Т.Б. Радбиль ЯЗЫКОВЫЕ АНОМАЛИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ И ДРУГИЕ Монография Т.Б. <...> Радбиль ЯЗЫКОВЫЕ АНОМАЛИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ: АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ И ДРУГИЕ Монография 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «Флинта» 2012 УДК 882(092) ББК 83.3(2 Рос=Рус)6-84.9 Р15 Нау ч ный ре да ктор : доктор филологических наук, профессор А.Д. Шмелев (Московский педагогический государственный университет; Институт русского языка им. <...> ISBN 978-5-9765-1387-7 Книга посвящена комплексному исследованию феномена языковой аномальности в художественном тексте в рамках последовательного рассмотрения языковых аномалий как «мирообразующего», стилеобразующего и текстообразующего фактора по уровням «художественный мир» –– художественная речь –– художественное повествование, которое осуществляется на материале текстов отдельно взятого, «образцово аномального» автора, которым является Андрей Платонов. <...> Видимо, такова прагмасемантическая природа языковой аномальности вообще, и в этом смысле практически любая языковая аномалия потенциально есть факт эстетического, «художественного» использования языка. <...> В этой книге нас интересует прежде всего интенциональная сфера языковой аномалии, а именно –– ответ на вопрос, почему в повествовании того или иного автора возникает языковая аномалия и, в конечном счете, зачем она ему понадобилась. <...> ). Мы остановили свой выбор на произведениях Андрея Платонова, где языковая аномальность принципиально и последовательно используется на всех уровнях как основное средство моделирования особого «художественного мира» и, в соответствии с этим, как основной прием текстопорождения. <...> Это, на наш взгляд, позволит не только раскрыть специфику уникальных художественных принципов писателя, но и определить общие закономерности моделей «аномализации» художественного мира, художественной речи и художественного текста, релевантные для отечественной и мировой литературы. <...> –– романы <...>
Языковые_аномалии_в_художественном_тексте_Андрей_Платонов_и_другие_(1).pdf
Т.Б. Радбиль
ЯЗЫКОВЫЕ АНОМАЛИИ
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ:
АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ И ДРУГИЕ
Монография
2-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «Флинта»
2012
Стр.1
УДК 882(092)
ББК 83.3(2 Рос=Рус)6-84.9
Р15
Нау ч ный ре да ктор :
доктор филологических наук, профессор А.Д. Шмелев
(Московский педагогический государственный университет;
Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН)
Рецензенты :
доктор филологических наук, профессор Л.В. Зубова
(Санкт-Петербургский государственный университет);
Associate Professor of Russian, Dr. Olga Meerson
(Department of Slavic Languages, Georgetown University, Washington, D.C.)
доктор филологических наук, ведущий сотрудник НИВЦ М.Ю. Михеев
(Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова)
Радбиль Т.Б.
Р15
Языковые аномалии в художественном тексте: Андрей Платонов
и другие [Электронный ресурс] : монография / Т.Б. Радбиль. – М. :
Флинта, 2012. –– 322 с.
ISBN 978-5-9765-1387-7
Книга посвящена комплексному исследованию феномена языковой аномальности
в художественном тексте в рамках последовательного рассмотрения языковых аномалий
как «мирообразующего», стилеобразующего и текстообразующего фактора по
уровням «художественный мир» –– художественная речь –– художественное повествование,
которое осуществляется на материале текстов отдельно взятого, «образцово
аномального» автора, которым является Андрей Платонов. В книге намечены пути создания
целостной теории языковой аномальности в художественном тексте и обосновывается
релевантная типология языковых аномалий применительно к специфике художественного
слова.
Книга предназначена для лингвистов, литературоведов, культурологов и философов,
специализирующихся на изучении проблемы норма и аномалия в мировой и
отечественной культуре, преподавателей вузов, аспирантов и студентов гуманитарного
цикла, а также для всех, кто интересуется творчеством А. Платонова, А. Введенского,
Д. Хармса и других писателей –– «субъектов аномального художественного дискурса».
УДК 882(092)
ББК 83.3(2 Рос=Рус)6-84.9
ISBN 978-5-9765-1387-7
2
© Издательство «Флинта», 2012
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 1
ГЛАВА I. Языковая аномальность в художественном тексте: к
проблеме квалификации...................................................................................... 7
1.1. Языковая аномалия как теоретическая проблема .................................7
1.1.1. Объем и содержание понятия «языковая аномалия» в
лингвистической науке: история и современность...................................7
1.1.2. Проблема классификации языковых аномалий ............................18
1.2. О статусе языковых аномалий в художественном тексте ..................31
1.2.1. Норма и аномалия в парадигме «реальность –– текст»................32
1.2.2. Типология языковых аномалий в художественном тексте..........41
1.2.3. Норма и аномалия в модусе «текст»: понятие «прототипического
читателя» .....................................................................................................54
1.3. Основные выводы...................................................................................60
ГЛАВА II. Языковые аномалии в художественном тексте и язык
Андрея Платонова............................................................................................... 63
2.1. Обоснование концепции работы...........................................................63
2.1.1. Языковые аномалии как мирообразующий и текстообразующий
фактор в художественном тексте..............................................................64
2.1.2. «Художественный мир»: объем и содержание понятия...............66
2.2. «Художественный мир» Андрея Платонова в свете языковой
аномальности..................................................................................................70
2.2.1. Субстанциональная сфера в «художественном мире» А.
