ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ
КЛАСС
Научно-методический журнал
2(40) / 2015
Учредитель
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Главный редактор <...> Речевое поведение российской интеллигенции и его отражение в
жанре рецензии сетевых литературных журналов русского зарубежья .................... 66
ТРАЕКТОРИИ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА
Несынова Ю. В. <...> Новый взгляд на развитие вербальной креативности учащихся
(Гридина Т. А., Пипко Е. И. <...> И. Н. Минеева
Петрозаводск, Россия
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ЭССЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЖАНРА
Аннотация. <...> The author introduces the
notion, genre's history, its types and models, reveals the role in the modern world and the educational process. <...> «В главной
литературной энциклопедии того времени так и было сказано: «Для русской и советской литературы
жанр эссе нехарактерен ...» <...> . Однако, несмотря на идеологический запрет,
жанр эссе сохранился в отечественной словесности
благодаря представителям неофициальной культуры
и созданным ими литературным объединениям
(«Клуб эссеистов») [Эпштейн 2010: 223–224]. <...> В последние
годы в школьных и вузовских аудиториях, на страницах специализированных журналов все чаще стало использоваться определение академическое эссе. <...> . С точки зрения дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования, эссе — «одна
из форм самосознания культуры», «преимущественно в связи с проблематикой поиска индивидуальной
идентичности», «осмысления традиции или критики
Филологический класс, 2(40)/2015
идеологий» [Зацепин 2007: 195–209; Зацепин 2010:
191–201]. <...> В отечественной гуманитарной практике выделяют следующие типы эссе: 1)
с точки зрения типа речи и функционирования —
академическое и неакадемическое; 2) с точки зрения
содержания — литературно-художественное, научно-художественное, журналистское / публицистическое [Дмитровский 2002], философское [Алендеев
2007: 17–20], философско-правовое [Синченко
2010], лингвистическое <...>
Филологический_класс_№2_(40)_2015.pdf
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС, № 2(40)/2015
ПРОЕКТЫ. ПРОГРАММЫ. ГИПОТЕЗЫ
Минеева И. Н. Академическое эссе: теория и практика жанра ................................... 7
Вознесенская И. М. Прагматика объяснения
(выразительные средства в научно-популярных текстах) ........................................... 15
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Фомичева Н. В. Интерактивный подход к развитию исследовательской
самостоятельности старшеклассников .......................................................................... 20
Кашина Н. В. Использование метода концептуального анализа текста при
подготовке к ЕГЭ по русскому языку ........................................................................... 24
ПСИХОЛИНГВИСТИКА В ОБРАЗОВАНИИ
Брюханова Е. Н., Малявина А. М. Психолингвистика подсказывает!
Изучение типов речи на уроках русского языка в 6 классе ........................................ 27
Пятова Е. А. Урок с использованием психолингвистических методик анализа
текста «Употребление сложноподчинённых предложений в тексте»
(9 класс) ............................................................................................................................ 30
ГОТОВИМСЯ К УРОКУ
Щербакова Н. Н. О роли лингвистической компетенции в формировании
орфографического навыка .............................................................................................. 35
ИДЕТ УРОК
Панченко Д. В. Процесс формирования у учащихся понятия «гротеск»
(на примере изучения рассказа А. Платонова «Усомнившийся Макар»
в XI классе) ....................................................................................................................... 37
Дедкова О. А. Человек на распутье, или таинственный перекресток.
