ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГ ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Учебное пособие для вузов
Составитель
В. <...> Учебное пособие предполагает использование курса французского языка первого и второго года обучения FORUM 1 и FORUM 2 и курса французской грамматики (Cours pratique de grammaire française de I.N. Popova,
J.A. Kazakova).
3
DOSSIER 1
Отрицательное предложение (Proposition négative)
Отрицание бывает общим и частичным. <...> Non (= нет)
выражает общее
и частичное отрицание
Non plus
(= тоже)
служит отрицатель- – Il t’a remercié?
ным ответом на – Non.
вопрос
заменяет aussi в отрицательном предложении
Pas (= нет) вы- используется в безражает общее и глагольных предчастичное отри- ложениях
цание
Je n’aime pas ce
film. <...> Lui non plus.
– Vous y allez ?
– Pas aujourd'hui.
– Он тебя
поблагодарил?
– Нет. <...> Частица ne ставится перед глаголом; вторая частица следует за
простой временной формой глагола или вспомогательным глаголом в
сложных временах.
3 В вопросе с инверсией подлежащего порядок следования ne ... pas тот
же: Jean ne revient-il pas ? <...> У меня нет компьютера.
ne ... point – не, вовсе не, Elle n’est point mé- Она вовсе не злая.
ничуть не
chante.
ne ... guère – не очень, Cet étudiant n’est guère Этот студент не очень
совсем немного, ничуть не studieux.
прилежен. <...> Moi ... , je ne me souviens pas de cette
histoire. 3. <...> Elle ne voudra pas prendre des
initiatives. <...> Nous n’allons jamais à la discothèque. Et
vous? 6. <...> Mettez à la forme négative les phrases.
1. <...> Примечание: Если второе отрицание выражено местоимением personne, то это местоимение в сложных временах стоит после <...>
Лексико-грамматический_практикум_французского_языка.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГ ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Учебное пособие для вузов
Составитель
В.А. Федоров
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2009
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие составлено с учетом требований Государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования и в
соответствии с программой по лексико-грамматическому практикуму
кафедры французской филологии Воронежского государственного университета.
В
пособии представлены основные грамматические структуры, наиболее
употребительная лексика, дополняющие знания студентов, полученные
ими на первом курсе.
При составлении пособия автор использовал аутентичную литературу:
сборник лексико-грамматических упражнений по французскому
языку И.В. Ляховой, Н.Б. Дубровской, И.А. Головановой для студентов
2 курса МГИМО, практикум французского языка А.И. Иванченко и пособие
по французскому языку А.В. Ваяхиной, И.В. Войтовой и Е.И. Лозицкой.
Пособие состоит из 10 разделов. Каждый раздел фокусирует внимание
на конкретном грамматическом явлении и сопровождается упражнениями,
способствующими как развитию навыков использования лексико-грамматического
материала, так и коммуникативной компетенции студентов. В
приложении даются упражнения и тесты для самостоятельной работы
студентов и контроля знаний изученного материала разделов 1–5, 6–10 и по
всему курсу.
Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов 2 курса
дневной формы обучения, изучающих французский язык в рамках курса по
лексико-грамматическому практикуму по специальности «Перевод и переводоведение»,
а также изучающих французский язык как второй иностранный.
Учебное
пособие предполагает использование курса французского языка
первого и второго года обучения FORUM 1 и FORUM 2 и курса французской
грамматики (Cours pratique de grammaire française de I.N. Popova,
J.A. Kazakova).
3
Стр.3
Je ne ressemble pas а ma mère mais а ma grand-mère. Я похож не на
маму, а на бабушку.
– Отрицание может относиться к инфинитиву: Ne pas / ne plus / ne
rien / ne jamais + инфинитив.
Je peux ne pas y aller. Я могу туда не пойти.
Sans + инфинитив: Je sors sans voir personne. Я выхожу, никого не видя.
Примечание: Если второе отрицание выражено местоимением personne,
то это местоимение в сложных временах стоит после participe passé:
Nous n’avons vu personne – мы никого не видели.
l’article.
Exercice 4. Mettez la forme négative en faisant attention а l’emploi de
1. J’ai acheté du fromage. 2. Est-ce que vous avez une machine а taper?
3. C’était une opération а cœur. 4. Avez-vous des places pour ce ballet? 5. J’ai
trouvé des champignons. 6. Alexandre aime la boxe. 7. Il y a du brouillard.
8. L’enfant aime le chocolat. 9. Est-ce que tu aimes le jus d’orange? 10. Avezvous
un roman de Jules Verne?
Exercice 5. Transformez d’après le modèle.
Modèle: Je ne reçois plus ses lettres. Je le regrette.
Je regrette de ne plus recevoir des lettres.
1. Jacques ne les cherche plus. Il l’a décidé. 2. Je n’irai pas chez eux. Je le
préfère. 3. Je n’en parlerai plus. Je le peux. 4. Il ne les verra pas. Il le pense.
5. Antoine n’y restera plus. Il le préfère. 6. Elle n’y ira jamais. Elle l’a décidé.
7. Je n’échouerai plus а l’examen. Je l’espère. 8. Tu ne feras pas ce travail. Tu le
peux.
Exercice 6. Transformez d’après le modèle.
Modèle: Il a passé toute la journée chez lui et il n’a rien lu.
Il a passé toute la journée chez lui sans rien lire.
1. Je lui ai parlé et je n’ai rien promis. 2. II est entré et il n’a pas frappé.
3. Tu es parti et tu n’as rien expliqué. 4. Vous avez pris un taxi et vous ne nous
avez pas dit «au revoir». 5. Elle a lu cet article et elle n’a rien compris. 6. Elle
semblait triste mais elle ne savait pas pourquoi.
