Оригинал здесь: -- http://rulex.ru/01240093.htm
Чулков, Михаил Дмитриевич (1740-1793) -- замечательный литератор. О жизни его
сохранились чрезвычайно скудные сведения. В предисловии ко 2-му изданию его "Записок
экономических" сказано, что Ч. "в младолетстве обучался в московском университете и, изучив одно
токмо начальное основание словесных наук, взят был из оного с прочими по именному указу и
определен на службу". К этим данным можно прибавить только то, что в 1790 г. Ч. был надворным
советником и секретарем сената. С ранней молодости он отличался необыкновенной любовью к
литературе и "писал почти беспрестанно сочинения всякого рода". Ч. был одним из самых плодовитых и
разносторонних писателей XVIII в., и небесталанным. Митрополит Евгений свидетельствует, что Ч.
"около 20 лет возраста своего (следовательно, в 1760 г.) отличал уже себя многими изрядными
стихотворениями и романами". Первые опыты Ч. остаются для нас неизвестными; знаем только, что в
1767 г. он издал "Краткий мифологический лексикон", да, по Сопикову, в 1766-68 гг. выпустил в 4 частях
"Пересмешник, или Славянские сказки" (Евгений указывает только одно второе издание, 1783-89 гг.). В
первом периоде своей деятельности Ч. чувствовал склонность к беллетристике и сатире. В эпоху
сатирических журналов Ч. издавал два небольших сатирических журнала: "И то, и Cё" (1769 г.) и
"Парнасский Щепетильник" (1770 г.), в которых немало следов полемической борьбы с литературными
противниками: особенным его нападкам подверглись романист Ф. А. Эмин и В. И. Майков. Их осмеял он
и в сатирической поэме "Плачевное падение стихотворцев" (впоследствии эта поэма вышла отдельной
книгой, в СПб., без обозначения года, вместе со стихами на качели, на семик и на масленицу). В период
увлечения сатирой Ч. издал первую (больше не было) часть необыкновенно популярного у наших
предков романа "Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины" (ч. I, СПб., 1770). По своей
внешней фабуле он является сколком с французских романов приключений; типы, выводимые в романе
(ухаживатель Ахаль, Светон, секретарь), часто встречаются в сатирических журналах. Надо
предположить, что обстановка жизни Ч. содействовала возникновению в нем склонности изучать песни,
сказки, обряды и суеверия народные. В его журналах заслуживают внимания и стиль, по изобилию
пословиц и поговорок приближающийся к народному, и нередкие этнографические заметки, и народные
песни. После издания журналов Ч. обращается к большим сводным трудам этнографического характера.
Первым таким трудом было "Собрание разных песен". Мы знаем, что первые две части этого собрания
были напечатаны по распоряжению императрицы Екатерины II и были готовы в 1776 г. (приводимое
всюду указание на то, что собрание песен Ч. в 4-х частях было напечатано в 1770-75 гг., неверно, ибо 19
июля 1776 г. Ч. ходатайствовал о разрешении императрицы печатать и остальные части сборника; см.
"Архив дирекции Императорских театров", отд. II, стр. 101, СПб., 1892). Первое издание песен,
сделанное Ч. при сотрудничестве Михаила Попова, в настоящее время не находимо и мы знаем о нем
только по последующим. Второе издание было сделано Н. И. Новиковым в 1780-81 гг.; оно было
дополнено двумя частями и в литературе известно как "Новиковский песенник" ("Новое и полное
собрание российских песен, содержащее в себе песни любовные, пастушеские, шутливые,
простонародные, хоральные, свадебные, святочные, с присовокуплением песен из разных российских
опер и комедий"; впоследствии издание повторялось). Ч. заносил в свое собрание не только народные
песни, которые, можно догадываться, он не записывал со слов, а списывал с тетрадей грамотеев, но и
модные романсы современных ему авторов и арии из комических опер. Значение сборника Ч. велико: до
него не появлялось такого богатства народных песен, и он первый стал печатать песни без изменений и
поправок стиля. В истории изучения русской народности Ч. принадлежит почетное место. Собирание
песен современникам его казалось по меньшей мере делом совершенно излишним, если не вредным:
даже митрополит Платон отозвался о песнях, переизданных Н. И. Новиковым, как "о сумнительных". В
1780 г. Ч. приступил к новому этнографическому собранию, значительно низшему по своей научной
ценности. В 1780-83 гг. в университетской типографии у Новикова были отпечатаны в 10 частях
"Русские сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и
прочие оставшиеся через пересказывание в памяти приключения". Ч. отличался большой любовью к
памятникам народного творчества, но не обладал этнографическим пониманием, которое, впрочем, в то
время еще и не привилось; он считал вполне возможным обращаться с былинами и народными
рассказами по своему усмотрению. Ни одна из тех повестей, "которые рассказываются в харчевне", не
занесена им в подлинном виде: он изменял, переделывал, дополнял их по рыцарским романам, по
изданиям "Bibliotheque bleue". В 1782 г. вышел его "Словарь русских суеверий", который был переиздан
в 1786 г; под заглавием: "Абевега русских суеверий, идолопоклонничества, жертвоприношений,
свадебных, простонародных обрядов, колдовства, шаманства и проч.". Для своего времени это был
замечательный этнографический труд, которым в наше время находил возможным пользоваться А. Н.
Афанасьев, в своих "Поэтических воззрениях славян на, природу". От занятий этнографией Ч. перешел к
Стр.1