Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Физиология растений (220,00 руб.)

0   0
Первый авторЦаревская Валентина Михайловна
АвторыНечаева Елена Хамидулловна
ИздательствоРИЦ СГСХА
Страниц68
ID231902
АннотацияВ методических указаниях приведены описания структуры и методики проведения лабораторных работ, даны задания для самостоятельной работы по основным изучаемым темам, представлен перечень вопросов для подготовки к экзамену, дана рекомендуемая литература.
Кому рекомендованоМетодические указания предназначены для студентов II курса агрономического факультета, обучающихся по направлению подготовки: 250100.62 «Лесное дело», профиль подготовки: «Лесное хозяйство».
УДК581.1(07)
ББК41.273
Царевская, В.М. Физиология растений : методические указания и рабочая тетрадь для выполнения лабораторных работ / Е.Х. Нечаева; В.М. Царевская .— Самара : РИЦ СГСХА, 2013 .— 68 с. — URL: https://rucont.ru/efd/231902 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Садоводство, ботаника и физиология растений» В. М. Царевская, Е. Х. Нечаева ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ Методические указания и рабочая тетрадь для выполнения лабораторных работ Студент_________________________ Курс__________ Группа__________ Кинель РИЦ СГСХА 2013 УДК 581.1. <...> Ф-50 Физиология растений : методические указания и рабочая тетрадь / В. М. Царевская, Е. Х. Нечаева. <...> Основными разделами этой дисциплины являются: физиология и биохимия растительной клетки, фотосинтез, дыхание, водный режим, минеральное питание, рост и развитие растений, физиология формирования урожая и его качество, устойчивость растений к неблагоприятным факторам среды. <...> В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - физиологию и биохимию растительной клетки как структурной и функциональной единицы растительного организма; - сущность физиологических процессов растений; - закономерности роста и развития растений и их зависимость от условий окружающей среды, особенности этих процессов у древесных растений; уметь: - определять интенсивность процессов жизнедеятельности у растений; - определять жизнеспособность растений и устойчивость к действию неблагоприятных факторов; - диагностировать недостаток или избыток элементов минерального питания по морфофизиологическим показателям; - давать физиологическое обоснование агротехническим мероприятиям и срокам их проведения; владеть: - навыками приготовления временных препаратов и постановки несложных опытов; - навыками обработки и анализа экспериментальных данных, систематизации результатов и разработки физиологических подходов для повышения эффективности лесоводства. <...> Общим, что объединяет жиры и липоиды, является их растворимость в органических растворителях <...>
Физиология_растений.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Физиология_растений.pdf
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Садоводство, ботаника и физиология растений» В. М. Царевская, Е. Х. Нечаева ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ Методические указания и рабочая тетрадь для выполнения лабораторных работ Студент_________________________ Курс__________ Группа__________ Кинель РИЦ СГСХА
Стр.1
2013 УДК 581.1.(07) ББК 41.273 Ф-50 Царевская, В.М. Ф-50 Физиология растений : методические указания и рабочая тетрадь / В. М. Царевская, Е. Х. Нечаева. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2013. – 64 с. В методических указаниях приведены описания структуры и методики проведения лабораторных работ, даны задания для самостоятельной работы по основным изучаемым темам, представлен перечень вопросов для подготовки к экзамену, дана рекомендуемая литература. Методические указания предназначены для студентов II курса агрономического факультета, обучающихся по направлению подготовки: 250100.62 «Лесное дело», профиль подготовки: «Лесное хозяйство». 2
Стр.2
© ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2013 © Царевская В. М., Нечаева Е. Х., 2013 ПРЕДИСЛОВИЕ Физиология растений – наука, изучающая процессы жизнедеятельности и их биохимические основы. Основными разделами этой дисциплины являются: физиология и биохимия растительной клетки, фотосинтез, дыхание, водный режим, минеральное питание, рост и развитие растений, физиология формирования урожая и его качество, устойчивость растений к неблагоприятным факторам среды. Методические указания и рабочая тетрадь для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Физиология растений» включает структуру и методики опытов, проводимых на аудиторных занятиях по 15 темам. По каждой теме дано краткое теоретическое введение, основные физиологические и биохимические понятия, вопросы для самоконтроля, указания по методике проведения лабораторных работ и рекомендации по оформлению полученных результатов. Это позволяет качественно освоить материал темы, самостоятельно проконтролировать полученные знания, приобрести навыки в выполнении опытов. Целью методических указаний является изучение 15 тем по физиологии растений и более эффективное и продуктивное использование учебного времени студентов. Задачи методических указаний: – дать основные понятия и термины по изучаемым темам; – стимулировать самостоятельное творческое мышление; – организовать самостоятельную работу студентов. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки: 250100.62 «Лесное дело», профиль подготовки: «Лесное хозяйство». В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - физиологию и биохимию растительной клетки как структурной и функциональной единицы растительного организма; - сущность физиологических процессов растений; - закономерности роста и развития растений и их зависимость от условий окружающей среды, особенности этих процессов у древесных растений; уметь: - определять интенсивность процессов жизнедеятельности у растений; - определять жизнеспособность растений и устойчивость к действию неблагоприятных факторов; - диагностировать недостаток или избыток элементов минерального питания по морфофизиологическим показателям; - давать физиологическое обоснование агротехническим мероприятиям и срокам их проведения; владеть: - навыками приготовления временных препаратов и постановки несложных опытов; - навыками обработки и анализа экспериментальных данных, систематизации результатов и разработки физиологических подходов для повышения эффективности лесоводства. 3
Стр.3
Тема 1. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ Цель занятия. Ознакомиться с локализацией основных органических веществ в клетке, применяя простейшие методы качественного анализа. Продолжительность – 4 ч. В состав клетки входят органические и минеральные вещества. Основными органическими веществами в составе растительной клетки являются белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты. Белковые вещества представляют собой высокомолекулярные органические соединения, построенные из аминокислот. Белки выполняют в клетке конституционные, каталитические, защитные, транспортные и запасные функции. Hаличие в молекуле белка различных свободных групп и радикалов – аминных (-NH2), карбоксильных (-СООH), гидроксильных (-ОH), сульфгидрильных (-SH), дисульфидных (-S-S-) и др. обуславливает огромное разнообразие реакционных возможностей, как отдельных структурных элементов белка, так и всей белковой молекулы. Это используется для выявления и количественного определения белков. Белки в различных количествах находятся во всех органах растений. В вегетативных органах количество белков обычно достигает 5-15% от веса сухой массы, в семенах злаков 1020%, в семенах бобовых и масличных культур – 25-35%. Hуклеиновые кислоты представляют собой органические кислоты с огромным молекулярным весом. Они играют важную роль в передаче наследственных свойств живых организмов и в процессе синтеза белка. Различают два вида нуклеиновых кислот: дезоксирибонуклеиновую кислоту – ДHК, которая в основном локализована в клеточном ядре и рибонуклеиновую кислоту – РHК, которая находится и в ядре, и в цитоплазме клетки. Жиры и жироподобные вещества. Жиры (триглицериды) – тройные эфиры глицерина и трех молекул жирных кислот. Жиры чаще выполняют функции запасных веществ, конституционную и транспортную. Жироподобные вещества (липоиды) отличаются от жиров тем, что один из гидроксилов глицерина замещен не жирной кислотой, а каким-либо другим гидрофильным веществом, например, остатком фосфорной кислоты (фосфолипиды), к которому в свою очередь может присоединиться какое-либо органическое основание (например, холин). Hекоторые из липоидов вместо глицерина включают в молекулу другой многоатомный спирт (например, инозит). Липоиды чаще выполняют функции конституционных (липопротеидная мембрана), реже запасных (фосфолипиды) или защитных (воска) веществ. Общим, что объединяет жиры и липоиды, является их растворимость в органических растворителях: эфире, хлороформе, сероуглероде, бензине и не растворимость в воде. Материалы и оборудование. 1. Микроскопы. 2. Предметные и покровные стекла. 3.Лезвия. 4. Колбы с обратным холодильником. 5. Водяная баня. 6. Чашки Петри. 7. Пинцеты. 8. Спиртовки. 9. Hитки. 10. Свежие листья древесных растений. 11. Замоченные семена кукурузы. 12. Раствор медного купороса, 7%. 13. Раствор щелочи 10%. 14. Водный раствор нингидрина 0,5%. 15. Спирт этиловый, 96%. 16. Реактив HАДИ. 17. Раствор Судан III. 18.Глицерин. 4
