воспитание № 7, 2016 В.П. Созонов, И.В. Макарова Организация самовоспитания в школе: как помочь ребенку найти в себе точки опоры 1 ¹ 7, 2016 г. БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА ДИРЕКТОР ШКОЛЫ воспитание ¹ 7, 2016 В.П. Созонов, И.В. Макарова Организация самовоспитания в школе: как помочь ребенку найти в себе точки опоры Ответственный редактор — кандидат педагогических наук М.А. Ушакова Москва • «СЕНТЯБРЬ» • УДК 373.1.037.5 ББК 74.200.512 С58 Библиотека журнала «Директор школы» основана в 1995 году. <...> С58 В.П. Созонов, И.В. Макарова Организация самовоспитания в школе: как помочь ребенку найти в себе точки опоры. <...> На основе анализа педагогических условий, механизмов и процессов саморазвития личности автор книги предлагает многочисленные методические материалы и интерактивные техники (сказки, игры, стихи) в помощь организаторам воспитательной и внеурочной деятельности в школе. <...> 16 Гуманистическая педагогика и профессиональнопедагогическое мировоззрение, или Немного о педагогической антропологии и аксиологии . <...> 16 Три источника и три составные части воспитания целостного человека, или Какие подсказки дает нам история педагогики . <...> 30 На какие идеи опираются современные концепции воспитания и развития личности . <...> 84 Эффективные технологии и техники в формировании целостного человека . <...> 88 Ученическое самоуправление как результат воспитательной деятельности в школе . <...> 119 ¹ 7, 2016 г. 4 ¹ 7, 2016 г. Методические материалы в помощь организатору воспитательной и внеурочной деятельности . <...> 185 5 ¹ 7, 2016 г. Введение «Точка опоры — это, прежде всего, обретение достоинства, высокого представления о человеке и его предназначении на земле; это утверждение достойного образа жизни, краеугольные камни которого — честь, совесть, правда. <...> Чувство достоинства не возникает на пустом месте и в один момент, а взращивается в ежедневной упорной работе в каждую минуту и на каждом сантиметре школьной жизни, в повседневном сотрудничестве учителя и учеников». <...> В последние годы был <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№7_2016.pdf
1
¹ 7, 2016 ã.
БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
воспитание ¹ 7, 2016
В.П. Созонов, И.В. Макарова
Организация самовоспитания
в школе: как помочь ребенку
найти в себе точки опоры
Ответственный редактор —
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «ÑÅÍÒßÁÐÜ» •
Стр.2
УДК 373.1.037.5
ББК 74.200.512
Ñ58
Библиотека журнала «Директор
øêîëû» основана в 1995 ãîäó.
Выходит 8 раз в год.
Ñ58
В.П. Созонов, И.В. Макарова
Организация самовоспитания в школе:
как помочь ребенку найти в себе точки опоры.
Ì.: Ñåíòÿáðü, 2016. — 192 ñ.
ISBN 978-5-88753-172-4
Научно-методическое пособие адресовано всем, кто
занимается в школе воспитательной работой, и предлагает
конкретные способы работы и педагогический
инструментарий для решения одного из самых трудных
вопросов педагогики: как перевести процесс внешнего
социально-педагогического воздействия на ребенка
во внутреннюю работу воспитанника по строительству
самого себя. На основе анализа педагогических условий,
механизмов и процессов саморазвития личности
автор книги предлагает многочисленные методические
материалы и интерактивные техники (сказки, игры, стихи)
в помощь организаторам воспитательной и внеурочной
деятельности в школе.
УДК 373.1.037.5
В.П. Созонов, И.В. Макарова
© Издательская фирма «Ñåíòÿáðü», 2016
Ìîñêâà, 2016
Стр.3
3
Содержание
Введение .................................................................... 5
Человек как предмет воспитания и самовоспитания .........16
Гуманистическая педагогика и профессиональнопедагогическое
мировоззрение, или Немного
о педагогической антропологии и аксиологии ........................16
Три источника и три составные части воспитания целостного
человека, или Какие подсказки дает нам история
педагогики ...........................................................................30
На какие идеи опираются современные концепции
воспитания и развития личности ............................................38
Что такое самоактуализация ...................................................42
Взаимосвязь самоактуализации и самовоспитания ...............54
Педагогические условия, механизмы и психические
процессы саморазвития личности ................................ 62
Роль педагога в организации процесса самопознания,
самоопределения и самоуправления школьников ..................62
Педагогические техники, способствующие активации
процесса саморазвития и самовоспитания ............................84
Эффективные технологии и техники в формировании
целостного человека ..............................................................88
Ученическое самоуправление как результат
воспитательной деятельности в школе ...................................97
Для чего дисциплина свободному ÷åëîâåêó? ........................109
Риски самоутверждения в школьном возрасте ..................... 119
¹ 7, 2016 ã.
Стр.4
4
¹ 7, 2016 ã.
Методические материалы в помощь организатору
воспитательной и внеурочной деятельности .................. 125
Интерактивные технологии ...................................................125
Сказки .................................................................................. 138
Игры ..................................................................................... 141
Стихи ....................................................................................155
Разные сказки как интерактивные техники ...........................160
Заключение .............................................................. 181
Рекомендуемая литература ........................................185
Стр.5