А.П. Тусичишный, Н.В. Халикова ОБРАЗНОСТЬ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ Учебное пособие •ФЛИНТА• А.П. Тусичишный, Н.В. Халикова ОБРАЗНОСТЬ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 УДК 82-3 ББК 83.3(2Рос=Рус) Т90 Рецензенты: Т.А. Алпатова, канд. филол. н., доц. <...> Образность русской классической прозы [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.П. Тусичишный, Н.В. Халикова. <...> Пособие отражает национальную специфику образной системы художественной прозы второй половины ХIХ - начала ХХ вв. <...> 14 Символика сакральных предметов в произведениях Ф.М. Достоевского . <...> 88 Швейцарские пейзажи в произведениях Ф.М. Достоевского и Ф.И. Тютчева. <...> 127 ЧАСТЬ 1 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА По традиции образность рассматривается в трех основных аспектах: как явление литературного языка: образное значение противополагается понятию; ср.: деревянная мебель – деревянный голос, васильковые глаза – детские глаза; как элемент художественного стиля – традиционные или индивидуальные сравнения-символы (душа – парус, мысли – облака, а также определенные словесные традиции); как строевой элемент композиции художественного произведения и его идейного замысла (образ сада, символ сада). <...> В узком смысле словесным образом является троп, а образностью художественного текста – его метафоричность, экспрессивная выразительность его единиц, наличие характеризующих эпитетов, сравнений, метафор и других средств: «Образная речь – иносказательная речь, связывающая с называемым предметом ряд побочных представлений, вызывающих то или иное эмоциональное переживание»3. <...> Проанализируйте, как в данном отрывке в образной, наглядночувственной форме передается состояние любви: Я перестал работать, читать – я даже перестал гулять по окрестностям, ездить верхом. <...> Но я тогда ничего этого не понимал и ничего бы не сумел назвать изо всего того, что во мне бродило, или бы назвал это всё <...>
Образность_русской_классической_прозы_(1).pdf
А.П. Тусичишный, Н.В. Халикова
ОБРАЗНОСТЬ РУССКОЙ
КЛАССИЧЕСКОЙ
ПРОЗЫ
Учебное пособие
2-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2013
Стр.1
УДК 82-3
ББК 83.3(2Рос=Рус)
Т90
Рецензенты:
Т.А. Алпатова, канд. филол. н., доц.;
И.С. Леонов, канд. филол. н., доц.
Научный редактор:
Г.В. Якушева, д-р филол. н., проф.
Т90
Тусичишный А.П.
Образность русской классической прозы [Электронный ресурс]: учеб.
пособие / А.П. Тусичишный, Н.В. Халикова. — 2-е изд., стер. — М. :
ФЛИНТА, 2013. — 133 с.
ISBN 978-5-9765-1737-0
В учебном пособии рассматриваются лингвостилистические аспекты образности
как одной из основных категорий художественного текста. Описываются и
классифицируются речевые средства создания словесного образа, его свойства,
функции в тексте. Пособие отражает национальную специфику образной системы
художественной прозы второй половины ХIХ - начала ХХ вв.
Работа адресована студентам филологических специальностей. Пособие
также будет полезно преподавателям, аспирантам, может быть использовано при
написании выпускных квалификационных работ. Структура пособия включает
теоретические положения, вопросы и задания, а также примеры анализа образной
системы отдельных произведений. В приложении помещен список рекомендуемой
литературы, словарь терминов. Пособие рассчитано, кроме того, и на
самостоятельную работу студентов под контролем преподавателя.
УДК 82-3
ББК 83.3(2Рос=Рус)
ISBN 978-5-9765-1737-0
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ 1. Художественный образ . ..................................................................................................................4
Определение художественного образа .........................................................................................4
Теория образных парадигм............................................................................................................7
Образность понятий........................................................................................................................9
Концепт «жизнь» в произведениях И.С. Тургенева и А.П.Чехова ..........................................14
Символика сакральных предметов в произведениях Ф.М. Достоевского .............................21
Автобиографический герой в произведениях Л.Н. Толстого...................................................28
Построение образа главного героя в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». .................................32
ЧАСТЬ 2. Визуальная образность художественной прозы . .............................................................38
Визуальный мир произведения . .....................................................................................................38
Типы визуальных образов. ..............................................................................................................40
Свойства визуального образа . ........................................................................................................42
Перцептивная речевая ситуация. ....................................................................................................49
Перцептивные типы художественного описания «Отстранение» ..............................................54
Результативное наблюдение. ..........................................................................................................57
Созерцательное наблюдение. ..........................................................................................................59
Лирическая перцепция . ...................................................................................................................61
ЧАСТЬ 3. Образные константы пейзажного описания. .....................................................................67
Понятие об образных константах. ..................................................................................................67
Образная константа «солнце светит».............................................................................................70
Образная константа «ветер дует»...................................................................................................76
Образная константа «облака движутся»........................................................................................82
Взаимодействие образных констант и образных парадигм.........................................................88
Швейцарские пейзажи в произведениях Ф.М. Достоевского и Ф.И. Тютчева. .........................93
ЧАСТЬ 4. Образные константы портрета. ................................................................................................97
Проблема портретности ...............................................................................................................97
Классификация портретных образов ........................................................................................101
Модель портрета .........................................................................................................................104
Концепт «лицо»...........................................................................................................................107
Концепт «взгляд».......................................................................................................................114
Проблема портретности в произведениях Ф.М. Достоевского
(на примере мотива смеха).........................................................................................................116
О целостности восприятия человека. ..............................................................................................................122
Заключение ................................................................................................................................126
Рекомендуемая литература.....................................................................................................127
Стр.3