Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Лингводидактическая концепция формирования жанровой компетенции учащихся в системе непрерывного языкового образования (1500,00 руб.)

0   0
АвторыКолесникова Н. И.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц411
ID244330
АннотацияВ монографии представлена межпрофильная концепция поэтапного, преемственного, модульного формирования жанровой компетенции в научной сфере общения студентов и магистрантов нефилологических вузов. Предложенная концепция основана на идее непрерывности языкового образования, жанрово-стилистическом и деятельностном подходах к содержанию и организации обучения. Учебно-методическое обеспечение и научное сопровождение включает межжанровую модель научного текста, модели простых и сложных научных жанров, методику формирования жанрово-стилистической компетенции с учетом специальности обучающихся и этапа обучения.
Кому рекомендованоКнига адресована специалистам, работающим на стыке филологии и лингводидактики, преподавателям русского языка и речеведческих дисциплин в высших и средних специальных учебных заведениях, научным руководителям магистрантов и аспирантов любого профиля, а также всем, кто причастен к научной деятельности.
ISBN978-5-9765-1670-0
УДК81’1
ББК81.411.2-7-91
Лингводидактическая концепция формирования жанровой компетенции учащихся в системе непрерывного языкового образования : монография / Н. И. Колесникова .— 2-е изд., испр. и доп. — Москва : ФЛИНТА, 2013 .— 411 с. — Библиогр.: с. 333-376 (499 назв.) .— ISBN 978-5-9765-1670-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/244330 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.И. Колесникова ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖАНРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ Монография •ФЛИНТА• Н.И. Колесникова ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖАНРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ Монография 2-е издание, исправленное и дополненное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 УДК 81’1 ББК 81.411.2-7-91 К 60 Рецензенты: д-р пед. наук, проф. <...> К 60 Лингводидактическая концепция формирования жанровой компетенции учащихся в системе непрерывного языкового образования [Электронный ресурс] : монография / Н.И. Колесникова. <...> ISBN 978-5-9765-1670-0 В монографии представлена межпрофильная концепция поэтапного, преемственного, модульного формирования жанровой компетенции в научной сфере общения студентов и магистрантов нефилологических вузов. <...> Учебно-методическое обеспечение и научное со-провождение включает межжанровую модель научного текста, модели простых и сложных научных жанров, методику формирования жанрово-стилистической компетенции с учетом специальности обучающихся и этапа обучения. <...> Научный стиль в системе функциональных разновидностей современного русского литературного языка. <...> Функциональные разновидности современного русского литературного языка . <...> Лингводидактические и лингвопсихологические особенности формирования жанровой компетенции студентов и магистрантов. <...> Анализ соответствия учебников и учебных пособий «Русский язык и культура речи» коммуникативным потребностям студентов . <...> Когнитивный подход к описанию языковой и речевой деятельности студентов нефилологического вуза . <...> Система упражнений для формирования жанровой компетенции в научной сфере общения . <...> Система подготовительных упражнений (формирование языковой/речевой, стилистической и текстовой компетенции) . <...> Развитие научной речи российских учащихся долгое время было прерогативой общеобразовательной школы, направлявшей в вузы <...>
Лингводидактическая_концепция_формирования_жанровой_компетенции_учащихся_в_системе_непрерывного_языкового_образования_(1).pdf
Н.И. Колесникова ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖАНРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ Монография 2-е издание, исправленное и дополненное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013
Стр.1
УДК 81’1 ББК 81.411.2-7-91 К 60 Рецензенты: д-р пед. наук, проф. Е.Н. Пузанкова, д-р филол. наук, проф. Ю.В. Фоменко Колесникова Н.И. К 60 Лингводидактическая концепция формирования жанровой компетенции учащихся в системе непрерывного языкового образования [Электронный ресурс] : монография / Н.И. Колесникова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ФЛИНТА, 2013. – 411 с. ISBN 978-5-9765-1670-0 В монографии представлена межпрофильная концепция поэтапного, преемственного, модульного формирования жанровой компетенции в научной сфере общения студентов и магистрантов нефилологических вузов. Предложенная концепция основана на идее непрерывности языкового образования, жанрово-стилистическом и деятельностном подходах к содержанию и организации обучения. Учебно-методическое обеспечение и научное со-провождение включает межжанровую модель научного текста, модели простых и сложных научных жанров, методику формирования жанрово-стилистической компетенции с учетом специальности обучающихся и этапа обучения. Книга адресована специалистам, работающим на стыке филологии и лингводидактики, преподавателям русского языка и речеведческих дисциплин в высших и средних специальных учебных заведениях, научным руководителям магистрантов и аспирантов любого профиля, а также всем, кто причастен к научной деятельности. УДК 81’1 ББК 81.411.2-7-91 ISBN 978-5-9765-1670-0 © Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.......................................................................................................................7 ГЛАВА 1. Научный стиль в