2
УДК
ББК
Ш55
Рецензенты:
Исаева Е.И.- доктор психологических наук. профессор
Г.К. Ешимов - канд технических наук, доцент кафедры нефтегазового дела
Сургутского института нефти и газа ( филиал ) Тюменского
государственного нефтегазового университета
В книге представлено исследование развития профессионализма у
студентов, будущих инженеров нефтегазодобывающей отрасли. В центре
анализа - профессионально-личностное самоопределение студентов в
проблемных и типовых ситуациях производственной деятельности. Для
достижения высоких уровней профессионализма будущему инженеру важна
содержательная ориентировка и в технических компонентах
производственных проблем и в социально-психологических аспектах
организации деятельности участников проблемных производственных
ситуаций. В книге представлен теоретический обзор исследований по
проблеме подготовки инженеров на этапе вузовского обучения, анализ
содержания и назначения современных интерактивных методов и
возможностей их применения в техническом вузе. Во второй части
представлено обоснование принципов и методов обучающего эксперимента с
применением деловых и оранизационно-деятельностных игр в процессе
подготовки студентов очной и заочной форм обучения. Книга может быть
рекомендована широкому кругу организаторов обучения в высшей школе,
преподавателей, специалистов в области подготовки инженеров, аспирантам
и студентам.
Стр.2
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Глава 1. Теоретические основания исследования развития
профессионального самоопределения студентов, будущих
инженеров нефтяной и газовой отрасли
§ 1. Анализ подходов к изучению развития профессионального
самоопределения человека в процессе профессионализации
§ 2. Подходы к поиску направлений развития профессионального
самоопределения будущих инженеров в условиях разных
моделей психолого-педагогического сопровождения
§ 3. Психологические основания исследования развития
профессионального самоопределения студентов, будущих
инженеров как организаторов развивающейся производственной
практики в нефтегазодобывающей отрасли
Глава 2. Исследование профессионального самоопределения
студентов, будущих инженеров нефтегазодобывающей
отрасли в условиях экспериментального сопровождения его
развития
§ 1. Цель, структура, принципы организации и методы
экспериментального исследования
§ 2. Сравнительные особенности профессионального
самоопределения студентов, будущих инженеров и
практикующих работников нефтяной и газовой отрасли
§ 3. Развитие профессионального самоопределения студентов,
будущих инженеров, в условиях организации обучающего
эксперимента
§ 4. Эмпирические проявления динамики профессионального
самоопределения в их связи с проявлениями развития
личностных новообразований студентов, участников
экспериментальных групп
§ 5. Зависимость качества профессионального самоопределения
студентов, будущих инженеров от психологических условий,
создаваемых в процессе сопровождения его развития
Заключение
Список литературы
Приложения
3
14
14
36
43
60
60
70
90
115
137
143
154
174
Стр.3
4
Предисловие
Своеобразие и динамика развития профессионального
самоопределения специалистов в области нефтегазодобывающей отрасли
(НГДО) является одной из актуальных проблем исследования, областью
интересов современной психологии образования, психологии развития,
психологии труда и собственно инженерной психологии. Постоянно
возрастает значение психологических исследований, позволяющих
обеспечить высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечить
технологические инновации при создании масштабных
«человекоразмерных» систем в важнейшем секторе общественной практики.
Однако в общем массиве современных психологических исследований,
изучению психологического содержания и психологических механизмов
развития высших, творческих уровней самоопределения инженеров
посвящено не так много работ, возник определенный дефицит все в большой
актуальных и востребованных знаний.
Профессионализация все в большей мере выступает предметом
изучения в современной психологии. Неотъемлемым компонентом успешной
профессионализации является профессиональное самоопределение. В
современной психологии образования все большее значение приобретают
исследования особенностей профессионального самоопределения на этапе
подготовки будущих специалистов в вузе.
Профессиональное самоопределение в современных
исследованиях все в большей мере рассматривается в его связи с
личностным и жизненным самоопределением.
Важно подчеркнуть, что исследования, посвященные становлению
профессионализма инженеров характеризуются предметоцентризмом, т.е.
направленностью на изучение особенностей инженерно-технического
мышления и на поиск путей его совершенствования. Однако современное
Стр.4
5
производство предъявляет высокие требования не только к качеству
профессионально-технической подготовки, но и к пониманию специалистами
своей сферы деятельности как сложной социоинженерной действительности,
в которой неразрывно связана необходимость продуктивного
самоопределения и в технических системах, и в человеческих отношениях.
Необходимость особого направления в подготовке инженеров как будущих
руководителей, способных ориентироваться в многоуровневой социальной
действительности своей сферы, где сплетены и технические проблемы и
социально-психологические в настоящее время становится все более
очевидным.
В первой главе монографии представлен теоретического анализ
подходов к решению проблемы развития профессионального
самоопределения студентов, будущих инженеров. Проанализированы
современные модели психолого-педагогического сопровождения
профессионального самоопределения студентов. Противопоставлены
традиционные подходы к обучению в высшей школе и интерактивные
методы, опирающиеся на достижения психологии развивающего обучения.
Детально проанализированы достижения в области рефлексивной
психологии, принципы организации обучения на основе рефлексивных
игровых методов, основными формами которых выступают: деловые, и
организационно - деятельностные игры. Подчеркнуты их преимущества в
отличие от традиционных моделей обучения в высшей школе, раскрыты
возможности актуализации рефлексивных компонентов будущих
профессионалов, способствующие развитию профессиональному
самоопределению студентов.
