Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Введение в языкознание (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторДаниленко В. П.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц288
ID244198
АннотацияКурс лекций соответствует стандартной программе дисциплины «Введение в языкознание». Он содержит основные сведения о языке, его функциях, истории его изучения. В нём представлена отчётливая научно-отраслевая структура языкознания. Главное внимание в нём уделено проблемам внутренней лингвистики — синхронической, диахронической и сравнительной. К курсу приложен «Краткий словарь лингвистических терминов».
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по образованию в области лингвистики Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям направления «Лингвистика и межкультурная коммуникация»
Кому рекомендованоДля бакалавров и студентов, а также для интересующихся вопросами языкознания.
ISBN978-5-9765-0833-0
УДК811.161.1(042.4)
ББК81.2Рус-923
Даниленко, В.П. Введение в языкознание : курс лекций / В.П. Даниленко .— 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016 .— 288 с. — ISBN 978-5-9765-0833-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/244198 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В нём представлена отчётливая научно-отраслевая структура языкознания. <...> 7 1. наУЧно-оТРаСлеВая СТРУкТУРа ВнеШнеЙ лингВиСТики Под научно-отраслевой структурой любой науки имеют в виду её деление на различные области знаний (дисциплины). <...> Она может быть представлена следующим образом: ЛИНГВИСТИКА ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ ВНЕШНЯЯ ЛИНГВИСТИКА ВНУТРЕННЯЯ ЛИНГВИСТИКА Лингвистическая онтология — учение о бытии языка, а лингвистическая гносеология — учение о способах его познания. <...> В свою очередь, внешняя лингвистика отличается от внутренней тем, что в первой язык изучается в связи с другими, неязыковыми, объектами, а во второй он исследуется как таковой. <...> 8 ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ На первом этаже мироздания расположилась физическая природа (вода, горы, воздух и т.д.) <...> На втором этаже мироздания расположилась живая природа (растения, животные, люди). <...> На третьем этаже мироздания мы обнаруживаем психику (ощущения, представления, понятия и т.д.) <...> На четвёртом этаже мироздания, наконец, расположилась культура (пища, одежда, жилище, техника, религия, наука, искусство, нравственность и т.д.) <...> В курсе по введению в языкознание мы сосредоточим своё внимание на научно-отраслевой структуре внутренней лингвистики, однако некоторые вопросы из внешней лингвистики мы должны рассмотреть уже сейчас. <...> Так возникли корни языка, те элементы или первичные клеточки, из которых выросли все известные нам языки» (Донских О.А. <...> : КД ЛИБРОКОМ, 2010), а также в статьях, помещённых на моём сайте. <...> Чем дальше друг от друга отстоят языки в структурно-семантическом отношении, тем больше разнятся картины мира, в них заключённые, но в любом случае языковые картины мира отличаются от научных в весьма существенной степени. <...> Вайсгербер, как и авторы теории лингвистической относительности, истолковывал как направляющую — в том смысле, что наш родной язык, с его точки зрения, направляет наше познание по определённому руслу — тому, которое обусловлено <...>
Введение_в_языкознание.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Введение_в_языкознание.pdf
В.П. Даниленко ВВеДение В языкознание Курс лекций 3-е издание, стереотипное Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области лингвистики Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям направления «Лингвистика и межкультурная коммуникация» Москва Издательство «ФЛИНТА» 2016 1
Стр.1
УДК 811.161.1(042.4) ББК 81.2Рус-923 Д18 Ре ц е н з е н т ы: д-р филол. наук, проф. А.М. Каплуненко, д-р филол. наук, проф. Л.М. Ковалева Даниленко В.П. Д18 Введение в языкознание [Электронный ресурс] : курс лекций / В.П. Даниленко. — 3-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2016. — 288 с. ISBN 978-5-9765-0833-0 Курс лекций соответствует стандартной программе дисциплины «Введение в языкознание». Он содержит основные сведения о языке, его функциях, истории его изучения. В нём представлена отчётливая научно-отраслевая структура языкознания. Главное внимание в нём уделено проблемам внутренней лингвистики — синхронической, диахронической и сравнительной. К курсу приложен «Краткий словарь лингвистических терминов». Для бакалавров и студентов, а также для интересующихся вопросами языкознания. УДК 811.161.1(042.4) ББК 81.2Рус-923 ISBN 978-5-9765-0833-0 2 © Даниленко В.П., 2016 © Издательство «Флинта», 2016
Стр.2
оглаВление Предисловие ....................................................................................................................5 1. Научно-отраслевая структура внешней лингвистики ..............................8 2. Гипотезы о происхождении языка .................................................................14 3. Язык и другие системы знаков. Коммуникативная функция языка .....................................................................................................19 4. Язык и познание. Познавательная функция языка ................................25 5. Язык и практика. Прагматическая функция языка ................................32 6. Язык и культура. Варваризация языка ........................................................38 7. Язык и культура. Вульгаризация языка ......................................................44 8. Язык и общество. Типология языковых ситуаций .................................52 9. Виды и история письма .....................................................................................56 10. Научно-отраслевая структура лингвистической гносеологии ...........60 11. Научно-отраслевая структура внутренней лингвистики .....................67 12. Первый этап в развитии науки о языке .......................................................72 13. Второй этап в развитии науки о языке ........................................................78 14. Третий этап в развитии науки о языке .........................................................83 15. Синхроническая фонетика (в узком смысле слова). Виды фонетических классификаций ...........................................................89 16. Синхроническая фонология. Звук и фонема ............................................94 17. Синхроническая морфонология. Морфонема и виды морфонологических чередований ................................................100 18. Синхроническая силлабика. Теории слогоделения ..............................105 19. Синхроническая акцентология. Виды ударений ...................................110 20. Синхроническая мелодика. Компоненты интонации ..........................116 21. Синхроническое словообразование. Способы словообразования ......121 22. Синхроническая лексикология. Полисемия. Омонимия. Синонимия. Антонимия .................................................................................126 23. Синхроническая морфология. Принципы классификации слов по частям речи ....................................................................................................132 24. Синхроническая морфология. Способы выражения морфологических значений ...........................................................................137 25. Синхронический синтаксис. Его формальный, семантический и актуальный аспекты .....................................................................................143 3
Стр.3
26. Синхроническая лингвистика текста. Её семасиологический и ономасиологический аспекты ...................................................................148 27. Диахроническая фонетика. Виды звуковых изменений. Фонетические законы и закономерности .................................................153 28. Диахроническая фонетика. Виды историко-фонетических процессов .............................................................................................................159 29. Диахроническое словообразование. Научная и ложная этимология. Деэтимологизация ...................................................................163 30. Диахроническая лексикология. Причины лексико-семанти ческих изменений ............................................................168 31. Диахроническая морфология. Виды историко-морфологи ческих процессов .............................................................................................................175 32. Диахронический синтаксис. Основные ступени синтаксической эволюции языка ................................................................181 33. Сравнительно-исторический метод в языкознании .............................186 34. Генеалогическая классификация языков ..................................................192 35. Типологический подход в науке о языке ..................................................197 36. Общетипологическая классификация языков .......................................203 37. Контрастивная фонология .............................................................................209 38. Контрастивное словообразование ...............................................................213 39. Контрастивная лексикология .......................................................................218 40. Контрастивная морфология (на материале существительных и прилагательных) ............................................................................................223 41. Контрастивный синтаксис .............................................................................229 Приложение. Краткий словарь лингвистических терминов ......................236 4
Стр.4