системе функциональных разновидностей современного русского литературного языка. ....................13 1.1. Функциональные разновидности современного русского литературного языка . ................................................................................13 1.1.1. Понятие «стиля» в современной лингвистической науке . ....15 1.1.2. Классификация функциональных стилей и их отличительные особенности ...................................................................18 1.1.3. Стилеобразующие факторы и стилевые черты........................21 1.1.4. Стили языка и стили речи. ..........................................................23 1.1.5. Стили и жанры..............................................................................25 1.2. Научный стиль речи...............................................................................29 1.2.1. Актуальность исследований научного стиля ...........................29 1.2.2. Стилевые черты научной речи ...................................................32 1.2.3. Устная и письменная формы научной речи .............................38 1.2.4. Внутристилевая дифференциация научной речи. ...................40 1.3. Язык науки и подъязыки специальностей . ........................................43 1.3.1. Научный стиль и язык науки ......................................................45 1.3.2. Специфические особенности терминов....................................50 1.4. Научный текст: стилевые, категориальные и структурносмысловые особенности . ......................................................................56 1.5. Типология способов изложения в научных текстах .........................68 1.5.1. Подтипы способов изложения ...................................................76 Выводы. ..........................................................................................................80
Стр.3
4 ОГЛАВЛЕНИЕ ГЛАВА 2. Лингводидактические и лингвопсихологические особенности формирования жанровой компетенции студентов и магистрантов. ....................................................................................83 2.1. Коммуникативно-деятельностные потребности студентов нефилологических вузов . ..........................................................................83 2.1.1. Анализ соответствия учебников и учебных пособий «Русский язык и культура речи» коммуникативным потребностям студентов ..................................................................97 2.2. Языковая личность студента нефилологического вуза . ................113 2.3. Когнитивный подход к описанию языковой и речевой деятельности студентов нефилологического вуза . ......................................129 2.4. Научные жанры в лингводидактическом освещении. ....................140 2.4.1. Жанрово-стилевое многообразие русской научной речи как пространство для формирования жанровой компетенции...........................................................................................140 2.4.2. Актуальные для изучения научные жанры и их внутрижанровые варианты ....................................................................150 2.4.3. Типологические модели научных текстов и жанров ............163 2.4.3.1. Типологическая текстовая модель «Коммуникативный блок» .................................................................163 2.4.3.2. Типологическая жанровая модель «Субжанр» . .......171 2.4.3.3. Жанр «Введение» и его «субжанры».........................174 2.4.3.4. Межжанровая модель научного текста . ....................186 Выводы. ........................................................................................................197 ГЛАВА 3. Организация процесса формирования жанровой компетенции учащихся в системе непрерывного языкового образования . ...........................................................................................200 3.1. Организация процесса формирования жанровой компетенции учащихся на предвузовском этапе .....................................................200 3.2. Организация процесса формирования жанровой компетенции студентов на вузовском этапе обучения (бакалавриат) . ................208 3.3. Организация процесса формирования жанровой компетенции магистрантов .........................................................................................219 3.4. Система упражнений для формирования жанровой компетенции в научной сфере общения . ..........................................................236
Стр.4
5 3.4.1. Система подготовительных упражнений (формирование языковой/речевой, стилистической и текстовой компетенции) .........................................................................................237 3.4.2. Система упражнений, направленных на овладение вторичными жанрами. .....................................................................278 3.4.3. Система упражнений, направленных на овладение первичными жанрами. .....................................................................289 3.5. Экспериментальное исследование лингводидактической концепции формирования жанровой компетенции . .............................310 Выводы......................................................................................................................327 Заключение. ............................................................................................................329 Список литературы . .............................................................................................333 Приложения . ..........................................................................................................377
Стр.5