Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Cёрен Кьеркегор и современные философские представления о реальности // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского Выпуск № 23 / 2011

0   0
АвторыТетенков Николай Борисович
Издательство[Б.и.]
Страниц9
ID270219
АннотацияВ статье рассматривается, какое влияние на формирование новых концепций в квантовой механике оказали философские идеи С. Кьеркегора. В «копенгагенской интерпретации» квантовой механики Н. Бор, опираясь на С. Кьеркегора, формулирует принцип дополнительности, также он использует кьеркегоровское понимание субъект-объектного отношения.
Cёрен Кьеркегор и современные философские представления о реальности // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского Выпуск № 23 / 2011 / Н.Б. Тетенков .— : [Б.и.], 2011 .— 9 с. — URL: https://rucont.ru/efd/270219 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Cёрен Кьеркегор и современные философские представления о реальности © Известия Пензенского государственного педагогического университета им. <...> В.Г. Белинского Выпуск № 23 / 2011 На формирование новых концепций в квантовой механике повлияли работы Шарля Ревунье, Эмиля Бутру, Сѐрена Кьеркегора и Харальда Хѐффдинга, на основе которых был сделан вывод, что самой физической реальности присуща контингентность. <...> Понятие контингентности тесно связано с критикой лапласовского детерминизма. <...> Ренувье одним из первых усомнился в строгой законности принципа причинности, так как установление причинной связи между двумя отдельными событиями, разнесѐнными в пространстве и времени, покоится на возможности представить их связанными непрерывной цепочкой промежуточных событий. <...> Ренувье направил свою полемику против понятия причинности как идеалистической категории в кантианском смысле, т.е. принципа, без которого познание постижимого мира было бы невозможным, а также и против причинности как реалистического принципа порядка во Вселенной. <...> Ренувье, ошибался в том, что объект может быть отделѐн от своего «изображения». <...> Чтобы избежать этих ошибок, познание должно быть ограничено с двух сторон и должно приниматься за нечто независимое и само по себе составляющее первичную реальность. <...> 1 Таким образом, философское прощание с 19 веком состояло в плюрализации понятия реальности, так как контингентности придавалось не только научное, но и философское значение. <...> Ранняя история понятия «плюрализм» связано с именами Г.В. Лейбница и Х. <...> У Вольфа этим термином обозначались те философы, которые признавали существование более чем одной сущности. <...> эта концепция приобретает характер «логического плюрализма», то есть сравнение различных истинных суждений, однако в «антропологии в прагматическом аспекте» обнаруживается философско-прагматическое еѐ измерение. <...> , эгоизму можно противопоставлять только плюрализм, то есть <...>
Cёрен_Кьеркегор_и_современные_философские_представления_о_реальности__Известия_Пензенского_государственного_педагогического_университета_им._В.Г._Белинского_Выпуск_№_23__2011.pdf
Cёрен Кьеркегор и современные философские представления о реальности © Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского Выпуск № 23 / 2011 На формирование новых концепций в квантовой механике повлияли работы Шарля Ревунье, Эмиля Бутру, Сѐрена Кьеркегора и Харальда Хѐффдинга, на основе которых был сделан вывод, что самой физической реальности присуща контингентность. Само понятие контингентности было введено Х. Вольфом в его «Онтологии», по Х. Вольфу, событие является контингентным, если противоположное ему не содержит противоречия. Понятие контингентности тесно связано с критикой лапласовского детерминизма. Ш.. Ренувье одним из первых усомнился в строгой законности принципа причинности, так как установление причинной связи между двумя отдельными событиями, разнесѐнными в пространстве и времени, покоится на возможности представить их связанными непрерывной цепочкой промежуточных событий. Ш. Ренувье направил свою полемику против понятия причинности как идеалистической категории в кантианском смысле, т.е. принципа, без которого познание постижимого мира было бы невозможным, а также и против причинности как реалистического принципа порядка во Вселенной. Материализм, по Ш. Ренувье, ошибался в том, что объект может быть отделѐн от своего «изображения». Идеализм же предполагает «изображение» даже там, где изображать нечего. Чтобы избежать этих ошибок, познание должно быть ограничено с двух сторон и должно приниматься за нечто независимое и само по себе составляющее первичную реальность. 1 Таким образом, философское прощание с 19 веком состояло в плюрализации понятия реальности, так как контингентности придавалось не только научное, но и философское значение. Ранняя история понятия «плюрализм» связано с именами Г.В. Лейбница и Х. Вольфа. У Вольфа этим термином обозначались те философы, которые признавали существование более чем одной сущности. В творчестве И. Канта эта концепция приобретает характер «логического плюрализма», то есть сравнение различных истинных суждений, однако в «антропологии в прагматическом аспекте» обнаруживается философско-прагматическое еѐ измерение. По мнению И. Канта, эгоизму можно противопоставлять только плюрализм, то есть образ мыслей, при котором человек рассматривает и ведѐт себя не как 1 Джеммер М. Эволюция понятий квантовой механики. – М., 1985. – стр. 168 – 169.
Стр.1