Главная задача пособия — помочь студентам, начинающим свое профессиональное филологическое образование, составить надежное и прочное представление о назначении и составе литературной науки, помочь реальному формированию необходимых компетенций, связанных с путями и навыками литературоведческого труда. <...> 66 Раздел 6. художественный образ и словесно-художественный образ . <...> Вместе с тем невозможно упускать из виду и весь активно развивавшийся в прошлом веке и продолжающий уточняться и преобразовываться состав науки о художественной словесности. речь идет как о разнообразных прикладных (литературоведческая текстология, литературоведческое источниковедение, литературоведческая библиография), так и о многочисленных историко-теоретических отраслях. наше учебное пособие по «Введению в литературоведение» обращено и к студентам, и к преподавателям. <...> Вместе с тем целесообразно постоянно предусматривать небольшие по объему задания, ориентированные на работу с библиотечными каталогами, библиографическими указателями, литературными энциклопедиями, словарями и справочниками. стержневыми для всего курса становятся понятия «медленное чтение» и «выразительное чтение». <...> Медленное чтение — неспешное, внимательное и чуткое погружение в художественный текст, когда ощущается и определяется не столько поверхностно-номинативный, «наивнореалистический» (Г.а. <...> В стремлении интеллектуально и эмоционально постичь тайны литературного произведения мы предлагаем целую си9 стему внутренне соподчиненных понятий и представлений о литературных родах, о жанре как категории литературной памяти, об авторе и повествователе в литературном произведении, о мотиве, сюжете и композиции, о теме, идее и пафосе поэтического творения, о средствах раскрытия характера, о тропах и фигурах в художественном тексте. литературоведческий лексикон студента постепенно пополняется понятиями о хронотопе, о языке литературы <...>
Введение_в_литературоведение_.pdf
В.В. Прозоров
Е.Г. Елина
ВВЕДЕНИЕ
В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Учебное пособие
5-е издание, стереотипное
Допущено УМО
по классическому университетскому образованию
для студентов высших учебных заведений
в качестве учебного пособия
по направлению 032700 — «Филология»
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2019
1
Стр.1
УДК 82.09(075.8)
ББК 83.3я73
П79
П79
Прозоров В.В.
Введение в литературоведение : учебное пособие / В.В. Прозоров,
Е.Г. Елина. — 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 224 с. —
ISBN 978-5-9765-1113-2. — Текст : электронный.
В пособии представлены учебно-методические материалы, необходимые
для системного глубокого освоения дисциплины «Введение
в литературоведение»: лекционные материалы к курсу, программа
практических занятий, тестовые задания, список литературы. Главная
задача пособия — помочь студентам, начинающим свое профессиональное
филологическое образование, составить надежное и
прочное представление о назначении и составе литературной науки,
помочь реальному формированию необходимых компетенций, связанных
с путями и навыками литературоведческого труда.
Для бакалавров, обучающихся по направлению 032700 «Филология».
УДК
82.09(075.8)
ББК 83.3я73
ISBN 978-5-9765-1113-2
© Прозоров В.В., Елина Е.Г., 2012
© Издательство «ФЛИНТА», 2012
2
Стр.2
Содержание
нЕоБхоДиМыЕ ПЕрВоначальныЕ ПояснЕния ..................... 4
ПрЕДислоВиЕ, аДрЕсоВанноЕ ПрЕПоДаВатЕляМ ................ 6
ПрЕДислоВиЕ, аДрЕсоВанноЕ стУДЕнтаМ .......................... 12
Лекционные материаЛы к курсу ....................................... 16
Раздел 1. Предмет и назначение литературоведения ........................... 16
Раздел 2. Диалогическая природа литературной науки ....................... 27
Раздел 3. основополагающие дисциплины литературоведения ............ 40
Раздел 4. историко-теоретические дисциплины
в составе литературоведения ............................................. 54
Раздел 5. литература среди других видов искусства .......................... 66
Раздел 6. художественный образ и
словесно-художественный образ ........................................ 81
Раздел 7. Понятие о литературных родах и жанрах ........................... 95
Раздел 8. Произведение словесно-художественного творчества .......... 114
Раздел 9. автор и читатель в литературном процессе и
в словесной ткани художественного произведения .............. 142
Раздел 10. основные принципы анализа художественного
произведения в различных исследовательских
литературоведческих школах .......................................... 167
Практические занятия ..................................................................... 179
тестовые задания ............................................................................ 190
список литературы ......................................................................... 218
Электронные ресурсы, полезные для начинающего литературоведа ....... 222
3
Стр.3