МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Ю. Г. Просвирнин, В. Г. Просвирнин
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО
И ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ
ИНФОРМАТИКИ
Учебно-методическое пособие
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2015
1
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОЧЕРК РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
И ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ .................................................................... 4
2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ .................................. 20
Цель и задачи изучения дисциплины ................................................... 20
Требования к уровню освоения содержания дисциплины ................. 20
Объем дисциплины и виды учебной работы по формам обучения ... 21
Тематический план в часах .................................................................... 21
Программа курса ..................................................................................... 23
Литература ............................................................................................... 26
Методические рекомендации по выполнению процессуальных
актов и их примерные образцы ........................................................................ 36
Методические рекомендации по подготовке и прохождению
промежуточной аттестации, перечень вопросов, примеры контрольноизмерительных
материалов, критерии оценок промежуточной аттестации57
Примерная тематика курсовых работ ................................................... 61
Примерная тематика дипломных работ ................................................ 62
3. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИНФОРМАЦИОННОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА .................................................................................. 64
3
Стр.3
выдающегося ученого в области кибернетики и информатики лауреата Ленинской
премии академика АН СССР В.М. Глушкова «Основы безбумажной
информатики». В монографии были рассмотрены понятие информации
и методы ее обработки (справочные системы, преобразование информации,
языки для описания данных, телекоммуникационные системы), практические
вопросы безбумажных технологий в сфере научных исследований, редакционно-издательской
деятельности, в медицине, обучении, проектных
работах, кредитно-финансовых отношениях. Особое внимание было уделено
автоматизации организационных систем и смежным вопросам, выдвинута
идея Общегосударственной автоматизированной системы.
Значительную роль в становлении понятийного аппарата информатики
сыграла монография Г.Р. Громова «Национальные информационные ресурсы:
проблема промышленной эксплуатации». В ней анализировались такие
вопросы, как понятие национальных информационных ресурсов, их промышленная
эксплуатация, темпы роста индустрии ЭВМ, перспективы развития
информационных технологий и науки программирования. Информационные
ресурсы – непосредственный продукт интеллектуальной деятельности
наиболее квалифицированной и творчески активной части трудоспособного
населения страны. Национальные информационные ресурсы – относительно
новая экономическая категория. Корректная постановка вопроса
о количественной оценке этих ресурсов и их связи с другими экономическими
категориями требуют длительных совместных усилий специалистов
и ученых самых разных областей знаний.
В нашей стране современная трактовка термина «информатика» утвердилась
с момента принятия в 1983 г. на сессии годичного собрания Академии
наук СССР решения об организации Отделения информатики, вычислительной
техники и автоматизации. Информатика трактовалась как «комплексная
научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки,
проектирования, создания, оценки, функционирования основанных
на ЭВМ систем обработки информации, их применения и воздействия на
различные области социальной практики». С конца 80-х гг. в СССР начинается
вторая компьютерная революция. Термин «информатика» стал обозначать
не только науку, но и направление практической деятельности. Информатика
как отрасль народного хозяйства состояла из однородной совокупности
предприятий разных форм хозяйствования, связанных с производством
компьютерной техники, программных продуктов и разработкой
современной технологии переработки информации.
Информация и информационные процессы являются предметом разветвленной
системы наук. Это и теоретическая информатика, изучающая
общие закономерности информационных процессов и их математические
модели; и социальная информатика, изучающая особенности информационных
процессов в обществе; и прикладная информатика, ориентированная
6
Стр.6
на применение средств автоматизации для решения прямых практических
задач; и отраслевые направления информатики, изучающие информационные
процессы в конкретных науках (экономика, социология, право и др.).
Правовая информатика представляет собой прикладную ветвь общей
информатики. Существуют различные подходы к пониманию задач и природы
правовой информатики, и с учетом высказанных точек зрения можно
дать следующее ее определение. Правовая информатика – это междисциплинарная
отрасль знания о закономерностях и особенностях информационных
процессов в сфере юридической деятельности, об их автоматизации, о
принципах построения и методиках использования автоматизированных
информационных систем, создаваемых для совершенствования и повышения
эффективности юридической деятельности и решения правовых задач
на базе комплексного использования теории и методологии правовых наук,
средств и методов математики, информатики и логики.