Лексико-грамматические упражнения
Exercice 7. Tournez la question positive en question négative.
1. Te souviens-tu de ce voyage magnifique que tu as eu l’année dernière?
2. Veux-tu aller voir ce film qui est en projection en ce moment? 3. Peux-tu y
aller tout de suite? 4. Est-ce que tu continues а dessiner pour le journal mural de
l’école? 5. Est-ce que tu as jamais entendu quelqu’un raconter cette histoire
6
Стр.6
amusante? 6. As-tu trouvé quelque chose pour remplacer cet objet? 7. Est-ce que
tu sors toujours de l’université en pensant ce que tu as а faire ce soir? 8. Est-ce
que tu as jamais inventé des histoires а couper le souffle pour raconter а tes
copins?
gative.
Exercice 8. Terminez les phrases en employant le verbe а la forme né1.
J’aime me promener tout seul mais ce soir ... . 2. Elle m’invité а aller au
cinéma avec elle. Malheureusement ... . 3. Aujourd’hui il fait beau temps; hier а
cause du mauvais temps nous ... . 4. Elle aime ce fromage mais moi et Nicolas
nous ... . 5. Tous les jours nous prenions ce train pour aller chez nos parents а la
campagne. Dès ce jour l’horaire a changé et nous ... . 6. Mon ami me dit toujours
de visiter cette ville mais moi, je ... .
Exercice 9. Répondez négativement aux questions.
1. As-tu vu quelqu’un de tes proches а l’anniversaire de ton ami? 2. J’aime
aussi les pommes et toi? 3. As-tu jamais participé а ce festival de danse et de
chanson? 4. Finis-tu tes cours а la même heure? 5. Fais-tu parfois le ménage en
aidant ta mère? 6. Semblait-elle être absorbée dans ses pensées et nous a-elle jeté
un coup d’oeil comme par hasard?
DOSSIER II
Повелительное наклонение (Impératif)
– совет, пожелание,
просьбу
– предложение
– приказ, запрет Revenez plus vite !
Calmez-vous.
Veuillez vous asseoir.
Examinons cette question!
–
имеет формы 1-го лица мн. числа и 2-го лица
ед. и мн. числа Présent de l'Indicatif
– не имеет местоимений-подлежащих
– имеет два времени: présent и passé
– во 2-м лице ед. числа у глаголов I группы +
+ aller, cueillir и глаголов на -frir, -vrir s не
употребляется
7
Возвращайтесь скорее!
Успокойтесь.
Садитесь, пожалуйста.
Рассмотрим этот вопрос!
Pense
! Думай!
Ne faites pas de bruit ! Не
шумите!
Allons-y! Пошли туда!
Parle! Va! Cueille! Ouvre!
Impératif
выражает
Стр.7
aie
avoir Etre
Sois
ayons
ayez
Глаголы с особыми формами
Savoir
soyons
soyez
Sache
sachons
sachez
Возвратные глаголы
Vouloir
veuille
veuillons
veuillez
Impératif вспомогательного
глагола avoir / être + participe
passé спрягаемого глагола:
aie fini
sois rentré
ayons fini soyons rentrés
ayez fini soyez rentrés
Упражнения на закрепление материала
Exercice 1. Mettez les verbes а l’Impératif.
1. (Parler) d’autre chose, voulez-vous? 2. Ne (avoir) pas peur, personne ne
nous a vu! 3. Pourquoi ce regard pensif? Ne (être) pas si triste! 4. (Vouloir) bien
remplir cette enquête. 5. (Savoir) que tous les hommes ne sont pas méchants
6. (S’arrêter) nous sommes arrivés. 7. Ne (se lever) pas, Simone, je vais prendre
la tasse moi-même. 8. (Aller) а la cuisine et (apporter)-moi un sandwich ou un
croissant.
Exercice 2. Employez а la forme négative.
1. Va а ta place. 2. Sois paresseux! 3. Marchons vite. 4. Asseyez-vous.
5. Ouvre la fenêtre. 6. Viens chez eux! 7. Restons sur la terrasse. 8. Entrez sans
frapper. 9. Fumez ici. 10. Arrêtons-nous sur chaque pas.
Exercice 3. Exprimez l’idée plus catégoriquement.
1. Tu vas prendre ce médicament. 2. Tu peux t’en passer. 3. Peux-tu fermer
la fenêtre, s’il te plaît! 4. Tu traverses la place et tu vas tout droit. 5. Je vous
conseille de refaire ce travail. 6. Je vous propose de monter cette colline. 7. Il vous
faut attendre encore. 8. Nous devons être plus prudents. 9. Vous prenez la
première route а droite. 10. Vous irez tout droit et puis vous tournerez а gauche.
11. Tu feras mieux de prendre l’avion. 12. Je te conseille de changer de thème.
13. Vous devez vous entraîner quelques heures par jour. 14. Vas-tu enfin t’arrêter?
Exercice 4. Traduisez.
1. Будь терпеливым. 2. Приходите завтра. 3. Выберем другой день.
4. Выучи это стихотворение. 5. Не делайте этого. 6. Не будем торопиться.
8
утвердительная
форма
lève-toi
levons-nous
levez-vous
подчеркивает
завершенность
желаемого
действия
отрицательная
форма
ne te lève pas
ne nous levons pas
ne vous levez pas
Soyez revenu avant
midi.
Возвращайтесь до полудня!
Impératif
passé
образуется
Стр.8