Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611233)
Контекстум

Языковое образование и речевое развитие младших школьников (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторЮртаев С. В.
АвторыОренбург. гос. ун-т
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц231
ID244991
АннотацияНастоящее пособие содержит сведения о научных основах языкового образования и речевого развития учащихся. Оно знакомит читателя с факторами этого педагогического процесса. Кроме того, аккумулирует в себе методические рекомендации по интеллектуально-речевому развитию школьников.
Кем рекомендованоУМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050708 – Педагогика и методика начального образования
Кому рекомендованоМатериалы пособия предназначены для тех, кто готовится стать учителем начальной школы, кто уже преподает, специалистам-филологам.
ISBN978-5-9765-1660-1
УДК373.21(075.8)
ББК74.102.6я73
Юртаев, С.В. Языковое образование и речевое развитие младших школьников : учеб. пособие / Оренбург. гос. ун-т; С.В. Юртаев .— 4-е изд., испр. — Москва : ФЛИНТА, 2025 .— 231 с. — ISBN 978-5-9765-1660-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/244991 (дата обращения: 05.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С.В. Юртаев ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учебное пособие •ФЛИНТА• С. В. Юртаев Языковое образование и речевое развитие младших школьников Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050708 – Педагогика и методика начального образования Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 Юртаев С. В. <...> УДК 42-087 ББК 81 Ю82 Рецензенты: Львов М. Р., Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», член-корреспондент РАО; Демин Н. Е., кандидат педагогических наук, доцент, директор НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия» (филиал в г. Орске) Ю82 Юртаев С. В. <...> Языковое образование и речевое развитие младших школьников [Электронный ресурс]: учеб. пособие / С. В. Юртаев. <...> Языковое образование как лингвометодическая категория приобретает все более определенный статус. <...> Планирование, организация лингвометодического процесса во многом зависят от понимания его организатором того существенного, что влияет на качество этого процесса. <...> В лингвометодическом процессе значительное место занимают способы деятельности учителя и учащихся, которые могут быть общими для применения различных средств обучения. <...> Следовательно, при рассмотрении факторов языкового образования и речевого развития учащихся автор пособия учитывает структурно-системный, функциональный характер языка, дидактическую сущность лингвометодического процесса. <...> К началу двадцать первого столетия в лингвометодической науке сложилась система преподавания языковой теории. <...> Они связаны с разделами орфографии, пронизаны заданиями на развитие речи школьников, в основном, связной речи. <...> Кроме того, они ориентированы на развитие внимания к словообразовательному <...>
Языковое_образование_и_речевое_развитие_младших_школьников_(2).pdf
УДК 373.21(075.8) ББК 74.102.6я73 Ю82 Р е ц е н з е н т ы: Заслуженный деятель науки Российской Федерации, д-р пед. наук, проф. ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», член-корреспондент РАО М.Р. Львов; канд. пед. наук, доцент, директор НОУ ВПО «Столичная финансовогуманитарная академия» (филиал в г. Орске) Н.Е. Демин Ю82 Юртаев С.В. Языковое образование и речевое развитие младших школьников : учеб. пособие / С.В. Юртаев. – 4-е изд., испр. – Москва : ФЛИНТА : Наука, 2025. – 231 с. – ISBN 978-5-9765-1660-1. – Текст : электронный. Настоящее пособие содержит сведения о научных основах языкового образования и речевого развития учащихся. Оно знакомит читателя с факторами этого педагогического процесса. Кроме того, аккумулирует в себе методические рекомендации по интеллектуально-речевому развитию школьников. Материалы пособия предназначены для тех, кто готовится стать учителем начальной школы, кто уже преподает, специалистам-филогам. УДК 373.21(075.8) ББК 74.102.6я73 © Юртаев С.В., 2014 ISBN 978-5-9765-1660-1 © Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
оГлаВление п редисловие ................................................................................................................... 5 в ведение ........................................................................................................................... 8 раздел 1. научные основы языкового образования и речевого развития учащихся Глава 1. теория дидактических факторов ..........................................................13 Вопросы и задания .......................................................................................................17 Литература ..................................................................................................................18 Глава 2. теория языка ................................................................................................18 § 1. с ущность языка ...........................................................................................18 § 2. Функции языка ............................................................................................20 § 3. с войства языка ............................................................................................22 § 4. с труктурно-системный характер языка .............................................23 § 5. е диницы языка — речи ..............................................................................31 Вопросы и задания .......................................................................................................34 Литература ..................................................................................................................35 Глава 3. Факторы языкового образования и речевого развития ...............35 § 1. с одержание языкового образования. с тановление, структура, детерминизация содержания языкового образования ...................35 § 2. с овременное состояние содержания языкового образования ....44 § 3. о собенности усвоения учащимися языковых понятий ................52 § 4. и сходные теоретические положения ...................................................55 § 5. Методы изучения языковой теории .....................................................75 § 6. у чебники как средства преподавания ..................................................86 § 7. урок введения языкового понятия ......................................................103 § 8. о птимизация учебного процесса .........................................................113 Вопросы и задания .....................................................................................................116 Литература ................................................................................................................118 раздел 2. интеллектуально-речевое развитие учащихся Глава 1. усвоение лексического строя речи ....................................................120 § 1. работа над прямым и переносным значениями слов ....................120 § 2. работа над синонимами ..........................................................................125 § 3. работа над омонимами ............................................................................127 § 4. работа над антонимами ...........................................................................128 Вопросы и задания .....................................................................................................129 Литература ................................................................................................................129 3
Стр.3
Глава 2. о владение фонетико-графическим строем речи ..........................130 § 1. з начение и задачи работы ......................................................................130 § 2. п ропедевтическая работа .......................................................................131 § 3. Формирование представлений о звуках и буквах на уроках русского языка .......................................................................132 § 4. л огопедическая работа ............................................................................137 § 5. работа по овладению нормами орфоэпии ........................................139 Вопросы и задания .....................................................................................................142 Литература ................................................................................................................142 Глава 3. и зучение элементов морфемики и словообразования ...............142 § 1. Формирование понятий морфемики ..................................................142 § 2. речевое развитие школьников при изучении темы «с остав слова» ...........................................................................................149 Вопросы и задания .....................................................................................................154 Литература ................................................................................................................154 Глава 4. о смысление и совершенствование грамматического строя речи .....................................................................................................155 § 1. и мя существительное ..............................................................................155 § 2. и мя прилагательное .................................................................................166 § 3. Местоимение ...............................................................................................172 § 4. глагол .............................................................................................................174 § 5. п редлог .........................................................................................................182 § 6. с ловосочетание ..........................................................................................184 § 7. п редложение ...............................................................................................188 Вопросы и задания .....................................................................................................195 Литература ................................................................................................................195 раздел 3. диагностика речевого развития учащихся Глава 1. а спекты изучения речевого развития: краткий исторический очерк ......................................................................................................................197 Глава 2. о критериях речевого развития учащихся в науке ......................213 Глава 3. требования к оценке письменных творческих работ учащихся .................................................................................................................... 217 Глава 4. Методы оценки речевого развития учащихся на уроках русского языка ...............................................................................219 § 1. у чет речевых ошибок в сочинениях учащихся ...............................219 § 2. я зыковые задания .....................................................................................221 § 3. тесты ..............................................................................................................224 Вопросы и задания .....................................................................................................228 Литература ................................................................................................................229 4
Стр.4