоре (к проблеме литературных взаимосвязей) (Махачкала) ............................................................................................................................ 82 Бугаева Н.Н. Восточные и христианские архетипы в произведениях М.Ю. Лермонтова (Ростов-на-Дону) ............................................................................................................................................ 85 Басангова Т.Г., Бурыкин А.А. Поэт и шаман. К истории образа шамана и метафор «поэт-шаман» и «поэзия – шаманское камлание» в русской литературе первой и второй трети ХХ века (Элиста, Санкт-Петербург) .......................................................................................................................................... 87 Иванова И.Н. Диалог культур в романе А. Шаманова «Заарин» (Ставрополь) ................................. 92 3
Стр.3
Перебейнос А.Н. Изображение инонационального мира в романе Алексея Иванова «Сердце Пармы» (Ставрополь) .................................................................................................................................... 95 Бронская Л.И. Синтез национального и инонационального в романе Дины Арма «Дорога домой» (Ставрополь) ..................................................................................................................... 98 Атанасова Р. Концепт «дом» в калмыцкой лирике (Пловдив) ......................................................... 102 Ханинова Р.М., Нгуен Дык Туан. Вьетнамский мотив в творчестве Михаила Хонинова (Элиста, Куй-Ньян) ...................................................................................................................................... 107 Ханинова Р.М. Тема поколения в творчестве Андрея Джимбиева (Элиста) .................................... 108 Топалова (Зумаева) Д.Ю. Об особенностях развития калмыцкой русскоязычной поэзии (Элиста) ......................................................................................................................................................... 113 Лубинецкий Э.В. Образ коня в русскоязычной калмыцкой лирике (Москва). .................................. 120 Ханинова Р.М. Фольклор в лирике Джангра Насунова (Элиста) ....................................................... 127 Бадмаев А.В. Особая страна Поэзия (Элиста)...................................................................................... 132 Бюрчиев Б.Н. Перекрестки Востока и Запада в диалогах поэта и критика (Москва) ...................... 135 Асмолова Е.В. «В тени Конфуция»: традиции китайской поэзии в лирике Риммы Ханиновой (Калуга) ......................................................................................................................................................... 138 Дампилова Л.С. Диалог Востока и Запада в поэзии Риммы Ханиновой (Улан-Удэ) ....................... 140 Лазарева И.М. Легенда о лотосе из цикла Риммы Ханиновой «Древние метаморфозы» (Элиста) ......................................................................................................................................................... 143 Текст как объект лингвистического исследования Ханинова Э.М. Ключевой концепт «river» в авторской картине мира Лэнгстона Хьюза (Элиста) ......................................................................................................................................................... 147 Шкурская Е.А. Исследование нонсенса с позиций знаковых характеристик (Элиста) ................... 148 Акименко Н.А. Лексико-семантические и композиционные особенности жанра английских народных легенд (Элиста) ........................................................................................................................... 150 Ярмаркина Г.М. Лингвистический анализ художественного текста в аспекте русского языка как иностранного (Элиста) .......................................................................................................................... 153 Литература в школе и вузе в условиях модернизации образования Полужникова Т.П. Модульное обучение как активизация самостоятельной работы учащихся в освоении идейно-художественного потенциала литературного источника (на примере рассказа Л.Н. Толстого «Три смерти») (Ростов-на-Дону) ....................................................................................... 156 Эрендженова В.В. Организация личностно-ориентированного обучения на уроках русской литературы (рассказ В. Распутина «Уроки французского») (Элиста) ..................................................... 158 Пасютина Д.В. Методически-концептуальное создание научно-исследовательского проекта в средней школе по проблеме «Карточные образы и их художественно-смысловые функции в романе В.В. Набокова “Король. Дама. Валет”» (Ставрополь) ................................................................. 160 Нимеева Л.Д. Компетентностный подход «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» на уроках литературы (Элиста) .......................................................................... 162 Ушакова Т.В., Останина Ю.О. Методические приемы на уроках литературы в средней школе, используемые для повышения качества образования (Ростов-на-Дону). ............................................... 167 Ханинова Э.М. Спецкурс по творчеству Михаила Хонинова в школе (Элиста) .............................. 171 Гадышева А.Б. Тема семьи и семейного воспитания в калмыцкой прозе (п. Нарын-Худук) ......... 175 Сведения об авторах ............................................................................................................................ 180 4
Стр.4
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ 1 Мицунори Сагаэ, Университет Сока, г. Токио, Япония СТИХОТВОРЕНИЕ К. БАЛЬМОНТА «ДОЖДЬ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАУМИ В. ХЛЕБНИКОВА Велимир Хлебников определяет смысл звуков Ш и Щ как следующие: «Что Ш значит слияние нескольких поверхностей в одну поверхность и слияние границ между ними» [1, с. 154], «Что Щ означает разбивку поверхностей, целой раньше, на разные участки, при неподвижном объёме» (курсив автора, в неоговоренных случаях наш. – М.С.) [1, с. 155]. То есть, по мысли Хлебникова, Ш и Щ противоречат друг другу и играют разнонаправленные роли, то есть центростремительные и центробежные. Цель настоящей статьи – анализ стихотворения Константина Бальмонта «Дождь», во-первых, с точки зрения «Философии творчества» Эдгара По и, во-вторых, с применением теории зауми Велимира Хлебникова. Константин Бальмонт, когда издавал сборник «Будем как Солнце», одновременно занимался переводом стихотворения, прозы, статьи Эдгара По. Он перевёл одно из самых известных его стихотворений «Ворон», а также статью, в которой писатель раскрывал свой метод, как он писал «Ворона». Приведем полностью стихотворение К. Бальмонта «Дождь». В углу шуршали мыши, Весь дом застыл во сне. Шёл дождь, и капли с крыши Стекали по стене. Шёл дождь, ленивый, вялый, И маятник стучал. И я душой усталой Себя не различал. Я слился с этой сонной Тяжелой тишиной. Забытый, обделённый, Я весь был тьмой ночной. А бодрый, как могильщик, Во мне тревожа мрак, В стене жучок-точильщик Твердил: «Тик-так. Тик-так». Равняя звуки точкам, Началу всех начал, Он тонким молоточком Стучал, стучал, стучал. И атомы напева, Сплетаясь в тишине, Спокойно и без гнева «Умри» твердили мне. И мёртвый, бездыханный, Как труп задутых свеч, Я слушал в скорби странной Вещательную речь. 5
Стр.5