Т.В. Врачинская доктор педагогических наук профессор кафедры математических и естественнонаучных дисциплин Калининградский пограничный институт ФСБ tanya-kgrd@rambler.ru В.А. Булкин аспирант ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» bylkinvasilii@yandex.ru Многонациональный состав учебных групп курсантов как субъект воспитательной работы Раскрывается новое направление воспитательной работы в военном учебном заведении; выявляются характеристики многонациональной учебной группы курсантов; психологическими механизмами взаимопонимания и групповой сплоченности обосновывается педагогическая цель воспитательной работы – формирование культуры межнационального учебного и внеучебного взаимопонимания Ключевые слова: военный вуз; воспитательная работа; многонациональная учебная группа курсантов; культура взаимопонимания На качество образования в военном вузе оказывают влияние много факторов, в числе которых ведущее место принадлежит устойчивой работоспособности учебных групп курсантов. <...> Очевидно, гармонизация межличностных отношений в коллективе курсантов является необходимым базовым условием успешной учебно-профессиональной деятельности. <...> Интерактивные методы и формы профессионального образования требуют максимальной включенности в образовательный процесс курсантов. <...> Только безусловное принятие друг друга с учетом разности национальных и культурных менталитетов может гарантировать образовательный эффект деловых и сюжетно-ролевых игр, коммуникативных тренингов, учебных дебатов и споров. <...> Военная педагогика имеет солидный научный материал по проблеме межнациональных отношений военнослужащих и культуре многонационального общения военнослужащих. <...> Общепризнанными для воспитательной работы в военном вузе выступают положения о феномене культуры межнационального общения как предпосылке и критерию человеческой деятельности, в том числе и в военной службе <...>