В. Г. Белинский
Странный бал, повесть из рассказов на станции, и восемь стихотворений. Сочинение В. Олина
Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.
Т. 2. Статьи, рецензии и заметки, апрель 1838 -- январь 1840.
Ред. Н. К. Гей. Подготовка текста В. Э. Бограда. Статья и примеч. В. Г. Березиной.
М., "Художественная литература", 1977.
OCR Бычков М. Н.
СТРАННЫЙ БАЛ, ПОВЕСТЬ ИЗ РАССКАЗОВ НА СТАНЦИИ, И ВОСЕМЬ
СТИХОТВОРЕНИЙ. Сочинение В. Олина. Санкт-Петербург. 1838. В типографии III отд. собств. е. и. в.
канцелярии. 112. (12).
Г-н Олин написал фантастический роман, под названием "Рассказы на станции", и до напечатания
его решился отдельно издать из него отрывок, составляющий одну из его четырех частей1. "Странный
бал" есть этот отрывок, судя по величине которого можно заключить с достоверностию, что весь роман
будет величиною с повесть для книжки журнала, а достоинством не уступит многим оригинальным
повестям, и в журналах помещаемым и отдельно издаваемым. Итак, в добрый час, г. Олин! Не вы первые,
не вы и последние! Благие предприятия всегда будут иметь своих деятелей. Нам странно только то, что вы
относите свою повесть к роду фосфорических повестей Гофмана и Вашингтона Ирвинга. Во-первых, по
нашему мнению, оба эти писателя ничего общего между собою не имеют, и совсем не следует
Вашингтона Ирвинга, талантливого рассказчика, ставить на одну доску с Гофманом, великим,
генияльным художником; во-вторых, в фосфорических повестях Гофмана заключается не один только
фосфор, черти и привидения, но еще и мысль, которая дает эту волшебную, обаятельную силу над духом
человека; в-третьих, мы никак не можем понять, что за отношение между фосфорическими повестями
Гофмана и фосфорическою повестью г. Олина... Нам кажется, что мысль и талант уничтожают
решительно всякое соотношение между ними... Ошибка большая со стороны г. Олина -- издать отрывок из
романа прежде всего романа: отрывок-то, положим, что прочтут -- зато роман-то останется без
читателей... Потом: что за беспрестанные эти толки о романтизме, как поэзии кладбищ, чертей, ведьм,
колдунов и привидений? Только в двадцатых годах понимали так романтизм, в то блаженное время,
когда еще все журналы и альманахи украшались стихотворениями г. Олина и когда появилась его
трагедия "Корсар", сделанная из поэмы Байрона, произведение великое, но теперь совершенно забытое...2
Но мы отвлеклись от предмета и забыли о "Странном бале" г. Олина. Что же это за бал такой? -- А
вот -- видите ли, одному генералу сгрустнулось дома от бездействия и стошнилось от неумеренного
курения табаку -- и он пошел прогуляться но улице. Дело было в Петербурге и ночью. В прогулке этой
попался ему знакомый, Вельский-черт. Тем и сем заманил он генерала на бал; на этом бале так много
было красавиц, что старый генерал разнежился и пустился плясать. Странно ему показалось, что у всех
красавиц ножки гусиные и козьи, а у мужчин рожки на лбах; да так как тут был и маскарад, то Вельскийчерт
и легко рассеял беспокойство генерала. После танцев стали играть в фанты. Генералу, по
вынувшемуся фанту, присудили спрыгнуть с комода.
Взобрался на него генерал, а спрыгнуть боится -- над ним все шутят -- он творит молитву,
ограждает себя крестным знамением -- и ни гостей, ни великолепно освещенной залы как не бывало; а сам
он, вместо комода, стоит на лесах строящегося дома на четвертом этаже. Эту дивную повесть рассказывал
г. Олину сам генерал, выздоровевши от белой горячки.
И это фантастическое, гофмановское? Если так, то фантастический род самый легкий, и ничего
нет легче, как сделаться Гофманом: стоит только дурным слогом пересказать в тысячу первый раз какуюнибудь
ходячую простонародную нелепость...
Нет, господа, фантастическое совсем не это. Оно есть один из самых важных и самых глубоких
элементов человеческого духа; мысль великая мерцает в таинственном сумраке царства
фантастического... Но мы забылись -- заговорили о мысли: к чему это и зачем это!..
Как бы предчувствуя, что "Странный бал" не удовлетворит читателей, г. Олин, чтобы
вознаградить их хоть сколько-нибудь, приложил к нему восемь стихотворений своей работы. В одном из
них, несмотря на его нехудожественную обработку, есть теплота, чувство. Оно называется "Монха" и
похоже на отрывок из какого-нибудь драматического произведения. Действие в Испании; ночь; келия;
Стр.1