Поволжский регион УДК 323.329 О. В. Шиняева, Т. В. Клюева, Е. П. Займалин ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ1 Аннотация. <...> В статье рассматриваются подходы к исследованию статуса интеллигенции в российском обществе. <...> Особое внимание уделено стратегиям социальной адаптации интеллигенции в условиях рыночной экономики; ее отношению к ситуации в обществе и новым стратегиям поведения. <...> В первом десятилетии XXI в. перед социологической наукой встала проблема поиска новой эвристической модели определения статуса больших групп в быстро меняющемся социуме. <...> Обосновывая идеи поступательного развития как предпочтительную цель нового статуса интеллигенции, Т. И. Заславская основное назначение всех видов социального поведения видит в совершенствовании человеческого потенциала в целом и конкретной социальной группы в частности. <...> Одной из таких групп является интеллигенция; ее статус и предназначение в меняющемся российском обществе до сих пор окончательно не определены. <...> Он подчеркивал в профессионалах нонконформистские черты, что свойственно и интеллиген1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научноисследовательского проекта РГНФ «Изменение статуса гуманитарной интеллигенции в современной России», проект № 12-03-00217. <...> Без действий «институций и практических групп «интеллигенция» как объективированная социальная позиция не существовала бы» [2, c. <...> Наиболее массовыми группами интеллигенции в России конца XIX – начала XX в. являлись земские врачи, учителя, публицисты. <...> В условиях отсутствия демократических институтов именно эта интеллигенция в российском обществе выполняла функции гражданского общества, отсюда высокая социально-политическая активность данной страты. <...> В европейских странах интеллигенция располагалась «над классами», была «парящей стратой»; главная задача ее, по определению К. <...> Принадлежность к «профессии», как называли на Западе особо ответственные виды интеллектуального <...>