Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

ХХХ Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (60,00 руб.)

0   0
АвторыВоробьёв Владимир, протоиерей
ИздательствоМ.: Изд-во ПСТГУ
Страниц295
ID866315
АннотацияЕжегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета стала главным научным форумом Университета за все время его существования, объединяющим ученых, богословов, специалистов в самых разных областях научного знания. Работа ХХХ Богословской конференции проходила в рамках осенней (осень 2019 г.) и зимней (зима 2020 г.) сессий. В ней также приняли участие представители профессорско-преподавательской корпорации ПСТГУ, ученые и исследователи из других вузов, научных организаций, учреждений культуры Российской Федерации, а также из зарубежных стран.
ISBN978-5-7429-1346-7
УДК27-1(058)
ББК86.372я5
ХХХ Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета : [материалы] / ред. прот. В. Воробьёв .— Москва : Изд-во ПСТГУ, 2020 .— 295 с. — Библиогр. в конце ст. — ISBN 978-5-7429-1346-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/866315 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ХХХ_Ежегодная__богословская_конференция_Православного_Свято-Тихоновского_гуманитарного_университета._Материалы.pdf
ББКУДК 27-1(050.8) 86.372я5Е36 Протоиерей Владимир Воробьёв, канд. физ.-мат. наук, доктор НС, профессор Редколлегия: Главный редактор А. Л. Дворкин, д-р философии (PhD), д-р теологии (DThHC) М. Ю. Десятова, канд. филол. наук, доцент Е. Р. Добрушина, д-р филол. наук, доцент Т. В. Зальцман, канд. ист. наук, доцент А. В. Анашкин, канд. филол. наук А. В. Агеева, канд. пед. наук Н. Н. Павлюченков, канд. богословия, канд. филос. наук, доцент С. А. Шолохов Р. М. Плюснин А. А. Кострюков, канд. богословия, д-р ист. наук В. С. Макаров, канд. филол. наук И. Е. Мельникова, канд. техн. наук Свящ. А. Постернак, канд. ист. наук, доцент И. П. Рязанцев, д-р экон. наук, профессор Т. В. Склярова, д-р пед. наук, доцент О. Н. Соколова, канд. искусствоведения И. А. Хангиреев Е36 XXX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2020. – 294 с. ISBN 978-5-7429-1346-7 Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного (зима 2020 г.) сессий. В ней также приняли участие представители профессорско-преподавательской корпорации ПСТГУ, ученые и исследователи из других вузов, научных организаций, учреждений культуры Российской Федерации, а также из зарубежных стран. ББК 86.3УДК 27-1(050.8)72я5 университета стала главным научным форумом Университета за все время его существования, объединяющим ученых, богословов, специалистов в самых разных областях научного знания. Работа ХХХ Богословской конференции проходила в рамках осенней (осень 2019 г.) и зимней ISBN 978-5-7429-1346-7 © Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2020
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Картвелология: проблемы и перспективы Митрополит Горийский и Атенский Андрей (Гвазава). Функции должностных лиц по типику древнего грузинского Ваханского монастыря (Ваханис-квабеби) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7 Митрополит Цагерский и Лентехский Стефан (Калаиджишвили). Учение прп. Максима Исповедника о человеческой воле и «Психология настроя» акад. Димитрия Узнадзе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 Абашидзе З. Д. Автокефалия или автономия (к вопросу о статусе Грузинской Православной Церкви в V–XI вв.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26 Какелия В. А. Пояснения некоторых мест типика Петрицонского грузинского монастыря . . . . . . . . . .28 Малков П. Ю. Рецепция в наследии византийских отцов Церкви учения преподобного Максима Исповедника о воле природной и о воле гномической (на примере творений преподобного Феодора Студита) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31 Багратион-Мухранели И. Л. Русские писатели о грузинском народном благочестии и единстве православия в конце 40-х годов XIX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38 Таварткиладзе Д. Т. Грузинская Православная Церковь в период распространения османо-иранского влияния на территории Грузии (XVI–XVII вв.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41 Головнина Н. Г. Прп. Максим Исповедник в Оптинском проекте по переводу аскетической литературы при старце Макарии (Иванове) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44 Лобанов Д. В. Генерал Парсадан Папунов: к вопросу атрибуции плиты из Никольского греческого монастыря . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49 Щелкачев А. В., Мельникова И. Е. Восстановление автокефального статуса Грузинской Православной Церкви в XX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51 Религиоведение Гуня А. Н. Больше, выше, севернее…? Представления о значении пространства для России в некоторых современных зарубежных публикациях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .58 Лисица Ю. Т. Масштабизация пространства в эмпирическом, психологическом и духовном планах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60 Павлюченков Н. Н. Русские религиозные философы о феномене территориального пространства России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63 Маркова О. И. Увеличение числа храмов в Москве – изменение городских территорий или рост числа верующих? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67 Чикаева Т. А. Понимание Родины в философии С. Н. Булгакова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .71 Тихонов В. Е. Рецепция понятия соборности А. С. Хомякова в социальной онтологии и экклесиологии С. Л. Франка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .73 Носачев П. Г. Исследования посмертного опыта: к вопросу о границах богословского дискурса . . . . . .76 Иванов И. А. Христианство. Нация. Государство (на примере взглядов проф. прот. Думитру Станилое в 1930-е годы) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78 Редкозубов А. Д. Некоторые отличия особенностей представлений о мире невидимом в исламе и православии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .81 Дементьев Д. Н. Пророческое служение в исламе в свете православного вероучения . . . . . . . . . . . . . . .84 Голубчиков Ю. Н. Истоки, цели и причины противостояния науки и религии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .88
