Д.З. Ахметова
Дистанционное обучение:
от идеи до реализации
Казань
Познание
2009
УДК 378.14
ББК 74.58
А95
Издается по решению редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор Л.И. Гурье;
доктор педагогических наук, профессор В.Ф. Габдулхаков
Ахметова, Д. <...> ISBN 978-5-8399-0307-4
В монографии системно и всесторонне рассматриваются такие категории,
как «дистанционное обучение», «дистанционное образование», «дистанцион
ные образовательные технологии»; характеризуются модели дистанционного обучения: кейсовая модель, комбинированная (смешанная) модель, реа
лизуемая с использованием мультимедийных технологий, полнообъемное
дистанционное обучение, включая e-�����������������������������������
learning���������������������������
, синхронные и асинхронные
формы открытого дистанционного образования. <...> Книга адресована руководителям образовательных учреждений, организаторам дистанционного обучения, преподавателям (тьюторам), работающим
в этой системе. <...> Дистанционное обучение и дистанционные образовательные
технологии (ДОТ): основные подходы к их реализации�����������������������14 <...> Официальными органами
управления в современной образовательной ситуации дистанционное обучение преподносится как дистанционные образовательные
технологии, что закрепляет терминологическую путаницу в этой области на законодательном уровне. <...> Хочу выразить благодарность коллегам – сотрудникам Института
дистанционного обучения, оказавшим содействие в подготовке монографии: Н.А. Параниной, Н.Ш. Замалетдиновой, Х.Ш. Гайнутдинову, <...> Только
за последний учебный год повысили свою квалификацию по инфокоммуникационным технологиям более 7000 педагогов Республики
Татарстан и более 3000 руководителей системы образования. <...> Информатизация образования рассматривается в настоящее время как новая, инновационная <...>
Дистанционное_обучение_от_идеи_до_реализации_монография.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Д.З. АхметовА
ДИстАнцИонное обученИе:
от ИДеИ До реАлИЗАцИИ
Казань
Познание
2009
Стр.1
УДК 378.14
ББК 74.58
А95
Издается по решению редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор Л.И. Гурье;
доктор педагогических наук, профессор В.Ф. Габдулхаков
Ахметова, Д.З.
А95 Дистанционное обучение: от идеи до реализации / Д.З. Ахметова. –
Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права,
2009. – 176 с.
ISBN 978-5-8399-0307-4
в монографии системно и всесторонне рассматриваются такие категории,
как «дистанционное обучение», «дистанционное образование», «дистанционные
образовательные технологии»; характеризуются модели дистанционного
обучения: кейсовая модель, комбинированная (смешанная) модель, реализуемая
с использованием мультимедийных технологий, полнообъемное
дистанционное обучение, включая e-� ������,
�e������, синхронные и асинхронные
формы открытого дистанционного образования.
Книга адресована руководителям образовательных учреждений, организаторам
дистанционного обучения, преподавателям (тьюторам), работающим
в этой системе. может быть полезна специалистам и менеджерам органов
управления образованием, так как содержит теоретические и практические
материалы, которые способны стать руководством для создания уникальной
системы дистанционного обучения в образовательном учреждении любого
уровня. Книга оснащена электронным приложением.
Автор с благодарностью примет любые конструктивные предложения по
улучшению содержания и оформления следующего издания книги.
УДК 378.14
ББК 74.58
ISBN 978-5-8399-0307-4
© Институт экономики, управления
и права (г. Казань), 2009
© Ахметова Д.З., 2009
Стр.2
Оглавление
ВВеДение ...................................................................................................4
ГлАВА 1. ДистАнционное оБУчение
КАК пеДАГоГичесКАя системА .......................................................6
1.1. Информационные технологии в образовании и в научных
исследованиях: проблемы и перспективы ..............................................6
1.2. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные
технологии (Дот): основные подходы к их реализации .......................14
1.3. общие и специфические дидактические принципы
дистанционного обучения ......................................................................45
1.4. воспитательный потенциал дистанционного обучения .................52
ГлАВА 2. моДели ДистАнционноГо оБУчения ........................56
2.1. Корреспондентское обучение. Комбинированная
(очно-дистанционная) форма обучения с применением
дистанционных образовательных технологий ......................................56
2.2. Полнообъемное дистанционное обучение,
открытое дистанционное образование и e-�eа�����
(электронное обучение) .........................................................................59
ГлАВА 3. РАЗВитие системы ДистАнционноГо
оБУчения ................................................................................................64
3.1. образовательная среда дистанционного обучения .........................64
3.2. обеспечение качества дистанционного обучения ..........................69
3.3. опыт организации дистанционного обучения
в инновационном частном вузе ..............................................................76
Вместо ЗАКлючения. оБоБщенный АлГоРитм
соЗДАния системы ДистАнционноГо оБУчения
В оБРАЗоВАтельном УчРежДении .................................................90
БиБлиоГРАфичесКий списоК ........................................................94
пРиложения .........................................................................................97
3
Стр.3
Введение
в последние годы в россии идет борьба двух направлений в образовательной
политике: демократического и антидемократического.
сторонники последнего направления утверждают, что качественное
образование должно быть доступно только людям с высокими доходами,
с высоким интеллектом – элитарным слоям населения. немало
высказываний о том, что, дескать, не нужно столько людей с высшим
образованием.
образование – через всю жизнь! Этот лозунг является основополагающим
в социальной приемлемости любого гражданина, ибо
долговечность профессиональной пригодности и социальной активности
требует наличия у современного человека целого пласта разнообразных
знаний и профессиональных компетенций. наступила
эпоха «экономики знаний», когда возрастает значимость новых знаний,
содержащих инновационные идеи, таких знаний, которые определяют
ценность человеческого капитала.
в современных условиях творческий потенциал и человеческие
качества членов общества становятся главным ресурсом эффективного
развития, успеха в конкуренции на мировых рынках, безопасности
страны и высокого качества жизни граждан.
сторонники демократического направления в образовательной
политике твердо убеждены в том, что путь к образованию следует
открыть всем, кто хочет и способен его получить, независимо от доходов,
места жительства, национальности, социального происхождения.
образование, реально доступное для всех, – это не только
важнейшее гуманистическое требование и абсолютно необходимый
элемент социального государства, но и условие движения нашей
страны к обществу знаний.
все сказанное подтверждает востребованность дистанционного
обучения, которое позволяет учиться всю жизнь, наряду с основными,
традиционными для российской системы формами обучения –
очной и заочной.
возможность получения высшего образования не выходя из дома
была фантастической, немыслимой идеей в ���
��� веке. с развитием
информационных технологий в мире границы возможностей человека
расширились. любой человек, ощущающий востребованность
новых знаний, т.е. знаниевый «голод», может пополнить свой интел4
Стр.4