В книге раскрываются особенности дидактики высшей школы, выделены отличительные признаки дидактической теории на разных этапах ее развития: классическом, неклассическом и постнеклассическом, сформулированы идеи для моделирования сценариев трансформации дидактики высшей школы. <...> 3 Дидактика высшей школы: от классики к постнеклассике Лекция 1. <...> Дидактика высшей школы: проблемы становления и современный дисциплинарный статус. <...> Становление дидактики высшей школы в эпоху классической рациональности . <...> Причины и направления постнеклассической трансформации дидактики высшей школы. <...> Сценарии трансформации дидактики высшей школы: антропологизация, информатизация, индивидуализация обучения и т. д. <...> .72 Генезис базисных элементов дидактики высшей школы «Зачем учить? <...> Программа курса по выбору «Трансформация дидактики высшей школы». <...> С другой стороны, именно внутри вузовской дидактики накоплен целый ряд острейших проблем, от решения которых во многом зависит успешность практических преобразований. <...> Активная модернизация вузовской образовательной практики ставит новые теоретические задачи, решения которых должны удовлетворять критериям постнеклассической научной рациональности. <...> Что представляет собой современная дидактика высшей школы? <...> Какими были основные дидактические концепции в классический и неклассический периоды развития теории обучения в высшей школе, что происходит с ними сегодня? <...> На основе философского учения о типах научной рациональности предложен методологический инструментарий анализа дидактических категорий и перспективных направлений их развития в будущем. <...> Структура пособия выстроена в следующей логике: от рассмотрения общих позиций трансформации дидактики как научной теории в ходе лекционных занятий (особенности дидактики высшей школы, ее статус как научной дисциплины; историко-педагогический анализ классических и неклассических дидактических концепций; причины <...>
Трансформация_дидактики_высшей_школы_(2).pdf
УДК 378.02(075.8)
ББК 74.03я73
М152
Р е ц е н з е н т ы:
Н.В. Чекалева – доктор педагогических наук, профессор
(Омский государственный педагогический университет);
Л.П. Берестовская – кандидат педагогических наук, доцент
(филиал Омского государственного педагогического
университета в г. Таре)
М152
Макарова Н.С.
Трансформация дидактики высшей школы : учеб.
пособие / Н.С. Макарова. – 4-е изд., стер. – Москва :
ФЛИНТА, 2024. – 180 с. – ISBN 978-5-9765-1399-0. –
Текст : электронный.
Предлагаемое учебное пособие посвящено раскрытию
причин, направлений и результатов трансформации дидактики
высшей школы в современных социокультурных условиях. В
книге раскрываются особенности дидактики высшей школы,
выделены отличительные признаки дидактической теории на
разных этапах ее развития: классическом, неклассическом и
постнеклассическом, сформулированы идеи для моделирования
сценариев трансформации дидактики высшей школы. В
пособие включены материалы для работы на лекциях и семинарских
занятиях, вопросы и задания для самостоятельной работы
студентов магистратуры, программа курса по выбору.
Учебное пособие адресовано магистрантам, обучающимся
по направлению «Педагогика» в рамках магистерской программы
«Высшее образование» и программы «Преподаватель
высшей школы».
УДК 378.02(075.8)
ББК 74.03я73
ISBN 978-5-9765-1399-0
© Макарова Н.С., 2020
© Издательство «ФЛИНТА», 2020
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .......................................................................................................3
Дидактика высшей школы: от классики к постнеклассике
Лекция 1. Дидактика высшей школы: проблемы становления
и современный дисциплинарный статус................................................7
Лекция 2. Теоретические основы дидактики высшей школы............19
Лекция 3. Становление дидактики высшей школы в эпоху
классической рациональности ..............................................................35
Лекция 4. Развитие дидактики высшей школы: неклассический
подход......................................................................................................45
Лекция 5. Причины и направления постнеклассической
трансформации дидактики высшей школы .........................................53
Лекция 6. Сценарии трансформации дидактики высшей школы:
антропологизация, информатизация, индивидуализация
обучения и т. д. .......................................................................................72
Генезис базисных элементов дидактики высшей школы
«Зачем учить?» .......................................................................................82
«Чему учить?».......................................................................................102
«Как учить?» .........................................................................................112
«Как учиться?» .....................................................................................125
«Какова архитектура процесса обучения?».......................................138
«Каковы образовательные результаты?» ...........................................154
Заключение..............................................................................................163
Приложение 1.
Программа курса по выбору «Трансформация дидактики
высшей школы»....................................................................................165
Приложение 2.
Характеристика типов научной рациональности
(по В. С. Степину) ................................................................................175
3
Стр.3