Е.М. ПРИЕЗЖЕВА
АНИМАЦИОННЫЙ
МЕНЕДЖМЕНТ
В ТУРИЗМЕ
Рекомендовано
научно-методическим советом РМАТ
в качестве учебного пособия
2-е издание,
переработанное и пересмотренное
Москва
«Советский спорт»
2014
УДК 793.7
ББК 77.056
П75
Серия основана в 2004 году
доктором педагогических наук, профессором И. В. Зориным
Рецензенты: <...> Анимационный менеджмент в туризме [Текст] : учебное пособие : 2-е изд., перераб. и переем. <...> .
ISBN 978-5-9718-0749-0
Раскрыты основные понятия анимации в туризме и направления
анимационно-театрализованной деятельности. <...> Вот почему
возрастает актуальность анимационной деятельности человека, <...> Индивидуальный
и коллективный характер общения в процессе деятельности,
предопределяющий сочетание высокого духовно-интеллектуального напряжения и эмоционального тонуса с необходимостью глубоких личностных контактов специалиста-аниматора
и туриста, формирует обобщенное представление об уникальности деятельности специалиста-аниматора в сфере досуга. <...> Использование интерактивных игровых методов является
важнейшей составляющей туристской анимации. <...> Поэтому отдельные параграфы
в пособии посвящены характеристике основных функций игры,
художественным принципам моделирования зрелищно-игровых
и конкурсных программ, сценарно-режиссерским основам технологии игровой деятельности. <...> Для специалистов анимационной деятельности в туризме
очень важны организаторские, творческие, гражданские, моральные и нравственные качества. <...> Профессиональное мастерство специалиста-аниматора определяется высоким уровнем мастерства художественного и эмоционального воздействия на
личность, коллектив, большие и малые группы людей в условиях досуга. <...> Профессиональное мастерство специалиста-аниматора представляет собой совокупность теоретических знаний и практического опыта, полученного в процессе
профессиональной деятельности. <...> ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ АНИМАЦИИ
В ТУРИСТСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
Одной из важных услуг, предоставляемых <...>
Анимационный_менеджмент_в_туризме._Учебное_пособие..pdf
РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ
АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА
Профессиональное туристское образование
Е.М. ПРИЕЗЖЕВА
АНИМАЦИОННЫЙ
МЕНЕДЖМЕНТ
В ТУРИЗМЕ
Рекомендовано
научно-методическим советом РМАТ
в качестве учебного пособия
2-е издание,
переработанное и пересмотренное
Москва
«Советский спорт»
2014
Стр.1
УДК 793.7
ББК 77.056
П75
Серия основана в 2004 году
доктором педагогических наук, профессором И. В. Зориным
Рецензенты:
Т. И. Гальперина, кандидат педагогических наук, доцент,
гл. режиссер народного театра «Апрель»
ДК «Родина» (г.о. Химки);
Л. В. Курило, кандидат педагогических наук, доцент,
зам. декана факультета менеджмента туризма РМАТ
Приезжева Е. М.
П75
Анимационный менеджмент в туризме [Текст] : учеб ное пособие
: 2-е изд., перераб. и переем. / Е. М. Приезже ва ; Российская
международная академия туризма. М. : Советский спорт, 2014. –
239, [1] с. – (Профессиональное туристское образование).
ISBN 978-5-9718-0749-0
Раскрыты основные понятия анимации в туризме и направ ления
анимационно-театрализованной деятельности. Даны ме тодики разработки
анимационных программ, подготовки и ор ганизации массовых
праздников. Рассмотрены основные поня тия и направления игровой
деятельности в туризме. Приведены игры, которые могут быть использованы
при разработке анима ционных туристских программ.
Для студентов туристских вузов, обучающихся по профилю «Анимационный
менеджмент в туризме», а также слушателей образовательной
системы туристской направленности.
УДК 793.7
ББК 77.056
© Приезжева Е. М., 2014
© Российская международная академия
туризма, 2014
ISBN 978-5-9718-0749-0
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .....................................................................................
Часть 1. АНИМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ТУРИСТСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
1. Понятие и значение анимации в туристском
обслуживании ........................................................................
2. Драматургическое построение содержания
анимационных программ ...................................................
3. Сценарий как основной вид драматургии .......................
3.1. Виды сценариев и средства сценарной работы ...........
3.2. Принципы и приемы построения сценария
анимационного мероприятия ........................................
3.3. Монологические и диалогические сценарные
формы ..............................................................................
4. Принципы и методы организации анимационной
деятельности ..........................................................................
5. Методика разработки и организации анимационных
программ ................................................................................
5.1. Алгоритм создания проектов анимационных
программ .........................................................................
5.2. Массовые праздники ......................................................
