В.Ю. Саякин, Институт психологии и педагогики Специфика индивидуального когнитивного стиля студентов и его оптимизация в образовательном пространстве высшей школы На современном этапе развития общества возрастает потребность в специалистах, владеющих разными видами деятельности, обладающих разносторонней компетентностью. <...> Индивидуальный когнитивный стиль человека рассматривается как результат интеграции разных уровней стилевого поведения: уровня стилей кодирования информации, переработки информации, постановки и решения проблем, а также уровня стилей познавательного отношения к реальности [7]. <...> 60 При этом необходимо иметь в виду, что конкретный учащийся в своей реальной учебной деятельности демонстрирует не отдельные учебные и познавательные стили, а индивидуальный когнитивный стиль на определенном уровне его сформированности, который выступает как иерархически организованная, многосторонняя и гибко изменяющаяся форма интеллектуального поведения [2]. <...> Самой острой является проблема совмещения стилей учения учащихся с методами обучения как условием повышения их учебных достижений. <...> В этой связи в литературе, посвященной проблеме учета стилей учения в образовательном процессе, все чаще обсуждается следующий вопрос: что же в действительности является условием успешного обучения – совпадение или, напротив, несовпадение присущих ученику или студенту учебного стиля и формы обучения. <...> Здесь просматриваются две возможные образовательные позиции: – приведение в соответствие средств обучения (методов обучения, формы предъявления учебного материала, поведения преподавателя и др.) и учебных предпочтений учащихся, при этом, как правило, создаются гомогенные группы с предъявлением учащимся соответствующих гомогенных учебных материалов; – создание такой образовательной среды, в рамках которой учащиеся с разными стилями учения (а также разными познавательными стилями) могут <...>