Методические рекомендации содержат указания к практическим и лабораторным работам по основным разделам генетики, темы рефератов и докладов, вопросы к экзамену. <...> В результате изучения дисциплины студенты должны знать: материальные основы наследственности; хромосомную теорию наследственности; цитологические основы полового и бесполого размножения; основные закономерности наследования признаков; причины изменчивости организмов; генетические основы эволюции видов; генетические основы онтогенеза; причины возникновения врожденных и наследственных заболеваний, генетические характеристики наиболее часто встречающихся из них; соотношение биологических и социальных факторов в жизни общества. <...> В конце каждой 3 темы приводятся методические рекомендации для самостоятельной подготовки к занятиям, которые содержат разделы для самостоятельного изучения, план самостоятельной работы, образцы решения типовых задач, контрольные вопросы и задачи, темы рефератов и докладов. <...> Возможные отклонения от законов Г.Менделя при моногибридном скрещивании. <...> Наследование признаков у самооплодотворяющихся организмов и при инбридинге. <...> Фрагмент цепи и-РНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦУАЦААГГЦУАУ. <...> Определите кодирующую ее и-РНК и структуру фрагмента молекулы ДНК, с которой была создана эта и-РНК. <...> Задачи: 1) изучить особенности бесполого размножения и его формы, структуру хромосом; 2) научиться схематически изображать поведение хромосом в ходе митоза; 3) ознакомиться с методикой построения идиограмм; Основные термины и понятия: диплоид, полиплоид, локус, хроматида, хромосома, центромера, плечи хромосомы, веретено деления, элиминация. <...> Нарисуйте фазы митоза, метафазную пластинку, нити веретена деления, центромеру, локус, центриоли, доминантный ген, рецессивный ген. <...> Бинокулярные лупы; микроскопы; предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, пинцеты глазные, пипетки <...>
Методические_рекомендации_по_генетике_для_всех_педагогических_специальностей.pdf
УДК 5-15
ББК 28.04
Г 34
Печатается по решению редакционно-издательского
совета ГОУ ВПО «Шуйский государственный
педагогический университет»
Автор-составитель: Казакова Т. Е.
Рецензент: к. б. н. Мочалова Т. А.
Методические рекомендации содержат указания к практическим и
лабораторным работам по основным разделам генетики, темы рефератов и
докладов, вопросы к экзамену. Чтобы облегчить самостоятельную
подготовку к занятиям, в методических рекомендациях отмечены наиболее
трудные для понимания разделы, приводятся образцы решения типовых
задач. Для самопроверки качества усвоения материала служат контрольные
вопросы по каждой теме и задачи для самостоятельного решения.
© ГОУ ВПО «ШГПУ» , 2009
© Казакова Т. Е.
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Генетика представляет собой одну из центральных биологических
дисциплин, без которой невозможно подготовить грамотного учителя
биологии. Цель дисциплины – научить студентов применять
фундаментальные знания в практической деятельности человека. Прежде
всего, это относится к разделам, посвященным генетике человека, селекции
животных и растений. Основной задачей дисциплины является
ознакомление студентов с основами классической и современной генетики с
учетом новейших достижений генетической науки и практики в области
молекулярной генетики, генетики микроорганизмов, генетики соматических
клеток и др.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
материальные основы наследственности;
хромосомную теорию наследственности;
цитологические основы полового и бесполого размножения;
основные закономерности наследования признаков;
причины изменчивости организмов;
генетические основы эволюции видов;
генетические основы онтогенеза;
причины возникновения врожденных и наследственных заболеваний,
генетические характеристики наиболее часто встречающихся из них;
соотношение биологических и социальных факторов в жизни общества.
В процессе обучения студенты должны уметь:
решать типовые задачи по генетике;
анализировать генетические эксперименты;
анализировать родословные человека и животных;
связывать данные генетики и эволюционной теории, а также данные
генетики с достижениями цитологии, биохимии нуклеиновых кислот,
биологических основ размножения растений и животных, с успехами в
области изучения закономерностей онтогенеза.
Настоящие методические рекомендации разработаны на основе
программы учебного курса «Генетика» с учетом профессиональной
ориентации студентов и особенностей преподавания курса общей биологии
в средне школе. Они направлены на закрепление студентами
теоретического материала в процессе выполнения практических и
лабораторных работ, а также путем решения генетических задач.
Методические рекомендации составлены в соответствии с тематическим
планом курса. Для каждой темы сформулированы цель и задачи, отдельным
списком вынесены основные термины и понятия, составлен план и
рекомендации к практическим и лабораторным работам. В конце каждой
3
Стр.3