Стр.3
4 XXX ЕЖЕГОДНАЯ БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Чурсанов С. А. Предпосланные онтологические основания восприятия религии в богословской мысли В. Н. Лосского и схиархимандрита Софрония (Сахарова) . . . . . . . . . . . . . .90 Каледина К. А. Апология смирения в творчестве Ф. М. Достоевского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .93 «Наша брань не против крови и плоти» Дворкин А. Л. Муниты: семь лет без Муна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .95 Воат А. А. Двенадцатишаговая программа: культ или эффективный метод выздоровления от зависимости? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .101 Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви в ХХ веке Озмитель Е.Е. Туркестанская епархия при митрополите Никандре (Феноменове) (1927–1933 гг.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111 Иеромонах Иаков (Воронцов Владимир Юрьевич). Пастырские труды и обстоятельства кончины преосвященного Иннокентия (Пустынского) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 Павлов Д. В. Неоднозначность политики уполномоченных Совета по делам РПЦ в первые послевоенные годы на примере Ташкентской и Среднеазиатской епархии . . . . . . . . . . .124 Кострюков А. А. «Незапятнанная архиерейская совесть». Жизнь и мученическая кончина митрополита Бориса (Разумова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .129 Благотворительная и социальная политика государства в России ХIХ — начала ХХ в. Ульянова Г. Н. Капиталы на пособия бедным невестам в благотворительной практике XIX – начала ХХ века: бюрократическая матрица и религиозные воззрения . . . . . . . . . . . . . . . . . .134 Грачева Ю. Е. Роль благотворительных инициатив в становлении образовательной системы Российской империи первой четверти XIX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 Шевцова Г. И. Великая княгиня Елизавета Маврикиевна – августейшая покровительница Общества попечения о бедных и больных детях (1893–1907). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .139 Моторова Н. С. Развитие сети богаделен на территории белорусских губерний (вторая половина XIX – начало XX в.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .142 Абдуллаев Д. Н. Развитие благотворительной деятельности в Туркестанском крае и роль русских благотворительных обществ (конец ХIХ – начало ХХ века) . . . . . . . . . . . . . . . . . . .144 Коровин В. Ю. Воронежский дворянин Михаил Алексеевич Веневитинов как попечитель земской школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .147 Комарова Т. В. «…Я их люблю с болью в сердце…» (А. А. Толстая и Петербургский дом милосердия) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .150 Ключарева А. В. Просветительская деятельность Александры Львовны Толстой в период тюремного заключения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .152 Фидченко О. В. Благотворительная деятельность представителей светского общества и Русской Православной Церкви по укреплению армии и флота России второй половины XIX – начала ХХ в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .155 Харитонова А. В. Благотворительная деятельность врачей в общинах сестер милосердия Российского общества Красного Креста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .158 Ганф Т. И. Значение духовно-просветительских журналов в развитии приходской благотворительности Санкт-Петербурга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .160 Русистика и славистика: традиционные темы в современной методологии Алексеев А. В. Понятие о переносном значении в диахроническом аспекте: границы применимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .165
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ 5 Борзенко Е. О. Нестандартные компаративы: подходы к семантике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .167 Вяльсова А. П. Особенности употребления причастных форм в сравнительных конструкциях (на материале древнерусской «Пчелы») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .168 Добрушина Е. Р. Ненормативное употребление деепричастий как переход от синтаксического регистра к семантическому . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 Злобина Н. Ф. Проблемы грамматики текста в отечественной русистике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174 Сидорова М. И. Пополнение класса слов общего рода в современном русском языке: корпусный аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .176 Германская филология Павловский И. В. Английский король Эдуард – русский святой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178 Игумен Евфимий (Моисеев). Миссия англосаксонских монахов на европейском континенте в конце VII – начале VIII в. как церковно-исторический феномен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .180 Писарев Л. В. Рецепция эпохи Средневековья в романе Г. К. Честертона «Возвращение Дон Кихота» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .182 Красухин К. Г. «Гамлет»: трагедия и ее интерпретация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .184 Макаров В. С. Цифровой коллаборативный комментарий к пьесам Кристофера Марло . . . . . . . . . . . . 