Урок-факультатив ........................................................................................................... 43
Мошкина А. Е. Изучение сложноподчиненного предложения
с одним придаточным. Придаточное изъяснительное ................................................. 47
МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Сапир А. М. «Человек социальный» и «человек эстетический» (сопоставительный
анализ стихотворений Н. А. Некрасова «Железная дорога»
и А. А. Фета «На железной дороге») ............................................................................. 50
С РАБОЧЕГО СТОЛА УЧЕНОГО
Бекасова Е. Н. Слово, направляющее жизнь ................................................................ 57
Гончар И. А. Вербализация инфографики: специфика текстообразования
(на материале видеограмм «Россия в цифрах») ........................................................... 62
Реброва И. В. Речевое поведение российской интеллигенции и его отражение в
жанре рецензии сетевых литературных журналов русского зарубежья .................... 66
ТРАЕКТОРИИ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА
Несынова Ю. В. Мотив кукольности
в романе Д. Рубиной «Синдром Петрушки» ................................................................ 75
Стр.3
Хоруженко Т. И. Диалог с Западом: трансформация европейских персонажей в
русском фэнтези .............................................................................................................. 82
ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ
Гоголина Т. В. Новый взгляд на развитие вербальной креативности учащихся
(Гридина Т. А., Пипко Е. И. Ступеньки словесного творчества: тренинг
вербальной креативности. Программа внеурочной деятельности (для учащихся
основной общеобразовательной школы) / Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т,
2014. — 81с.) .................................................................................................................... 86
Стр.4
PHILOLOGICAL CLASS, № 2(40)/2015
PROJECTS. PROGRAMS. HYPOTHESIS
Mineeva I. N. Theory and practice of academic writing ................................................... 7
Voznesenskaya I. M. A. Pragmatics of explanation
(expressive means in popular science texts) ...................................................................... 15
EDUCATIONAL TECHNIQUES
Fomicheva N. V. Interactive approach to the senior students’ research independence
development ...................................................................................................................... 20
Kashina N. V. The use of the method of conceptual analysis of the text in preparation
for the exam in Russian language ...................................................................................... 24
PSYCHOLINGUISTICS IN EDUCATION
Bryukhanova E. N., Malyavina A. M. Psycholinguistics suggests! On the study of the
types of speech on the Russian language lessons in the 6th grade .................................... 27
Pyatova E. A. The lesson with the using of psycholinguistic methods of analysis of the
text (The topic of the lesson «the using of complex sentences in the text») ..................... 30
GETTING PREPARED FOR THE LESSON
Shcherbakova N. N. About role of linguistic jurisdiction
In forming of Orthographic skills ...................................................................................... 35
A LESSON IN PROGRESS
Panchenko D. V. The process of formation of students in the concept of «grotesque»
(On an example of studying the story A. Platonov «Usomnivshyisya Makar»
in class XI) ......................................................................................................................... 37
Dedkova O. A. Summary of optional lesson «Man at the Crossroads,
or mysterious crossroads» ................................................................................................. 43
Moshkina A. E. The study of complex sentence with a subordinate.
Subordinate to the object value ......................................................................................... 47
ANALYTICAL READING
Sapir A. M. «The Homo sociologicus» and «The Homo aestheticus» (the comparative
analysis of poems «The Railway» by N. А. Nekrasov
and «On the Railroad» by A. A. Fet) ................................................................................ 50
FROM THE DESKTOP OF SCIENTIST
Bekasova E. N. The word directing life ............................................................................. 57
Gonchar I. A. Infographics verbalization: special features of text formation
(based on «Russia in numbers» videograms) .................................................................... 62
Rebrova I. V. The Communicative Behaviour of the Russian Intelligentsia
and Its Reflection in Reviews, as a Genre,
Published in Online Literary Journals Abroad .................................................................. 66
THE TRAJECTORIES OF MODERN LITERARY PROCESS
Nesinova Y. V. Puppet motive
in the novel by D. Rubin «Punch’s Syndrome» ................................................................ 75
Стр.5
Horuzhenko T. I. The dialogue with the West: transformation of European characters
in Russian fantasy .............................................................................................................. 82
REVIEWS
Gogolina T. V. New view on the development of students’ verbal creativity
(Gridina T. A., Pipko E. I. Steps of word creativity: training of verbal creativity. The
program of extracurricular activities (for students in general education school) /
Ekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 2014. — 81p.) .................................... 86
Стр.6