Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Образность русской классической прозы (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторТусичишный А. П.
АвторыХаликова Н. В.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц134
ID244678
АннотацияВ учебном пособии рассматриваются лингвостилистические аспекты образности как одной из основных категорий художественного текста. Описываются и классифицируются речевые средства создания словесного образа, его свойства, функции в тексте. Пособие отражает национальную специфику образной системы художественной прозы второй половины ХIХ - начала ХХ вв. Структура пособия включает теоретические положения, вопросы и задания, а также примеры анализа образной системы отдельных произведений. В приложении помещен список рекомендуемой литературы, словарь терминов.
Кому рекомендованоРабота адресована студентам филологических специальностей. Пособие также будет полезно преподавателям, аспирантам, может быть использовано при написании выпускных квалификационных работ. Пособие рассчитано, кроме того, и на самостоятельную работу студентов под контролем преподавателя.
ISBN978-5-9765-1737-0
УДК82-3
ББК83.3(2Рос=Рус)
Тусичишный, А. П. Образность русской классической прозы : учеб. пособие / Н. В. Халикова; А. П. Тусичишный .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2013 .— 134 с. — ISBN 978-5-9765-1737-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/244678 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А.П. Тусичишный, Н.В. Халикова ОБРАЗНОСТЬ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ Учебное пособие •ФЛИНТА• А.П. Тусичишный, Н.В. Халикова ОБРАЗНОСТЬ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 УДК 82-3 ББК 83.3(2Рос=Рус) Т90 Рецензенты: Т.А. Алпатова, канд. филол. н., доц. <...> Образность русской классической прозы [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.П. Тусичишный, Н.В. Халикова. <...> Пособие отражает национальную специфику образной системы художественной прозы второй половины ХIХ - начала ХХ вв. <...> 14 Символика сакральных предметов в произведениях Ф.М. Достоевского . <...> 88 Швейцарские пейзажи в произведениях Ф.М. Достоевского и Ф.И. Тютчева. <...> 127 ЧАСТЬ 1 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА По традиции образность рассматривается в трех основных аспектах: как явление литературного языка: образное значение противополагается понятию; ср.: деревянная мебель – деревянный голос, васильковые глаза – детские глаза; как элемент художественного стиля – традиционные или индивидуальные сравнения-символы (душа – парус, мысли – облака, а также определенные словесные традиции); как строевой элемент композиции художественного произведения и его идейного замысла (образ сада, символ сада). <...> В узком смысле словесным образом является троп, а образностью художественного текста – его метафоричность, экспрессивная выразительность его единиц, наличие характеризующих эпитетов, сравнений, метафор и других средств: «Образная речь – иносказательная речь, связывающая с называемым предметом ряд побочных представлений, вызывающих то или иное эмоциональное переживание»3. <...> Проанализируйте, как в данном отрывке в образной, наглядночувственной форме передается состояние любви: Я перестал работать, читать – я даже перестал гулять по окрестностям, ездить верхом. <...> Но я тогда ничего этого не понимал и ничего бы не сумел назвать изо всего того, что во мне бродило, или бы назвал это всё <...>
Образность_русской_классической_прозы_(1).pdf
А.П. Тусичишный, Н.В. Халикова ОБРАЗНОСТЬ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013
Стр.1
УДК 82-3 ББК 83.3(2Рос=Рус) Т90 Рецензенты: Т.А. Алпатова, канд. филол. н., доц.; И.С. Леонов, канд. филол. н., доц. Научный редактор: Г.В. Якушева, д-р филол. н., проф. Т90 Тусичишный А.П. Образность русской классической прозы [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.П. Тусичишный, Н.В. Халикова. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 133 с. ISBN 978-5-9765-1737-0 В учебном пособии рассматриваются лингвостилистические аспекты образности как одной из основных категорий художественного текста. Описываются и классифицируются речевые средства создания словесного образа, его свойства, функции в тексте. Пособие отражает национальную специфику образной системы художественной прозы второй половины ХIХ - начала ХХ вв. Работа адресована студентам филологических специальностей. Пособие также будет полезно преподавателям, аспирантам, может быть использовано при написании выпускных квалификационных работ. Структура пособия включает теоретические положения, вопросы и задания, а также примеры анализа образной системы отдельных произведений. В приложении помещен список рекомендуемой литературы, словарь терминов. Пособие рассчитано, кроме того, и на самостоятельную работу студентов под контролем преподавателя. УДК 82-3 ББК 83.3(2Рос=Рус) ISBN 978-5-9765-1737-0 © Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ЧАСТЬ 1. Художественный образ . ..................................................................................................................4 Определение художественного образа .........................................................................................4 Теория образных парадигм............................................................................................................7 Образность понятий........................................................................................................................9 Концепт «жизнь» в произведениях И.С. Тургенева и А.П.Чехова ..........................................14 Символика сакральных предметов в произведениях Ф.М. Достоевского .............................21 Автобиографический герой в произведениях Л.Н. Толстого...................................................28 Построение образа главного героя в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». .................................32 ЧАСТЬ 2. Визуальная образность художественной прозы . .............................................................38 Визуальный мир произведения . .....................................................................................................38 Типы визуальных образов. ..............................................................................................................40 Свойства визуального образа . ........................................................................................................42 Перцептивная речевая ситуация. ....................................................................................................49 Перцептивные типы художественного описания «Отстранение» ..............................................54 Результативное наблюдение. ..........................................................................................................57 Созерцательное наблюдение. ..........................................................................................................59 Лирическая перцепция . ...................................................................................................................61 ЧАСТЬ 3. Образные константы пейзажного описания. .....................................................................67 Понятие об образных константах. ..................................................................................................67 Образная константа «солнце светит».............................................................................................70 Образная константа «ветер дует»...................................................................................................76 Образная константа «облака движутся»........................................................................................82 Взаимодействие образных констант и образных парадигм.........................................................88 Швейцарские пейзажи в произведениях Ф.М. Достоевского и Ф.И. Тютчева. .........................93 ЧАСТЬ 4. Образные константы портрета. ................................................................................................97 Проблема портретности ...............................................................................................................97 Классификация портретных образов ........................................................................................101 Модель портрета .........................................................................................................................104 Концепт «лицо»...........................................................................................................................107 Концепт «взгляд».......................................................................................................................114 Проблема портретности в произведениях Ф.М. Достоевского (на примере мотива смеха).........................................................................................................116 О целостности восприятия человека. ..............................................................................................................122 Заключение ................................................................................................................................126 Рекомендуемая литература.....................................................................................................127
Стр.3