5.3. Концерты и вечера отдыха ............................................
5.4. Анимационное мероприятие «Вечер знакомства
туристов» .........................................................................
5.5. Танцевально-развлекательные и конкурсно-игровые
программы .......................................................................
6. Основные направления деятельности
и профессиональные качества
специалистов-аниматоров ..................................................
7
12
17
17
22
29
33
36
36
40
45
52
56
61
3
Стр.237
238
Содержание
Часть 2. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ
В ТУРИСТСКОЙ АНИМАЦИИ
1. Игра, ее сущность и основные функции ..........................
1.1. Определение и структура игры .....................................
1.2. Основные функции игры ...............................................
1.3. Игра как фактор развития и воспитания творческой
личности ..........................................................................
1.4. Игра как психологическое явление ..............................
2. Использование интерактивных игротехник
в анимационных программах ............................................
2.1. Классификация игротехник ...........................................
2.2. Психолого-педагогические возможности игры.
Виды психологических игр ...........................................
2.3. Народные игры. Их использование в проведении
праздников ......................................................................
71
71
74
75
81
84
84
2.4. Игры на развитие логического мышления ................... 103
2.5. Командные игры, направленные на развитие
креативности и нестандартного мышления ................. 106
2.6. Ролевые игры. Классификация, разработка
и проведение ................................................................... 114
3. Работа аниматоров с детьми и подростками ................... 126
3.1. Формирование у детей творческих способностей
при проведении игр ........................................................ 126
90
97
3.2. Методика проведения игр с детьми и подростками .... 133
3.3. Методика коллективной творческой деятельности .... 136
4. Организация зрелищно-игровых и конкурсных
программ для туристов ....................................................... 138
4.1. Цели и задачи туристских игровых программ ............. 138
4.2. Планирование вечера отдыха ........................................ 144
4.3. Сценарно-режиссерские основы игровой
деятельности ................................................................... 147
4.4. Советы и рекомендации аниматору .............................. 149
5. Учебная деловая игра как способ формирования
профессиональных качеств аниматора ........................... 156
5.1. Деловая игра, ее психолого-педагогические
принципы ........................................................................ 156
5.2. Разновидности деловых игр и методы
их использования ............................................................ 159
Стр.238
Содержание
239
5.3. Методические рекомендации по организации
и проведению деловых игр ............................................ 163
5.4. Проведение деловой игры «Анимация в туристском
обслуживании» ............................................................... 167
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Словарь основных понятий и терминов,
используемых в анимационной и игровой деятельности ....... 171
Приложение 2. Рекомендации для аниматоров
по подготовке и проведению анимационных мероприятий ... 184
Приложение 3. Правила проведения различных игр,
конкурсов и викторин ................................................................ 190
Конкурсные задания .............................................................. 190
Веселые игры, забавы-шутки и розыгрыши ....................... 198
Веселые старты, комбинированные эстафеты .................... 199
Шуточная олимпиада ............................................................ 201
Шуточные задания и вопросы .............................................. 203
Русские народные игры ........................................................ 205
Развивающие игры ................................................................ 208
Обучающие игры ................................................................... 211
Подвижные игры ................................................................... 212
Игры для саморегуляции состояния .................................... 213
Музыкальные конкурсы ........................................................ 214
Игры на ловкость ................................................................... 216
Спортивные игры .................................................................. 220
Игры-знакомства ................................................................... 221
КВН «Фильм, фильм, фильм…» .......................................... 223
Приложение 4. Вопросы для эрудитов ..................................... 227
Приложение 5. События, создающие хорошее настроение ... 232
Литература ................................................................................. 234
Стр.239
Учебное издание
ПРИЕЗЖЕВА Елизавета Михайловна
АНИМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
В ТУРИЗМЕ
Учебное пособие
2-е издание,
переработанное и пересмотренное
Подготовлено к изданию
редакционно-издательским центром РМАТ
Директор центра Е.Л. Семина
Корректор Н.А. Гатилова
Компьютерная верстка Д.В. Рябов
Подписано в печать 04.06.14. Формат 60901
Печать цифровая. Бумага офсетная.
Усл. печ. л. 15,0. Уч.-изд. л. 14,0. Тираж 500 экз.
Изд. № 1862. Заказ № А-0000.
/16
ОАО «Издательство “Советский спорт”».
105064, г. Москва, ул. Казакова, 18.
Тел./факс: (499) 267-94-35, 267-95-90.
Сайт: www.sovsportizdat.ru
E-mail: book@sovsportizdat.ru
Отпечатано с электронной версии заказчика
в типографии ООО «Красногорский полиграфический комбинат».
107140, г. Москва, пер. 1-й Красносельский, д. 3, оф. 17
.
Стр.240