186 Захаров Н. В. «Доктор Фауст» К. Марло на российской театральной сцене XXI века . . . . . . . . . . . . . . .188 Гайдин Б. Н. Мифы о К. Марло в романе У. Г. Зиглера «Это был Марло: история трехсотлетнего секрета» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .190 Чукарькова О. В. Особенности ксенонимов-русизмов в англоязычных письмах иеромонаха Серафима (Роуза) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .192 Варёшин Н. В. Детективно-психологическое содержание повести Р. Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .194 Романская филология Волховская А. Г. 100-летие смерти А. С. Пушкина в испанской периодической печати . . . . . . . . . . . . .197 Кабанова А. С. Субстантивация инфинитива в румынском языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .198 Киктёва К. Д. Путь к «Дон Хуану Тенорьо»: от легенд Хосе Соррильи к его религиозно-фантастической драме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .199 Кузнецова И. Н. О паронимической аттракции во французской фразеологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .200 Актуальные вопросы современной педагогической науки в контексте православной традиции Бацкалёва В. В. Любовь к родине начинается с любви к семье (Фр. Бэкон) (из опыта работы военного городка) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .202 Боровенникова Е. О. Подготовка учителей уроков православия (на примере Калининградской области, Литвы и Финляндии с 1991 г. и по наши дни) . . . . . . . . 204 Забегайлова И. В. Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .207 Затямина Т. А. Потенциал православной культуры в содержании общего образования . . . . . . . . . . . . 211 Кочкина Д. Д. Религиозное образование в общинах Православной Церкви в Америке во 2-й половине XX в. (по материалам деятельности Православной комиссии по христианскому образованию (OCEC) и трудам Д. Л. Бужамры) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .215 Крат А. В. Особенности организации образовательного процесса в православных общеобразовательных школах различного вида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .217 Кузнецова К. В. Педагогическое бездействие как одно из самых сильных педагогических действий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .220
Стр.5
6 XXX ЕЖЕГОДНАЯ БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Малышев В. С. Методология организации среды обучающихся в аспирантуре как средство подготовки кадров высшей квалификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .224 Оразова Б. Г. Новации, инновации и ретроинновации в школьном образовании . . . . . . . . . . . . . . . . .227 Прокофьева Е. А. Решение задач духовно-нравственного воспитания в законодательстве Российской империи в первой четверти XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .229 Смекалина Н. В. Приемы и методы осуществления межпредметных связей филологических дисциплин с курсом «Основы религиозных культур и светской этики» (модулем «Основы православной культуры») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .233 Учебники, учебные пособия и словари по церковнославянскому языку: традиции и новации Ивлева А. В. Сравнение церковнославянского и разговорных славянских языков как элемент методики преподавания церковнославянского языка (на примере польского, чешского и украинского языков) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .238 Карпенко Л. Б. Лингводидактические принципы обучения церковнославянскому языку . . . . . . . . . . .243 Левшенко Т. А. Правописание э в церковнославянском языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .246 Становская Т. А. Педагогический аспект формирования каллиграфических навыков у младших школьников на уроках церковнославянского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .249 Тюрин А. П. Использование айтрекинга в разработке учебных материалов с мобильным доступом для преподавания церковнославянского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .253 Проблемы формирования духовно ориентированной экономики Смулов А. М. Академик Д. С. Львов: идеи о нравственной экономике и экономической науке . . . . . .257 Сеченова М. В. Духовно-нравственные ценности при ведении предпринимательской деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .266 Диаконическое образование: теория и практика Соловьева И. В. Творческий подход в духовном становлении студента, обучающегося по направлению «Социальная работа» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .268 Зальцман Т. В. Творчество и рутина в социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .270 Скляров О. Н. Творческие возможности диалога и современное духовное просвещение . . . . . . . . . . .272 Файн С. В. Служение как совместное творчество бедных и волонтеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .275 Жизненный мир современного российского студента: от либерализма к консерватизму Демидова Е. Е., Старикова А. В. Влияние процесса цифровизации на нормы и девиации современной молодежной среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .277 Шамшурин В. И. Язык, ценности и добродетели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .282 Кривошеев В. В. Самоопределение будущих социологов и политологов: ни либералы, ни консерваторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .285 Андриянова Т. В. Особенности исследований религиозности молодежи региона (на примере Курской области) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .288
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