Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Психологические условия развития профессионального самоопределения студентов, будущих инженеров нефтегазодобывающей отрасли

0   0
АвторыШибаева Людмила Васильевна, Миронова Юлия Анатольевна
ИздательствоИздательство "Таймер"
Страниц200
ID254097
АннотацияВ книге представлено исследование развития профессионализма у студентов, будущих инженеров нефтегазодобывающей отрасли. В центре анализа - профессионально-личностное самоопределение студентов в проблемных и типовых ситуациях производственной деятельности.
Психологические условия развития профессионального самоопределения студентов, будущих инженеров нефтегазодобывающей отрасли / Л.В. Шибаева, Ю.А. Миронова .— Сургут : Издательство "Таймер", 2011 .— 200 с. — URL: https://rucont.ru/efd/254097 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ, БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ Сургут - 2010 2 УДК ББК Ш55 Рецензенты: Исаева Е. <...> И.- доктор психологических наук. профессор Г.К. Ешимов - канд технических наук, доцент кафедры нефтегазового дела Сургутского института нефти и газа ( филиал ) Тюменского государственного нефтегазового университета В книге представлено исследование развития профессионализма у студентов, будущих инженеров нефтегазодобывающей отрасли. <...> Во второй части представлено обоснование принципов и методов обучающего эксперимента с применением деловых и оранизационно-деятельностных игр в процессе подготовки студентов очной и заочной форм обучения. <...> Развитие профессионального самоопределения студентов, будущих инженеров, в условиях организации обучающего эксперимента § 4. <...> Эмпирические проявления динамики профессионального самоопределения в их связи с проявлениями развития личностных новообразований студентов, участников экспериментальных групп § 5. <...> Зависимость качества профессионального самоопределения студентов, будущих инженеров от психологических условий, создаваемых в процессе сопровождения его развития Заключение Список литературы Приложения 3 14 14 36 43 60 60 70 90 115 137 143 154 174 4 Предисловие Своеобразие и динамика развития профессионального самоопределения специалистов в области нефтегазодобывающей отрасли (НГДО) является одной из актуальных проблем исследования, областью интересов современной психологии образования, психологии развития, психологии труда и собственно инженерной психологии. <...> Неотъемлемым компонентом успешной профессионализации является профессиональное самоопределение. <...> Профессиональное самоопределение в современных исследованиях все в большей мере рассматривается в его связи с личностным и жизненным самоопределением. <...> Однако современное 5 производство предъявляет высокие требования не <...>
Психологические_условия_развития_профессионального_самоопределения_студентов,_будущих_инженеров_нефтегазодобывающей_отрасли.pdf
2 УДК ББК Ш55 Рецензенты: Исаева Е.И.- доктор психологических наук. профессор Г.К. Ешимов - канд технических наук, доцент кафедры нефтегазового дела Сургутского института нефти и газа ( филиал ) Тюменского государственного нефтегазового университета В книге представлено исследование развития профессионализма у студентов, будущих инженеров нефтегазодобывающей отрасли. В центре анализа - профессионально-личностное самоопределение студентов в проблемных и типовых ситуациях производственной деятельности. Для достижения высоких уровней профессионализма будущему инженеру важна содержательная ориентировка и в технических компонентах производственных проблем и в социально-психологических аспектах организации деятельности участников проблемных производственных ситуаций. В книге представлен теоретический обзор исследований по проблеме подготовки инженеров на этапе вузовского обучения, анализ содержания и назначения современных интерактивных методов и возможностей их применения в техническом вузе. Во второй части представлено обоснование принципов и методов обучающего эксперимента с применением деловых и оранизационно-деятельностных игр в процессе подготовки студентов очной и заочной форм обучения. Книга может быть рекомендована широкому кругу организаторов обучения в высшей школе, преподавателей, специалистов в области подготовки инженеров, аспирантам и студентам.