Таким образом, причины появления правовой информатики видятся в
следующем: необходимость оптимизации информационных потоков в сфере
правового регулирования; появление ЭВМ, распространение информационно-коммуникационных
технологий; усложнения правового регулирования
общественных процессов и необходимость повышения эффективности
деятельности юристов; необходимость разработки методов и средств
борьбы с компьютерной преступностью.
В задачи правовой информатики входят: активное участие в создании
правового государства на принципах плюралистической демократии и гласности,
доступности для каждого члена общества всей совокупности нормативных
правовых актов, свободного получения информации в нужное время,
в нужном месте и в нужной форме; разработка научных и практических
основ внедрения автоматизированных рабочих мест (АРМ), интеллектуальных
и консультационных систем; интеллектуализация деятельности юридических
учреждений и органов, повышение производительности труда и
культуры в отправлении правосудия и других форм юридической работы;
создание автоматизированных обучающих систем; разработка теоретических
и методических проблем подготовки и переподготовки юридических
кадров.
В настоящее время правовую информатику можно рассматривать как
направление научных исследований, которое имеет собственный предмет,
задачи и методы исследований. Восприятие юристами положений и выводов
информатики происходит через призму юридических понятий и категорий.
К основным направлениям развития правовой информатики можно отнести:
разработка автоматизированных систем для государственных, в т.ч.
правоохранительных органов; автоматизация учета нормативных правовых
актов; автоматизация обработки правовой информации; применение вычислительной
техники в подготовке юридических кадров. Правовую информа7
Стр.7
тику необходимо отличать от ряда смежных научных направлений, в первую
очередь от курса «Информационное право», в задачи которого входит
изучение законодательства об информации и информатизации.
Новейший опыт российского государства в использовании информационных
технологий, накопленная масса нормативных актов в сфере информатизации,
бросающиеся в глаза противоречия между отдельными правовыми
нормами и даже законодательными актами, неурегулированность
многих сфер общественных отношений, возникающих в процессе сбора,
обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации,
воздействие информатизации на государственные структуры и юридическую
деятельность, необходимость решения многих теоретико-правовых
проблем формирования и развития информационного общества требуют
пристального внимания и дальнейшего изучения, продолжения исследований
роли государства и права в современных условиях.
Возникновение и развитие информационной сферы показало, насколько
широк был круг вопросов, не урегулированных правом, без которых невозможно
было реализовать экономические и социальные программы, выдвигаемые
в то время. Речь шла не только об обновлении, улучшении законодательства,
но и о формировании многих принципиально новых правовых
институтов, отвечающих новым экономическим условиям, потребностям
соответствующего этапа в развитии страны. Поэтому дальнейшее исследование
проблем информатизации в сфере государства и права приобретало
особую актуальность, остроту и стратегическое значение.
Процессы информатизации по своей природе являются универсальными,
так как они затрагивают всю социальную среду и для права являются
межотраслевой сферой регулирования. В урегулировании проблем информатизации
в Российской Федерации задействованы как отрасли отечественного
права: конституционного, административного, гражданского, уголовного,
финансового и др., так и многие акты международного права. Взаимодействие
процессов информатизации с государством и правовой системой
также касается всех отраслей законодательства, носит универсальный общеправовой
характер.
Появление самостоятельных нормативных актов, регулирующих информационную
сферу общества (сюда же следует отнести и нормы по регулированию
процессов автоматизации в различных отраслях) относится к 50м
годам, однако основной массив нормативных актов принимается в конце
60-х – начале 70-х годов XX века. Особенностью советского законодательства
являлось наличие значительного числа ведомственных нормативных
актов, многие из которых носили закрытый характер. Кроме того, в связи с
тем, что в те годы принципиальные вопросы развития государства определялись
решениями партийных органов, зарождение принципиальных подходов
к информатизации и автоматизации можно проследить по этим доку8
Стр.8