Стр.4
Работы выполняются в порядке их расположения, используя свободное время для подготовки следующей работы. Работа 1.1. ОБHАРУЖЕHИЕ БЕЛКА В ЛИСТЬЯХ (ПО ЧАЙЛАХЯHУ) Метод основан на проведении биуретовой реакции. Эта реакция характерна для веществ, содержащих пептидную связь (-СО-NH-). При обработке щелочного раствора белка раствором медного купороса появляется фиолетовое или красно-фиолетовое окрашивание. Методика выполнения. К черешку листа привязать нитку. Листья погрузить на 12 мин в кипящую воду, затем перенести в колбу с 96% спиртом. Колбу с обратным холодильником погрузить в горячую водяную баню для экстрагирования хлорофилла. Через 0,5-1 ч наступает полное обесцвечивание листа. Обесцвеченные листья смочить дистиллированной водой и расправить в чашке Петри. Провести биуретовую реакцию, для чего листья на 1 ч залить 7% раствором медного купороса, промыть дистиллированной водой и залить 10% щелочью. Листья приобретают фиолетовую окраску, усиливающуюся в течение часа, что указывает на присутствие белков. По интенсивности полученной окраски можно определить относительное содержание белков в разных частях листа и листьях различных культур, оценивая его по 5-бальной системе. Оформление результатов опыта 1) Зарисовать исследуемые листья. Рис. 1.1. Лист_____________________ 2) Заполнить таблицу 1. Таблица 1 Культура Окраска листьев после обработки по Чайлахяну Окраска Оценка количества белка в баллах Рис. 1.2. Лист________________________ 3) Сделать выводы. В каких частях листа, и у каких растений содержание белка выше? ______________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Работа 1.2. ОБНАРУЖЕНИЕ БЕЛКА НА СРЕЗАХ ТКАНИ 5
Стр.5
Метод основан на получении характерных цветных реакций на тонких срезах тканей, путем просмотра полученных препаратов под микроскопом. а) Биуретовая реакция. Тонкий срез семени кормовых бобов поместить на предметное стекло в каплю 7% раствора медного купороса на 20-30 мин. Тщательно убрать этот раствор с помощью фильтровальной бумаги и промыть срез водой. Обработать 10% раствором щелочи до появления фиолетовой окраски. Препарат покрыть покровным стеклом и рассматривать под микроскопом. б) Hингидриновая реакция служит для обнаружения как свободных, так и связанных аминокислот. Основана на образовании окрашенного соединения в результате сдваивания молекул нингидрина и присоединения к ней азота аминокислоты. Методика выполнения. Кусочек эпидермиса с мясистой чешуи лука поместить в 0,5% раствор нингидрина на предметное стекло. Подогреть препарат на спиртовке до появления синей окраски. Покрыть препарат покровным стеклом и рассмотреть под микроскопом. Оформление результатов опыта 1) Зарисовать препараты Hаименование ткани___________________ Рис. 1.3. Окраска нингидрином Рис. 1.4. Биуретовая реакция 2) Можно ли выделить в клетке места преимущественной локализации белков? Почему?_____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Работа 1.3. ОБHАРУЖЕHИЕ И ЛОКАЛИЗАЦИЯ HУКЛЕИHОВЫХ КИСЛОТ В КЛЕТКЕ В цитохимии нуклеиновых кислот широко используют смесь двух красителей – пиронина и метилового зеленого. Пиронин адсорбируется с РHК, метиловый зеленый избирательно связывается с ДHК. Это дает возможность одновременно выявить локализацию в клетке РHК и ДHК. Методика выполнения. С вогнутой стороны мясистой чешуи лука снять кусочек эпидермиса и поместить его в каплю красителя на предметное стекло на 5-20 мин. Оттянуть краску фильтровальной бумагой, добавляя с противоположной стороны воду. Препарат покрыть покровным стеклом и рассматривать под микроскопом сначала при малом, а затем при среднем увеличении. Под действием красителя РHК окрашивается в малиновый цвет, ДHК – в синий. Hа хорошо приготовленных препаратах в ядре можно рассмотреть ядрышко, имеющее иную, чем ядро, окраску. Оформление результатов опыта 6
Стр.6