Стр.2
3 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие Глава 1. Теоретические основания исследования развития профессионального самоопределения студентов, будущих инженеров нефтяной и газовой отрасли § 1. Анализ подходов к изучению развития профессионального самоопределения человека в процессе профессионализации § 2. Подходы к поиску направлений развития профессионального самоопределения будущих инженеров в условиях разных моделей психолого-педагогического сопровождения § 3. Психологические основания исследования развития профессионального самоопределения студентов, будущих инженеров как организаторов развивающейся производственной практики в нефтегазодобывающей отрасли Глава 2. Исследование профессионального самоопределения студентов, будущих инженеров нефтегазодобывающей отрасли в условиях экспериментального сопровождения его развития § 1. Цель, структура, принципы организации и методы экспериментального исследования § 2. Сравнительные особенности профессионального самоопределения студентов, будущих инженеров и практикующих работников нефтяной и газовой отрасли § 3. Развитие профессионального самоопределения студентов, будущих инженеров, в условиях организации обучающего эксперимента § 4. Эмпирические проявления динамики профессионального самоопределения в их связи с проявлениями развития личностных новообразований студентов, участников экспериментальных групп § 5. Зависимость качества профессионального самоопределения студентов, будущих инженеров от психологических условий, создаваемых в процессе сопровождения его развития Заключение Список литературы Приложения 3 14 14 36 43 60 60 70 90 115 137 143 154 174
Стр.3
4 Предисловие Своеобразие и динамика развития профессионального самоопределения специалистов в области нефтегазодобывающей отрасли (НГДО) является одной из актуальных проблем исследования, областью интересов современной психологии образования, психологии развития, психологии труда и собственно инженерной психологии. Постоянно возрастает значение психологических исследований, позволяющих обеспечить высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечить технологические инновации при создании масштабных «человекоразмерных» систем в важнейшем секторе общественной практики. Однако в общем массиве современных психологических исследований, изучению психологического содержания и психологических механизмов развития высших, творческих уровней самоопределения инженеров посвящено не так много работ, возник определенный дефицит все в большой актуальных и востребованных знаний. Профессионализация все в большей мере выступает предметом изучения в современной психологии. Неотъемлемым компонентом успешной профессионализации является профессиональное самоопределение. В современной психологии образования все большее значение приобретают исследования особенностей профессионального самоопределения на этапе подготовки будущих специалистов в вузе. Профессиональное самоопределение в современных исследованиях все в большей мере рассматривается в его связи с личностным и жизненным самоопределением. Важно подчеркнуть, что исследования, посвященные становлению профессионализма инженеров характеризуются предметоцентризмом, т.е. направленностью на изучение особенностей инженерно-технического мышления и на поиск путей его совершенствования. Однако современное
Стр.4
5 производство предъявляет высокие требования не только к качеству профессионально-технической подготовки, но и к пониманию специалистами своей сферы деятельности как сложной социоинженерной действительности, в которой неразрывно связана необходимость продуктивного самоопределения и в технических системах, и в человеческих отношениях. Необходимость особого направления в подготовке инженеров как будущих руководителей, способных ориентироваться в многоуровневой социальной действительности своей сферы, где сплетены и технические проблемы и социально-психологические в настоящее время становится все более очевидным. В первой главе монографии представлен теоретического анализ подходов к решению проблемы развития профессионального самоопределения студентов, будущих инженеров. Проанализированы современные модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов. Противопоставлены традиционные подходы к обучению в высшей школе и интерактивные методы, опирающиеся на достижения психологии развивающего обучения. Детально проанализированы достижения в области рефлексивной психологии, принципы организации обучения на основе рефлексивных игровых методов, основными формами которых выступают: деловые, и организационно - деятельностные игры. Подчеркнуты их преимущества в отличие от традиционных моделей обучения в высшей школе, раскрыты возможности актуализации рефлексивных компонентов будущих профессионалов, способствующие развитию профессиональному самоопределению студентов. В этом разделе намечено соотношение понятий профессиональное самоопределение в его соотношении с понятием профессионализация и профессионально-личностное развитие; обоснована правомерность субъектно-деятельностного подхода к исследованию профессионального
Стр.5