В этом разделе намечено соотношение понятий профессиональное
самоопределение в его соотношении с понятием профессионализация и
профессионально-личностное развитие; обоснована правомерность
субъектно-деятельностного подхода к исследованию профессионального
Стр.5
6
самоопределения в процессе его развития у будущих инженеров;
сформулированы принципы изучения развития профессионального
самоопределения в условиях образовательного эксперимента, направленного
на уровневую характеристику его динамики у будущих специалистов в
нефтегазодобывающей области.
В теоретической части исследования получает свое обоснование
авторская позиция относительно намеченной проблемы исследования:
Характерным в предлагаемом в монографии исследовании
является то, что профессиональное самоопределение (ПС) понимается с
позиции задачного подхода, который возник в русле психологии решения
творческих задач и рефлексивной психологии.
Задачный подход позволяет соотносить ПС с качеством ориентировки в
производственных инженерных задачах. Эти задачи могут быть
репродуктивными, продуктивными, инновационно-творческими.
В
представляемом исследовании ПС соотносилось с особенностями анализа и
решения субъектом, комплекса, так называемых, «социоинженерных» задач
и проблем, характерных для современной нефтегазодобывающей сферы.
В этом разделе получает свое обоснование понимание автором ПС как
системного, двухуровневого проектирования направлений решения
проблемных задач: со стороны их социальной составляющей и со стороны
инженерного моделирования. Высокое качество ориентировки в содержании
задач и высокий уровень самоорганизации «движения» в процессе анализа и
разработки решений в задачах и проблемах, имеющих значение для
инновационно-творческой позиции будущих специалистов в
профессиональной сфере, выступали как ведущие новообразования
студентов, участвующих в обучающем эксперименте.
Во второй части монографии представлен образовательный
эксперимент, проведенный автором в группах студентов очной и заочной
форм обучения института нефти и газа. В обучающем исследовании
проверялась гипотеза о комплексе психологических условий, позволяющих
Стр.6
7
курировать развитие профессионального самоопределения студентов в
направлении все более высоких его уровней. В состав этого комплекса
условий входили следующие.
- Овладение студентами средствами и способами ориентировки в
содержании «социоинженерных» задач, презентирующих специфику
нефтегазодобывающей отрасли, и достижение ими высоких уровней
планирования оптимальных подходов к разрешению проблемных
производственных ситуаций возможно в условиях.
- Организация развивающих занятий, которые содержат
производственные задачи, требующие в процессе решения анализа
технологических и социально-психологических аспектов производственных
проблемных ситуаций при разработке оптимальных типовых и
перспективных программ деятельности;
- Организация процесса овладения студентами средствами
ориентировки как средствами рефлексии в ходе движения по всем фазам
постановки и решения производственных задач с позиции инженера,
идентифицирующегося с субъектом, ответственным за поиск наиболее
перспективного направления;
- Организация овладения ориентировкой в производственных
проблемных ситуациях как коллективно-распределенной деятельности
преподавателя со студентами и студентов друг с другом, в процессе которой
поддерживается переход к все более самостоятельному, саморегулируемому
планированию программ деятельности и оценки последствий их
осуществления.
В завершающем разделе монографии приводятся убедительные
данные эффективности проведенного обучающего эксперимента,
подчеркнуты не только эффекты, касающиеся качественного изменения
студентов к процессу планирования своей инженерной деятельности, но и
данные, свидетельствующие о развивающем эффекте организованных
занятий. Проиллюстрированы примерами связи между включенностью
студентов в процесс решения проектных «социоинженерных» задач и тем,
каковы изменения в показателях профессионально-личностного развития:
Стр.7
8
идентификацией с профессией, особенностями таких компонентов
самоорганизации как планирование, моделирование своего будущего,
интернальности в области производственных отношений. В этой части
исследования центральным является сопоставление данных, полученных в
пре-тесте и пост-тесте на основе повторных диагностических задач типового
и проблемного содержания, характеризующего профессиональное
самоопределение студентов с данными, полученными в процессе экспертной
оценки достижений студентов при решении ими проблемных задач. Это
сопоставление позволяет авторам быть убедительным при обсуждении
результатов исследования. В обсуждении результатов исследования
подчеркивается, что значимыми для образования психологическими
условиями, влияющими на развитие профессионального самоопределения
студентов, будущих инженеров, являются такие, которые поддерживают
интеграцию между изменением уровней профессионального
самоопределения и уровнем профессионально-личностного развития
студентов как субъектов жизнедеятельности.
Представленное в монографии исследование представляет собой
генетико-моделирующего эксперимента,
завершенный вариант
позволяющего углубить представления о столь сложном интегративном
новообразовании как профессиональное самоопределение инженеров,
которые должны быть подготовлены к интерпретации неопределенных
проблемных
ситуаций,
складывающихся
в
современном
нефтегазодобывающем производстве, к принятию ответственности за такие
направления деятельности, относительно которых нет готовых прототипов.
Принципы организации представленного в монографии экспериментального
обучающего курса «Профессиональное самоопределение» могут быть
использованы в целях совершенствования обучения инженеров других
профилей на этапе вузовской подготовки.
Стр.8