Платонова....................................................................................................70
2.2.2. Собственно концептуальная (логическая) сфера в
«художественном мире» А. Платонова....................................................75
2.2.3. Аксиологическая сфера в «художественном мире» А. Платонова.
......................................................................................................................78
2.2.4. Мотивационно-прагматическая сфера в «художественном мире»
А. Платонова...............................................................................................81
2.3. Художественная речь Андрея Платонова в свете языковой
аномальности..................................................................................................84
2.3.1. Особенности художественного языка А. Платонова....................84
2.3.2. Особенности художественного стиля А. Платонова....................86
2.3.3. Языковые и стилевые истоки художественной речи А. Платонова
......................................................................................................................88
2.4. Художественное повествование Андрея Платонова в свете языковой
аномальности..................................................................................................91
2.4.1. Понятия «текст» / «дискурс» / «наррация»: проблема выделения
......................................................................................................................91
319
Стр.319
2.4.2. Принципы наррации в художественной прозе А. Платонова......98
2.4.3. Категории текста в художественной прозе А. Платонова .........102
2.4.4. Субъектная организация повествования (дискурс) в
художественной прозе А. Платонова.....................................................104
2.5. Основные выводы.................................................................................108
ГЛАВА III. Аномалии языковой концептуализации мира...................... 111
3.1. Субстанциональные аномалии............................................................111
3.1.1. «Структура мироздания» в странном «художественном мире»111
3.1.2. Пространство и время в странном «художественном мире».....121
3.1.3. Причинно-следственный детерминизм в странном
«художественном мире»..........................................................................132
3.2. Концептуальные аномалии..................................................................136
3.2.1. Концептуальные аномалии в парадигматике «языка мысли»...137
3.2.2. Концептуальные аномалии в синтагматике «языка мысли» .....143
3.3. Аксиологические аномалии.................................................................151
3.3.1. Аномалии системы ценностей в «художественном мире»........152
3.3.2. Аномалии системы ценностей в «языке ценностей»..................160
3.4. Мотивационно-прагматические аномалии.........................................164
3.4.1. Прагмасемантические аномалии ..................................................164
3.4.2. Коммуникативно-прагматические аномалии..............................170
3.5. Основные выводы.................................................................................184
ГЛАВА IV. Аномалии языка .......................................................................... 188
4.1. Лексико-семантические аномалии......................................................188
4.1.1. Аномалии в области лексической парадигматики......................188
4.1.2. Аномалии в области лексической синтагматики........................197
4.2. Стилистические аномалии...................................................................203
4.2.1. Аномалии в области стилистической парадигматики................203
4.2.2. Аномалии в области стилистической синтагматики ..................208
4.3. Фразеологические аномалии ...............................................................213
4.3.1. Структурно-семантические фразеологические аномалии .........214
4.3.2. Собственно семантические фразеологические аномалии..........216
4.3.3. Прагмасемантические фразеологические аномалии ..................218
4.4. Словообразовательные аномалии .......................................................220
4.4.1. Структурно-семантические словообразовательные аномалии..221
4.4.2. Собственно семантические словообразовательные аномалии..226
4.4.3. Прагмасемантические словообразовательные аномалии...........229
4.5. Грамматические аномалии...................................................................232
4.5.1. Аномалии в области грамматической парадигматики ...............234
4.5.2. Аномалии в области грамматической синтагматики .................241
4.6. Основные выводы.................................................................................247
320
Стр.320
ГЛАВА V. Аномалии текста ........................................................................... 250
5.1. Аномалии наррации..............................................................................250
5.1.1. Аномалии событийной структуры повествования (аномалии
сюжета и фабулы).....................................................................................251
5.1.2. Аномалии пространственно-временного плана повествования
(аномалии хронотопа) ..............................................................................257
5.1.3. Аномалии текстовой референции.................................................260
5.2. Аномалии структуры текста ................................................................265
5.2.1. Аномалии текстовой связности ....................................................265
5.2.2. Аномалии метатекстовой связности ............................................271
5.3. Аномалии дискурса ..............................................................................275
5.3.1. Аномалии в передаче чужой точки зрения и чужой речи..........276
5.3.2. Аномалии интертекста...................................................................281
5.4. Основные выводы.................................................................................286
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 290
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.......................................................... 304
ИСТОЧНИКИ.................................................................................................... 317
СЛОВАРИ........................................................................................................... 318
321
Стр.321