6 самоопределения в процессе его развития у будущих инженеров; сформулированы принципы изучения развития профессионального самоопределения в условиях образовательного эксперимента, направленного на уровневую характеристику его динамики у будущих специалистов в нефтегазодобывающей области. В теоретической части исследования получает свое обоснование авторская позиция относительно намеченной проблемы исследования: Характерным в предлагаемом в монографии исследовании является то, что профессиональное самоопределение (ПС) понимается с позиции задачного подхода, который возник в русле психологии решения творческих задач и рефлексивной психологии. Задачный подход позволяет соотносить ПС с качеством ориентировки в производственных инженерных задачах. Эти задачи могут быть репродуктивными, продуктивными, инновационно-творческими. В представляемом исследовании ПС соотносилось с особенностями анализа и решения субъектом, комплекса, так называемых, «социоинженерных» задач и проблем, характерных для современной нефтегазодобывающей сферы. В этом разделе получает свое обоснование понимание автором ПС как системного, двухуровневого проектирования направлений решения проблемных задач: со стороны их социальной составляющей и со стороны инженерного моделирования. Высокое качество ориентировки в содержании задач и высокий уровень самоорганизации «движения» в процессе анализа и разработки решений в задачах и проблемах, имеющих значение для инновационно-творческой позиции будущих специалистов в профессиональной сфере, выступали как ведущие новообразования студентов, участвующих в обучающем эксперименте. Во второй части монографии представлен образовательный эксперимент, проведенный автором в группах студентов очной и заочной форм обучения института нефти и газа. В обучающем исследовании проверялась гипотеза о комплексе психологических условий, позволяющих
Стр.6
7 курировать развитие профессионального самоопределения студентов в направлении все более высоких его уровней. В состав этого комплекса условий входили следующие. - Овладение студентами средствами и способами ориентировки в содержании «социоинженерных» задач, презентирующих специфику нефтегазодобывающей отрасли, и достижение ими высоких уровней планирования оптимальных подходов к разрешению проблемных производственных ситуаций возможно в условиях. - Организация развивающих занятий, которые содержат производственные задачи, требующие в процессе решения анализа технологических и социально-психологических аспектов производственных проблемных ситуаций при разработке оптимальных типовых и перспективных программ деятельности; - Организация процесса овладения студентами средствами ориентировки как средствами рефлексии в ходе движения по всем фазам постановки и решения производственных задач с позиции инженера, идентифицирующегося с субъектом, ответственным за поиск наиболее перспективного направления; - Организация овладения ориентировкой в производственных проблемных ситуациях как коллективно-распределенной деятельности преподавателя со студентами и студентов друг с другом, в процессе которой поддерживается переход к все более самостоятельному, саморегулируемому планированию программ деятельности и оценки последствий их осуществления. В завершающем разделе монографии приводятся убедительные данные эффективности проведенного обучающего эксперимента, подчеркнуты не только эффекты, касающиеся качественного изменения студентов к процессу планирования своей инженерной деятельности, но и данные, свидетельствующие о развивающем эффекте организованных занятий. Проиллюстрированы примерами связи между включенностью студентов в процесс решения проектных «социоинженерных» задач и тем, каковы изменения в показателях профессионально-личностного развития:
Стр.7
8 идентификацией с профессией, особенностями таких компонентов самоорганизации как планирование, моделирование своего будущего, интернальности в области производственных отношений. В этой части исследования центральным является сопоставление данных, полученных в пре-тесте и пост-тесте на основе повторных диагностических задач типового и проблемного содержания, характеризующего профессиональное самоопределение студентов с данными, полученными в процессе экспертной оценки достижений студентов при решении ими проблемных задач. Это сопоставление позволяет авторам быть убедительным при обсуждении результатов исследования. В обсуждении результатов исследования подчеркивается, что значимыми для образования психологическими условиями, влияющими на развитие профессионального самоопределения студентов, будущих инженеров, являются такие, которые поддерживают интеграцию между изменением уровней профессионального самоопределения и уровнем профессионально-личностного развития студентов как субъектов жизнедеятельности. Представленное в монографии исследование представляет собой генетико-моделирующего эксперимента, завершенный вариант позволяющего углубить представления о столь сложном интегративном новообразовании как профессиональное самоопределение инженеров, которые должны быть подготовлены к интерпретации неопределенных проблемных ситуаций, складывающихся в современном нефтегазодобывающем производстве, к принятию ответственности за такие направления деятельности, относительно которых нет готовых прототипов. Принципы организации представленного в монографии экспериментального обучающего курса «Профессиональное самоопределение» могут быть использованы в целях совершенствования обучения инженеров других профилей на этапе вузовской подготовки.
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